ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.05.2024
Просмотров: 280
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
По учебному курсу «управление образовательными системами»
Объем курса и виды учебной работы
Примерный тематический план по курсу «Управление образовательными системами»
Тема 5. Система планирования работы общеобразовательного учреждения.
Тема 6. Деятельность школы по обеспечению прав граждан на образование.
Тема 7. Организация учебно-воспитательной работы школы. Переход на профильное обучение.
Тема 8. Организация инновационной работы в образовательном учреждении.
Тема 11. Совершенствование системы внутришкольного контроля.
Тема 12. Педагогический анализ образовательной деятельности.
Тема 13. Показатели результатов образовательной деятельности.
Методические рекомендации для преподавателей
Методические указания для студентов.
Выпускная квалификационная работа
Определение значимости модулей и количества баллов
Критерии оценивания результатов учебной деятельности студентов (в баллах)
Вопросы на промежуточную аттестацию (к зачету) по курсу «Управление образовательными системами»
Варианты билетов для проведения зачета
Материально-техническое обеспечение курса
Дополнительные учебные материалы к учебно-методическому комплексу
Написание реферата.
Овладение содержанием курса «Управление образовательными системами» предполагает написание и защиту каждым студентом реферата на одну из предложенных тем (см. Темы рефератов). Кроме предложенных в списке тем рефератов, можно по согласованию с преподавателем предлагать и выбирать и другие темы. Прежде чем выбрать тему, студенту необходимо выяснить свой интерес и определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, глубоко ее изучить. Тема работы выбирается исходя из личностного интереса самостоятельно, после общего знакомства с литературой по проблеме. При затруднении следует обратиться за дополнительной консультацией к преподавателю.
После этого необходимо более детально ознакомиться с источниками (8-10), составить предварительный план содержания реферата, обращая внимание на главные вопросы, ответ на которые и составит содержание работы, и согласовать с преподавателем.
Объем реферата составляет 15-20 страниц печатного текста, оформленного по правилам, предъявляемым к такому виду работ в высших учебных заведениях.
Реферат включает: титульный лист – название учебного заведения и кафедры, тема работы, Ф.И.О. автора, название факультета, курса, академической группы, Ф.И.О. преподавателя, место выполнения работы и год. Далее следует план работы (оглавление), содержание работы, список использованной литературы.
Содержание реферата состоит из следующих элементов:
Введение – здесь отмечается актуальность темы, т.е. ответ на вопрос почему выбрана эта тема в качестве самостоятельного сочинения. Например, вызвала интерес своей необычностью, противоречивых суждений, связана с будущей специальностью; историография проблемы – дается краткая характеристика литературы, использованной для написания работы; задачи реферата – перечисляются основные вопросы, на которые предстоит дать.
Основная часть содержания раскрывается в соответствии с планом (оглавлением), их отдельных частей, посвященных анализу выбранной темы. Содержание реферата должно быть логичным, последовательным, изложение материала носить проблемно-тематический характер.
Заключение – здесь делаются выводы, к которым пришли в результате рассмотрения проблемы, высказать собственное отношение к изучаемому материалу.
Список использованной литературы – перечисляются книги, журнальные статьи, использованные для написания работы.
Курсовые работы.
Она является самостоятельной учебно-исследовательской работой. По учебному плану IV курса педагогических вузов предусматривается выполнение курсовой работы по педагогике одной третьей частью общего количества студентов (остальные студенты пишут по другим общепрофессиональным дисциплинам). Ее цель – обучение студентов элементарным умениям исследовательской работы. Объем работы – 30-35 страниц. Структура курсовой работы по «Управлению образовательными системами» в основном совпадает со структурой реферата. Однако ее части от реферата отличаются более глубокой разработкой рассматриваемых вопросов и рассмотрением избранной темы.
Во введении (2-3 с.), как правило, раскрывается обоснование актуальности избранной темы, формулировка проблемы, цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы исследования, раскрытие методов исследования. При исследовании актуальности избранной темы желательно назвать ведущих специалистов и исследователей данной проблемы и направления их поисков.
Основная часть курсовой работы делится на главы и параграфы, которые содержат теоретический аспект проблемы исследовании, изложение и анализ опыта решения данной проблемы, представленного в литературе; небольшую экспериментальную работу или описание элементов изученного опыта. Каждая глава заканчивается выводом, который является лаконичным ответом на название главы и ее параграфов.
В заключении делаются общие выводы по изученной проблеме в соответствии с поставленными задачами исследования, положительный или отрицательный вывод по выдвинутой гипотезе, если она формулировалась.
Оформление курсовой работы. В аспекте все части: Введение, Главы и параграфы, Заключение, Список литературы и Приложение (если имеется) начинаются с новой страницы. Названия глав и параграфов в тексте должны соответствовать с их формулировкой в плане (оглавление).
Список литературы в курсовой работе должен быть достаточно представительным и содержать не менее 15-20 названий использованных источников и проработанной литературы. Он оформляется в соответствии с библиографическими требованиями. Весь список составляется в алфавитном порядке авторов или названий работ (коллективных авторов).
В Приложении, если оно есть, помещают исследовательские материалы, таблицы и графики, если они излишне перегружают основной текст.
