ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.05.2024
Просмотров: 292
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
По учебному курсу «управление образовательными системами»
Объем курса и виды учебной работы
Примерный тематический план по курсу «Управление образовательными системами»
Тема 5. Система планирования работы общеобразовательного учреждения.
Тема 6. Деятельность школы по обеспечению прав граждан на образование.
Тема 7. Организация учебно-воспитательной работы школы. Переход на профильное обучение.
Тема 8. Организация инновационной работы в образовательном учреждении.
Тема 11. Совершенствование системы внутришкольного контроля.
Тема 12. Педагогический анализ образовательной деятельности.
Тема 13. Показатели результатов образовательной деятельности.
Методические рекомендации для преподавателей
Методические указания для студентов.
Выпускная квалификационная работа
Определение значимости модулей и количества баллов
Критерии оценивания результатов учебной деятельности студентов (в баллах)
Вопросы на промежуточную аттестацию (к зачету) по курсу «Управление образовательными системами»
Варианты билетов для проведения зачета
Материально-техническое обеспечение курса
Дополнительные учебные материалы к учебно-методическому комплексу
Содержание тем.
Основная и дополнительная литература.
Модуль 1. Общая характеристика управления системой образования.
Цель модуля – обеспечить овладение студентами знаниями о системе образования страны, основными категориями системы управления образовательными системами и специфических особенностях образовательного учреждения как основы системы образования.
Тема 1. Управление образовательными системами как отрасль научного знания.
Сущность и содержание социального управления, специфика управления в сфере образования и его отличие от общей теории менеджмента. Принципы и функции управления образованием, методы управления образовательным учреждением. Стиль и управленческая культура руководителя школы.
Основная литература.
1. Т.И. Шамова и др. Управление образовательными системами. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
2. Управление школой: Теоретические основы и методы / Под ред. В.С. Лазарева. – М.: Центр социально-экономических исследований, 1997. – 336 с.
3. Н.М. Борытко и др. Педагогика. – М.: Академия, 2007. – 496 с.
4. В.И. Мухин. Основы теории управления. Учебник для вузов. – М.: Экзамен, 2003. – 256 с.
Дополнительная литература.
1. З.П. Румянцева. Общее управление организацией. Учебник. – М.: ИНФРА, 2004. – 304 с.
2. А.Н. Большакова. Социальная психология для менеджеров. – Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 352 с.
3. Управление школой: Словарь-справочник / Под ред. А.М. Моисеева, Н.А. Хвана. – М.: Пед. общество, 2005. – 320 с.
4. Г.Г. Габдуллин. Перестройка школы: проблемы управления. – Казань, Тат. Кн. изд-во, 1990. – 206 с.
5. Ю.А. Конаржевский. Менеджмент и внутришкольное управление. – М.: Пед. поиск, 2000. – 224 с.
Тема 2. Система образования Российской Федерации и задачи ее модернизации на современном этапе.
Понятие о системе образования, ее звеньях и их задачах. Достижения и недостатки системы общего образования страны. Концепция модернизации системы образования страны.
Основная литература.
1. А.М. Новиков. Российское образование в новой эпохе. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. – 264 с.
2. Г.А. Балыхин. Управление развитием образования. – М.: Экономика, 2003. – 428 с.
Г.Г. Габдуллин. Школоведение. Курс лекций по педагогике. – Казань: Газетно-журн. изд-во, 1997. – 230 с.
Дополнительная литература.
1. Менеджмент, маркетинг и экономика образования. Учебное пособие / Под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с.
2. А.Н. Джуринский. Развитие образования в современном мире. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 240 с.
3. Я.М. Нейматов. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. – М.: Алгоритм, 2002. – 480 с.
Тема 3. Государственно-общественная система управления образованием.
Компетенции федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти в сфере образования. Структура государственных органов управления образованием и их функции. Тенденции децентрализации управления образованием.
Участие общественности в определении образовательной политики и оценке результатов образовательной деятельности. Федеральные, региональные и муниципальные общественные органы и объединения в сфере образования. Службы управления в общеобразовательном учреждении.
Основная литература.
1. Н.Ф. Дик. Государственно-общественное управление общеобразовательными учреждениями. – Ростов н/Д. Феникс, 2006. – 320 с.
2. В.А. Сластенин и др. Педагогика. – М.: Академия, 2002. – 576 с.
3. Г.Г. Габдуллин. Перестройка школы: проблемы управления. – Казань: Тат. кн. изд-во, 1990. – 206 с.
Дополнительная литература.
1. Г.В. Атаманчук. Теория государственного управления: курс лекций. – М.: ОМЕГА, 2005. – 584 с.
2. Г.А. Балыхин. Управление развитием образования. – М.: Экономика, 2003. – 428 с.
3. В.Д. Семенов. Взаимодействие школы и социальной среды. – М.: Педагогика, 1986. – 184 с.
4. М.М. Поташник. Демократизация управления общеобразовательной школой. – М.: Знание, 1992. – 162 с.
5. Закон РФ об образовании. – М.: Просвещение, 1993. – 37 с.
