ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.05.2024
Просмотров: 284
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
По учебному курсу «управление образовательными системами»
Объем курса и виды учебной работы
Примерный тематический план по курсу «Управление образовательными системами»
Тема 5. Система планирования работы общеобразовательного учреждения.
Тема 6. Деятельность школы по обеспечению прав граждан на образование.
Тема 7. Организация учебно-воспитательной работы школы. Переход на профильное обучение.
Тема 8. Организация инновационной работы в образовательном учреждении.
Тема 11. Совершенствование системы внутришкольного контроля.
Тема 12. Педагогический анализ образовательной деятельности.
Тема 13. Показатели результатов образовательной деятельности.
Методические рекомендации для преподавателей
Методические указания для студентов.
Выпускная квалификационная работа
Определение значимости модулей и количества баллов
Критерии оценивания результатов учебной деятельности студентов (в баллах)
Вопросы на промежуточную аттестацию (к зачету) по курсу «Управление образовательными системами»
Варианты билетов для проведения зачета
Материально-техническое обеспечение курса
Дополнительные учебные материалы к учебно-методическому комплексу
3. Проблемы осуществления обязательного среднего образования молодежи.
При изучении этих вопросов по каждой из трех проблем создаются по три микрогруппы в составе 2-3 студентов для:
- сообщения положительных сторон нововведения;
- выявления недостатков, осложняющих решение поставленных проблем;
- выработки рекомендации по закреплению положительного опыта и предупреждению ошибок.
На основе наработанных материалов на практическом занятии студенты по каждой проблеме в отдельности выступают с докладами по защите и обоснованию своих позиций, взглядов, мнений и предложений.
Рекомендованная литература.
1. Эффективное управление школой в современных условиях. – СПб: КАРО, 2005. – 272 с.
2. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. – СПб.: КАРО, 2007. – 144 с.
3. С.Ф. Хлебунова, Н.Д. Тараненко. Управление современной школой. Выпуск 6. –Ростов н/Д.: Учитель, 2004. – 96 с.
4. Т.И. Шамова и др. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода. – М.: Пед. поиск, 2006. – 160 с.
5. Д.А. Иванов и др. Компетентностный подход в образовании. – М.: АПК и ПРО, 2005. – 101 с.
6. Оценка качества образовательной деятельности и создание программ их развития. – М.: Сентябрь, 2004. – 160 с.
7. Закон об образовании РФ. – М.: 1993.
8. Народное образование: Российский общественно-педагогический журнал. – М.: Инф. Центр «Сплайн», 2008, № 10.
Практическое занятие 2
по теме «Организация учебно-воспитательного процесса в школе при профильном обучении»
Задание студентам для подготовки к занятию:
На основе самостоятельного изучения литературы подготовить свои варианты ответов на следующие вопросы (ответы готовят по 2-3 студента на каждый вопрос) и всесторонне обосновать свои ответы:
1. Задачи профилизации обучения в общеобразовательной школе, исходя из запросов социального заказа и личностного развития учащихся.
2. Организация предпрофильной подготовки учащихся, их родителей, педагогического коллектива.
3. Комплектование профильных классов школы, исходя из вариантов профилизации обучения.
4. Содержание базовых и профильных предметов.
5. Элективные курсы в различных вариантах учебного плана.
6. Компетентностный и личностно ориентированный подходы обучения при профилизации образования в школе.
Рекомендованная литература.
1. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода. – М.: Пед. поиск, 2006. – 160 с.
2. Т.И. Галкина. Организация профильного обучения в школе. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006 - 256 с.
3. С.Ф. Хлебунова, Н.Д. Тараненко. Управление современной школой. Выпуск 6. – Ростов н/Д.: Учитель, 2004. – 96 с.
4. Эффективное управление школой в современных условиях. – СПб.: КАРО. – 272 с.
Семинар 1.
по теме «Организации инновационной работы в общеобразовательном учреждении»
Вопросы для обсуждения
1. Инновации в школе: сущность, задачи, виды.
2. Рождение инновации:
- изучение образовательной политики, педагогической практики и педагогической теории;
- анализ деятельности школы (самоанализ) и возможностей педагогического коллектива (самооценка);
- определение объекта и темы инновационной работы.
3. Программа педагогического эксперимента: цели, задачи, гипотеза, база, этапы, методы, критерии оценки и показатели результата.
4. Подготовка коллектива (самоподготовка), планирование и организация работы, подведение итогов.
Рекомендованная литература.
1. А.М. Саранов. Инновационный процесс как фактор саморазвития современной школы. – Волгоград: Перемена, 2000. – 259 с.
2. О.Г. Хомерики и др. Развитие школы как инновационный процесс: Мет. Пособие. – М.: Новая школа, 1994. – 64 с.
3. В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. Педагогика: инновация деятельность. – М.: Магистр, 1997.- 308 с.
4. Управление развитием школы / Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. – М.: Новая школа, 1995. – 464 с.
Семинар 2
по теме «Работа с педагогическими кадрами в школе»
Вопросы для обсуждения
1. Конфликт в коллективе, его причины, условия профилактики и преодоления;
2. Оплата труда, материальное и моральное стимулирование учителя;
3. Методическая работа в школе: коллективные, групповые и индивидуальные формы ее организации;
4. Аттестация педагогических работников: цели, задачи, порядок проведения, принятие решения.
