ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.05.2024
Просмотров: 298
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
По учебному курсу «управление образовательными системами»
Объем курса и виды учебной работы
Примерный тематический план по курсу «Управление образовательными системами»
Тема 5. Система планирования работы общеобразовательного учреждения.
Тема 6. Деятельность школы по обеспечению прав граждан на образование.
Тема 7. Организация учебно-воспитательной работы школы. Переход на профильное обучение.
Тема 8. Организация инновационной работы в образовательном учреждении.
Тема 11. Совершенствование системы внутришкольного контроля.
Тема 12. Педагогический анализ образовательной деятельности.
Тема 13. Показатели результатов образовательной деятельности.
Методические рекомендации для преподавателей
Методические указания для студентов.
Выпускная квалификационная работа
Определение значимости модулей и количества баллов
Критерии оценивания результатов учебной деятельности студентов (в баллах)
Вопросы на промежуточную аттестацию (к зачету) по курсу «Управление образовательными системами»
Варианты билетов для проведения зачета
Материально-техническое обеспечение курса
Дополнительные учебные материалы к учебно-методическому комплексу
Учебно-методический комплекс
По учебному курсу «управление образовательными системами»
Рабочая учебная программа
Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс по курсу «Управление образовательными системами» учебной дисциплины «Педагогика» ОПД.Ф.02 блока общепрофессиональных дисциплин предназначен для студентов, обучающихся по специальностям 050201.65 – математика и 050202.65 – информатика.
Учебно-методический комплекс разработан на основе Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, номер госрегистрации 372 пед./сп.
Требования ГОС ВПО к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы курса «Управление педагогическими системами»:
Понятие управления и педагогического менеджмента. Государственно-общественная система управления образованием. Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль. Школа как педагогическая система и объект управления. Службы управления. Управленческая культура руководителя. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Повышение квалификации и аттестация работников образования.
Курс «Управление образовательными системами» является завершающим этапом цикла педагогических дисциплин, выполняя как бы обобщающую функцию по отношению к другим разделам педагогики, объединяя полученные студентами знания по курсам: «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», «История педагогики», «Теория и методика воспитания», «Социальная педагогика», «Теория обучения», «Педагогические технологии», «Психолого-педагогический практикум», «Нормативно-правовое обеспечение педагогики» в целостные организационно-педагогические знания по обеспечению функционирования образовательного учреждения.
Целью изучения курса «Управление образовательными системами» является вооружение студентов основами управленческой деятельности в образовательной сфере.
Задачи курса:
- Ознакомление студентов с системой образования страны и управления ею, миссией общеобразовательной школы в этой системе;
- Вооружение студентов основами теоретических знаний в области управления образованием, знаниями о сущности, целях, принципах, функциях, методах управления образовательным учреждением, стилях руководства и управленческой культуре руководителей;
- Формирование у студентов интереса к проблемам управления школой в современных условиях модернизации образования, к проблемам организационно-методической работы с педагогическими кадрами в условиях инновационного развития образовательного учреждения;
- Формирование готовности студентов к активному участию в жизнедеятельности школы, в творческой, опытно-экспериментальной работе в образовательном учреждении;
- Формирование готовности студентов к использованию управленческих знаний в организаторской и учебно-воспитательной работе с учащимися.
Требования к знаниям и умениям студентов.
В результате изучения курса «Управление образовательными системами» студент должен знать:
- задачи основных звеньев системы образования, основных типов общеобразовательных учреждений и органов управления образованием;
- содержание основных понятий управления образовательными системами: сущность, цели, принципы, функции, методы, критерии оценки и показатели результатов управления образовательным учреждением;
- специфические особенности управления школой и его отличие от общей теории менеджмента;
- содержание аналитико-диагностической, мотивационно-целевой, организационно-исполнительской, информационно-контрольной, регулятивно-коррекционной деятельности в образовательном учреждении;
- особенности процессов демократизации управления образовательным учреждением и введения в нем рыночных отношений.