Тема 4. Общеобразовательное учреждение как социально-педагогическая система и объект управления.
Основное звено образовательной системы – образовательное учреждение. Типы общеобразовательных учреждений и их миссии. Влияние социальной среды на деятельность общеобразовательной школы.
Внутренняя структура общеобразовательной школы как объект управления. Современные проблемы модернизации учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе.
Основная литература.
1. Управление школой: теоретические основы и методы / Под ред. В.С. Лазарева. – М.: Центр социально-экономических исследований, 1997. – 336 с.
2. Эффективное управление школой в современных условиях. – СПб.: КАРО, 2005. – 272 с.
3. Г.Г. Габдуллин. Перестройка школы: проблемы управления. – Казань, Тат. кн. изд-во, 1990. – 206 с.
Дополнительная литература.
1. Т.И. Шамова и др. Управление профильным обучением на основе личностно-ориентированного подхода. – М.: Пед. поиск, 2006. – 160 с.
2. Управление школой: словарь-справочник / Под ред. А.И. Моисеева, А.А. Хвана. – М.: Пед. общество, 2005. – 320 с.
3. Оценка качества образовательной деятельности школ и создание программ их развития / М.: Сентябрь, 2004. – 160 с.
Модуль 2. Обеспечение функционирования и развития общеобразовательного учреждения.
Цель модуля: Вооружить студентов знаниями о процессе внутришкольного управления по реализации задач школы.
Тема 5. Система планирования работы общеобразовательного учреждения.
Перспективный план развития школы. Планирование работы школы на учебный год. Руководство планированием работы подразделений школы. Годичная циклограмма организационно-педагогических мероприятий общеобразовательной школы и составление оперативных планов работы школы.
Основная литература.
1. Т.В. Черникова. Управление развитием образовательного учреждения. – М.: Сфера, 2005. – 304 с.
2. Управление образовательными системами / Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 320 с.
3. Управление школой: теоретические основы и методы / Под ред. В.С. Лазарева. – М.: Центр соц.-экон. исследований, 1997. – 336 с.
4. Г.Г. Габдуллин. Школоведение. Курс лекций по педагогике. – Казань: Газетно-журн. изд-во, 1997. 230 с.
Дополнительная литература.
1. Программно-целевое управление развитием образования / Под ред. А.М. Моисеева. – М.: Пед. общество, 2001. – 256 с.
2. В.И. Зверева. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. – М.: Новая школа, 1997. – 320 с.
3. М.М. Поташник. Управление современной школой. – М.: Знание, 1992. – 210 с.
4. Оценка качества образовательной деятельности школ и создание программ их развития. – М.: Сентябрь, 2004. – 162 с.
5. В.М. Лизинский. Ресурсный подход в управлении развитием школы. – М.: Пед. поиск, 2006. – 160 с.
Тема 6. Деятельность школы по обеспечению прав граждан на образование.
Учет детей и комплектование школы учащимися. Оказание адресной социальной помощи школьникам: выделение материальной помощи, организация горячего питания, обеспечение транспортировки, пришкольными интернатами. Работа по профилизации, профориентации школьников. Сотрудничество с родителями. Профилактика правонарушений. Работа с одаренными и отстающими учащимися, обучение больных.
Основная литература.
1. Е.Е. Чепурных. Организационно-педагогические основы социальной защиты детей в сфере образования. – Ярославль: ЯГПУ, 2001. – 252 с.
2. Е.Д. Волохова. Законодательное обеспечение прав на образование в Российской Федерации. – М.: Право, 2004. – 122 с.
3. Вопросы школоведения. Под ред. П.В. Зимина и др. - М.: Просвещение, 1974. – 300 с.
Дополнительная литература.
1. Д.А. Ягофаров. Нормативно-правовое обеспечение образования. – М.: ВЛАДОС, 2008. 399 с.
2. Вопросы школоведения. – М.: Просвещение, 1982. – 180 с.
3. Право на образование: льготы для школьников, льготы для педагогов / Закон. и норм. док. Выпуск 5. – М.: Российская газета, 1999 – 80 c.
4. Н.Ф. Дик, Н.Б. Иванова. Настольная книга руководителя образовательного учреждения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 206 с.
Тема 7. Организация учебно-воспитательной работы школы. Переход на профильное обучение.
Учебный план школы, разработка рабочего учебного плана на учебный год. Распределение педагогической нагрузки между учителями. Составление расписания уроков и внеурочных мероприятий. Учебный план профильной школы: базовые, профильные предметы, элективные курсы.
Основная литература.
1. Г.И. Горская, Р.Г. Чуракова. Организация учебно-воспитательного процесса в школе. – М.: Просвещение, 1986. – 271 с.
2. Управление школой: теоретические основы и методы / Под ред. В.С. Лазарева. – М.: Центр соц.-экон. исследов., 1997. – 336 с.
3. Г.Г. Габдуллин. Школоведение. Курс лекций по педагогике. – Казань: Газетно-журн. изд-во, 1997 - 230 с.
4. Т.И. Галкина, Н.В. Сухенко. Организация профильного обучения в школе. – Ростов н/Д., 2006. – 256 с.