Рекомендованная литература.
1. Р.Х. Шакуров. Социально-психологические проблемы руководства пед. коллективом. – М.: Педагогика, 1982. – 230 с.
2. А.Б. Вифлемский. Организация и оплата труда в школе. – М.: Сентябрь, 2003. – 208 с.
3. Л.П. Ильенко. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях. – М.: Пед. поиск, 2006. – 160 с.
4. Л.М. Митина. Психология труда и профессионального развития учителя. – М.: Академия, 2004. – 320 с.
Семинар 3
по теме «Взаимодействие административных и общественных органов управления образовательного учреждения»
Вопросы для обсуждения
1. Перечень административных работников школы. Распределение функций между руководителями школы.
2. Управляющий совет школы и его взаимодействие с ее администрацией.
3. Состав и функции попечительского совета образовательного учреждения.
4. Педагогический совет школы, его функции, организация работы, принимаемые решения.
5. Организация работы методических советов при заместителях директора школы.
6. Совещание при директоре школы.
7. Деятельность советов микрорайона и совета профориентации учащихся.
8. Координация работы родительского и ученического комитетов.
Рекомендованная литература.
1. Н.Ф. Дик. Государственно-общественное управление общеобраз. учреждениями. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 320 с.
2. Г.Г. Габдуллин. Перестройка школы: проблемы управления. – Казань: Тат. кн. изд-во, 1990. – 206 с.
3. Д.А. Ягофаров. Нормативно-правовое обеспечение образования. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 399 с.
Семинар 4
по теме «Показатели результатов деятельности образовательного учреждения»
Вопросы для обсуждения
Подведение итогов работы школы.
Критерии оценки качества образования.
Индикативные показатели результатов учебно-воспитательной деятельности.
Показатели ресурсного обеспечения образовательной деятельности.
Рекомендованная литература.
Управление качеством образования/Под ред. М.М. Поташника. – М.: Пед. общество, 2004. – 448 с.
Г.Г. Габдуллин. Школоведение. Курс лекций по педагогике. – Казань: Газетно-журн. изд-во, 1997. – 234 с.
Диагностика успешности учителя. /Сост. Т.В. Морозова. – М.: Пед. поиск, 2001. – 160 с.
Ю.А. Конаржевский. Анализ итогов учебного года. – Челябинск: ЧГПИ, 1985. – 164 с.
Оценка качества образовательной деятельности школ и создание программ их развития. – М.: Сентябрь, 2004. – 160 с.
Методические рекомендации для преподавателей
Общие предложения
От преподавателя высшего учебного заведения требуются, с одной стороны, умения передавать студентам учебный материал, научные понятия, делая их доступными для них, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызвать интерес к предмету, возбудить у студентов активную самостоятельную мысль, организовать самостоятельную работу студентов, самостоятельное получение знаний, тонко управлять их познавательной активностью, направлять ее в нужное русло. С другой стороны, в высшей школе изучается наука в ее развитии. Студент овладевает процессом формирования научных знаний и методами своей науки, знакомится с ее проблемами и возможностями их решения. При этом важно помнить, что имеет значение не столько количество часов, отведенных на изучение предмета, объем изучаемого материала, а в большей мере имеет решающее значение подход к научным проблемам, характер изучаемого материала, овладение теорией и процессом внедрения науки в практику. Ученый-педагог не только ведет учебный предмет, обучает студентов, но и сам является активным исследователем в той науке, которую он преподает. Только в таком случае возможно достижение высокого уровня проблемности и исследовательского подхода в процессе обучения. Учебному процессу высшей школы присуща высокая активность самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов и ее сближение с научно-исследовательской работой. Активность студентов побуждается тем, что в учебный процесс постепенно вводятся научно-исследовательские задания различного характера, а также реферативные и курсовые работы, требующие выполнения определенных исследований или учебно-исследовательских решений.
Следовательно, любое теоретическое или практическое занятие в вузе, удачно комбинирующее научные, прикладные и учебные знания, известные или новые методы и методики, в той или иной мере является результатом творчества, проявлением творчества преподавателя. В преподавании курса «Управление образовательными системами» предусмотрено использование всех основных форм организации учебного процесса в высшей школе: лекций, практических и семинарских занятий для студентов, выполнение ими реферативных, курсовых и дипломных работ, других форм самостоятельных работ, тестирование знаний, итоговый зачет и Интернет-экзамен в составе единой дисциплины «Педагогика».
Лекционные занятия по курсу «Управление общеобразовательными системами» прежде всего посвящаются раскрытию наиболее сложных теоретических, социальных, организационно-педагогических вопросов управления образовательными системами, созданию базы данных, ориентирующей студента на самостоятельный поиск смысла управленческой деятельности в федеральной, региональной, муниципальной системах образования и в различных типах образовательных учреждений, как «Система образования Российской Федерации»; «Сущность, содержание, принципы, функции и методы управления образовательными системами»; «Общественно-государственная система органов управления образованием»; «Общеобразовательная школа как социально-педагогическая система и объект управления» и другие.