уметь:
- анализировать результаты своей деятельности в качестве учителя и воспитателя, работы других педагогов и всего педагогического коллектива;
- планировать и реализовать деятельность основных субъектов управления учебно-воспитательным процессом в школе: учителя-предметника, классного руководителя, воспитателя, руководителя кружка, организатора ученических объединений и т.п.;
- реализовать воспитательный потенциал управленческий знаний в работе с учащимися;
- принимать участие в методической и инновационной работе, проводимой в образовательном учреждении.
Объем курса и виды учебной работы
Виды учебной работы |
Всего часов |
Семестр VII |
Семестр VIII |
Общая трудоемкость курса |
60 |
60 |
--- |
Аудиторные занятия |
30 |
30 |
--- |
Лекции |
18 |
18 |
--- |
Семинары |
8 |
8 |
--- |
Практические занятия |
4 |
4 |
--- |
Самостоятельная работа |
30 |
30 |
--- |
Курсовая работа |
|
--- |
+ |
Реферат |
|
+ |
--- |
Итоговый контроль |
зачет |
+ |
--- |
Содержание курса.
Изучение содержания дисциплин в ТГГПУ предусмотрено применением модульной технологии. Сущность модульного обучения состоит в том, что студент самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает целей учения в процессе работы с модулем.
При модульном обучении содержание курса (дисциплины) разделяется на модули (не менее трех), на относительно законченные и самостоятельные единицы, части информации. Модули могут быть целевыми (содержать сведения о новых явлениях и фактах), информационными (материалы учебной программы), операционными (практические упражнения и задания). Исходя из этого разрабатывается учебно-тематический план изучения курса (дисциплины), состоящая из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, предусматривается внутрисеместровый и промежуточный контроль.
Примерный тематический план по курсу «Управление образовательными системами»
Название модулей и тем |
Всего часов |
Аудиторные занятия, в том числе |
Кол-во часов на самост. работу |
|||
лекции |
семина- ры |
практич. занятия |
||||
Модуль 1. |
|
|
|
|
|
|
Общая характеристика управления системой образования |
20 |
8 |
--- |
2 |
10 |
|
Тема 1. Управление образовательными системами как отрасль научного знания |
4 |
2 |
--- |
--- |
2 |
|
Тема 2. Система образования РФ и задачи ее модернизации на современном этапе |
4 |
2 |
--- |
--- |
2 |
|
Тема 3. Государственно-общественная система управления образованием |
4 |
2 |
--- |
--- |
2 |
|
Тема 4. Общеобразовательное учреждение как социально-педагогическая система и объект управления |
8 |
2 |
--- |
2 |
4 |
|
Модуль 2. |
|
|
|
|
|
|
Обеспечение функционирования и развития общеобразовательного учреждения |
28 |
6 |
6 |
2 |
14 |
|
Тема 5. Система планирования работы общеобразовательного учреждения |
4 |
2 |
--- |
--- |
2 |
|
Тема 6. Деятельность школы по обеспечению прав граждан на образование |
4 |
2 |
--- |
--- |
2 |
|
Тема 7. Организация учебно-воспитательной работы в школе. Переход на профильное обучение |
8 |
2 |
--- |
2 |
4 |
|
Тема 8. Организация инновационной работы в образовательном учреждении |
4 |
--- |
2 |
--- |
2 |
|
Тема 9. Работа с педагогическими кадрами в школе |
4 |
--- |
2 |
--- |
2 |
|
Тема 10. Взаимодействие административных и общественных органов управления образовательного учреждения |
4 |
--- |
2 |
--- |
2 |
|
Модуль 3. |
|
|
|
|
|
|
Оценка качества образования в школе |
12 |
4 |
2 |
--- |
6 |
|
Тема 11. Совершенствование системы внутришкольного контроля |
4 |
2 |
--- |
--- |
2 |
|
Тема 12. Педагогический анализ образовательной деятельности |
4 |
2 |
--- |
--- |
2 |
|
Тема 13. Показатели результатов деятельности образовательного учреждения |
4 |
--- |
2 |
--- |
2 |
|
Итого |
60 |
18 |
8 |
4 |
30 |