ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.05.2024

Просмотров: 441

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бытие предстаѐт как сложная уровневая система, которая может быть представлена в виде схемы. Бытие вещей первой природы имеет свои уровни: минералы, растения, животные, люди. Бытие второй природы подразумевает всѐ, что создано человеком, чего изначально не было в природе и также делится, прежде всего, на материальный и духовный подуровни, со своими дальнейшими градациями, разнообразие которых зависит от основания, по которому классифицируются элементы подуровня. Бытие человека тоже достаточно сложная сфера, включающая: телесность и духовность, потребности, результаты, цели и стимулы, физиологию и психическое и т.д. Индивидуализированное духовное бытие включает мотивы, поведение, самость человека, оценки и устремления, картину мира, особенности восприятия, понимания, связи с ментальностью и т.п. Объективированное духовное бытие включает общественные институты: образование, религию, искусство, политику, экономическую жизнь общества и многие другие составляющие элементы. В объективированном духовном бытии большее внимание уделяется проявлению типично человеческого в отношениях с внешним миром. Социальное бытие – это, прежде всего, жизнь человека и общества в истории, во времени.

К числу важнейших философских проблем бытия относятся вопросы его целостности, единства и многообразия. Во-первых, бытие целостно, так как целостно сознание; во-вторых, для бытия удаѐтся 61

сформулировать ряд всеобщих свойств, связей и отношений; в-третьих, бытие удаѐтся представить в виде единой системы с множеством подсистем.

Единство бытия – в его системности и организованности. Бытие – суть единое многообразие или многообразное единство существующего.

Понятие материи. Классификация видов материи. Осмысление бытия материального в категориях пространства, времени и движения. Материя – по определению, данному Гольбахом и развитым в марксизме, это объективная реальность, данная человеку в его ощущениях. Философы-материалисты считают, что материя первична и существует относительно самостоятельно от человеческого сознания и отображается им (при этом полагается «обратное воздействие сознания на материю); философы идеалистического направления учверждают, что материя вторична и является воплощением идеи (в некоторых религиозных воззрениях, материя есть воплощѐнное «слово» Всевышнего).

Понятие «материя» прошло в истории мысли свой процесс эволюции и в разное время понималось по-разному: как «стихия», «атом», «вещество», «комплекс свойств атомов», «объективная реальность». В материализме материя представляется как бесконечная, являющаяся вечной причиной себя.


В истории философии обнаруживаются несколько моделей материи – атомистическая (автор – Демокрит), эфирная (Декарт) и вещественная (Гольбах).

Под видами материи подразумеваются фактически структурные уровни материи: природу как органическое и неорганическое; общество как организованную природу; человека как сложную телесно-душевно-духовную структуру.

Природу изучают точные и естественные науки, общество – гуманитарные науки. В связи с тем, что на всех уровнях материи речь идѐт о деятельности человека, его физических и мыслительных действиях, деятельности сознания, можно говорить о человеческом понимании материи, или условно-конвенциальном характере существующих суждений о материи. Впрочем, это касается всех других знаний и представлений человека.

Материя характеризуется тремя атрибутами. Атрибуты материи это свойства, которые неотделимы от материи. Это значит, что материя не существует без атрибутов, а те в свою очередь – не существуют без материи (речь идѐт о суждениях в рамках материализма). Основных атрибутов материи три: движение (развитие есть разновидность движения), пространство и время.

Под движением понимается всякое изменение, покой – относителен, так как он сменяется движением. Отмечены четыре основные формы движения: физическое, химическое, биологическое и социальное. Каждая из них имеет свои особенности и качественно своеобразна. Так, физические явления сопряжены с изменениями в пространстве и времени в связи с воздействием на объект направленной на него силы, энергии и т.п.; химические процессы предполагают изменения в структуре вещества с точки зрения соединения, или расщепления атомов и молекул; биологические – связаны с возникновением, развитием (ростом, преобразованием) и умиранием (старением, изношенностью) клеток и функций организма и т.п.; социальные – с теми разнообразными событиями, которые происходят в жизни коллектива и отдельного человека, или в отдельных сферах жизни общества.

Развитие как разновидность движения чрезвычайно многообразно. Оно в качестве своих возможных вариантов обобщается в законах развития, количество которых сводится к трѐм основным законам: единства и борьбы противоположностей; перехода количественных изменений в качественные и обратно; и закон отрицания отрицания. В полном объѐме эти законы (в качестве категорий диалектики) теоретически были описаны Гегелем, хотя формулировались и раньше, уже в период древности.