Завершением курсовой работы (и реферата) является ее защита перед комиссией либо выступление на студенческой научной конференции. Студент кратко излагает существо проделанной работы, отвечает на вопросы членов комиссии, в заключении выставляется оценка и делаются рекомендации к продолжению успешно проведенного исследования.
В процессе написания реферативной и курсовой работы студенты учатся не только выявлять существенные связи между теорией управления школой с школьной практикой, но и перестраивать литературный материал в соответствии со своей логикой и планом, активно оперировать нормативным материалом в области управления школой, словарным запасом терминов и понятий, устанавливать целевые и причинные взаимосвязи. Все это нацелено на развитие организационно-педагогического мышления студентов, на их профессиональное становление.
Выпускная квалификационная работа
Написание выпускной квалификационной (дипломной) работы выпускниками педвуза является серьезной проверкой качества их подготовки. От студента-выпускника требуется не только высокий уровень общей, специальной, психолого-педагогической эрудиции, но и умение писать, излагать свои мысли на бумаге. Начинается оно формироваться с написания реферата, докладов, контрольных работ на младших курсах, затем курсовой работы, которая может перейти в итоговое исследование – дипломную работу.
Сегодня, когда в состав итоговой государственной аттестации обязательно включается защита выпускной квалификационной работы (ВКР), возникла необходимость углубленной подготовки всех без исключения выпускников высшей педагогической школы к организации и проведению научно-педагогических исследований.
Выпускная квалификационная работа – это самостоятельная письменная работа научно-исследовательского характера. Она является одной из форм проверки подготовленности выпускника к решению профессионально-педагогических задач. Выпускная квалификационная работа по «Управлению образовательными системами» имеет цель расширения и углубления теоретических знаний о направлениях модернизации системы общего образования, оптимизации функционирования различных типов общеобразовательных учреждений, о путях совершенствования практических умений, активизации участия в организационно-педагогической деятельности в решении поставленных задач, совершенствования исследовательских навыков.
Успешная работа над исследованием может служить основанием для рекомендации выпускника в магистратуру по программам «Общая педагогика», «Педагогика высшей школы», затем в аспирантуру по педагогике.
Подготовка к написанию дипломной работы.
Квалификационная работа, как правило, начинается с подбора и первичного ознакомления с литературой. Правильное составление предварительного списка по теме квалификационной работы в оптимальном объеме имеет большое значение для успешности исследования. Для его составления студент использует имеющиеся в библиотеках систематические каталоги, в которых приведены названия произведений, расположенных по отраслям знаний; алфавитные каталоги, где карточки расположены в алфавитном порядке фамилий авторов; предметные каталоги, содержащие названия произведений по конкретным проблемам и специальностям, а также различные библиографические справочные издания (указатели по отдельным темам и разделам), сноски, ссылки, списки литературы в учебниках, монографиях, энциклопедических словарях и др.
Для подбора периодической литературы следует обращаться к указателям статей, опубликованных в течение календарного года, помещаемых в конце последнего номера журнала за конкретный год издания. Перечень нормативной литературы составляется по специальным периодическим изданиям министерств. Указания по составлению списка литературы дипломники могут получить в библиографических отделах университетской и республиканской научных библиотек. Составленный студентом список литературы согласовывается с научным руководителем.
Отобранные источники постепенно в процессе работы предстоит внимательно прочитать, проанализировать и кратко конспектировать с позиции темы дипломной работы.
Работа над текстом дипломной работы.
В самом начале работы целесообразно составить план-проспект квалификационной работы. Вместе с руководителем определить тему, объект, предмет, цель, задачи, гипотезу, методы, базу исследования, составить план глав и параграфов, наметить основные положения для включения в них, составить календарный план работы, соблюдение которого помогает выполнить работу в срок.
Далее продолжается работа по проработке отобранной литературы и проведению небольшой опытно-экспериментальной работы. При наборе нужного материала по главам и параграфам не следует механически переписывать из литературных источников большие отрывки, их необходимо осмыслить, выделить основные идеи, лаконично изложить, сохранив авторскую мысль и оригинальные суждения. Делая выписку, надо указать источник, из которого они взяты. При цитировании фрагмент текста выписывается без каких-либо изменений, ставятся кавычки и указываются номера страниц основного текста, откуда взята цитата. Когда набран достаточный материал, следует приступить к подготовке черновой рукописи дипломной работы.
При построении работы следует исходить из следующих пропорций: введение - 3-4 страницы машинописного текста через 2 интервала, теоретическая часть – 30-40 страниц (1-2 главы), экспериментально-практическая – 20-25, заключение – 2-3 страницы. Общий объем не менее 60-70 страниц. Черновой вариант текста квалификационной работы надо подготовить как можно раньше. Это позволит увеличить время работы с черновой версией текста и в значительной степени улучшить ее в процессе всего периода выполнения квалификационного исследования.
При редактировании текста желательно добиваться такого положения, чтобы каждый абзац содержал самостоятельную мысль. После редакторской правки целесообразно на некоторое время отложить работу, затем перечитать ее с более взвешенной и объективной позиции, более практически и строго.