Учение о развитии называется диалектика. Она также впервые полно и категориально разработана Гегелем. В связи с тем, что Гегель рассматривал диалектику на материале идеальных сущностей, позже Маркс переработал гегелевское учение о диалектике применительно к материи. Учение о развитии присутствует во множестве философских теорий и имеет в них свои особенности. Поэтому говорят о моделях диалектики. В частности, это: логико-гносеологическая модель; она касается, прежде всего, процессов познания и развита в учениях Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля; материалистическая говорит, прежде всего, о развитии материи, она присутствует в учении Маркса, Энгельса, Плеханова, Ленина; равновесная акцентирует стремление развивающейся среды к состоянию некоего баланса, такое понимание диалектики свойственно учениям Спенсера, Ле Дантека, Уорфа; натуралистическая касается преимущественно эволюционных процессов природы, еѐ демонстрируют учения Дарвина, Хакама, Берталанфи, Симпсона. 62

Пространство – это объективно-субъективная форма существования материи, означивающая порядок одновременного существования объектов. Относительно категории пространства материя характеризуется протяженностью, структурностью и взаимодействиями внутри неѐ самой. Пространство бесконечно, трѐхмерно (в некоторых учениях многомерно), неисчерпаемо, однородно, изотропно (под изотропностью понимается равноправность возможных направлений движения). Пространство обладает локальными свойствами, такими как: симметрия и асимметрия, форма, размерность, расстояние между элементами или системами, границы между ними и т.п.

Время – всеобщая объективно-субъективная форма существования материи, воспроизводящая длительность бытия и последовательные состояния объектов. Материя, с позиции времени, характеризуется как вечная, неуничтожимая, имеющая начало и конец (ничто не вечно, но материя в целом как таковая бесконечна). Время в современных общепринятых научных представлениях одномерно (имеет одно измерение), асимметрично (не имеет никаких других аналогичных времени соответствий) и необратимо (физически его нельзя вернуть). Время связано с пространством, что выражает термин пространство-время. Есть биологическое, психологическое, социальное и другое пространство-время.

Бытие и сознание. Теории происхождения сознания. Сознание и его структура. Понятие «сознание» - одно из самых сложных в современной философии и науке и одно из наиболее активно разрабатываемых сегодня. Бытие – форма отчуждения сознания, область возможных значений сознания, что связано с таким фундаментальным свойством сознания, как интенциональность (направленность вовне, или предметность). На это обратил внимание Г.Гуссерль (1859-1938; «Логические исследования», «Идеи к феноменологии», «Картезианские размышления», «Кризис европейских наук и философия» и др.), указав, что сознание есть всегда сознание о чѐм-то, и не может быть сознания ни о чѐм. Важно утверждение Канта о структурированности сознания, несмотря на то обстоятельство, что многие мыслители не учитывают, или не признают, структурности сознания. Сознание проявляет себя в мышлении. Использование мышлением механизма бимодальности, как конструктивного принципа развѐртывания своего содержания, приводит его к необходимости таких всеобщих различий бытия как: подлинное и мнимое, действительное и возможное, объективное и субъективное, материальное и идеальное, трансцендентное и имманентное, чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое, объектно-предметное и ценностное и другие, многие из которых являются отчуждѐнными предметными формами соответствующих отсеков сознания. Указанные различия бытия являются всеобщими структурными характеристиками, задаваемыми на уровне философской рефлексии. Они не могут истолковываться как результат эмпирической констатации или обобщения.


Другой способ развѐртывания всеобщих определений бытия – их имманентное теоретическое разворачивание от исходного, наиболее простого, ко всѐ более сложному (система Гегеля). Согласно Гегелю, мышление – субстанция творческая и творящая.

Одна из проблем самоопределения философии в учении о бытии и сознании выражена в вопросе, где кончается философское и начинается нефилософское, научное содержание понятий. Правильным представляется следующий ответ: там, где «кончается внутренний, рефлексивный опыт мышления и начинается внешний опыт сознания, или внешний опыт деятельности мышления». Траектория не-философского исследования бытия начинается с полагания его как объективной реальности, «научного исследования сознания как психики», «бытийной проекции сознания». Дальнейшая конкретизация объективной реальности происходит в рамках отдельных наук.

Сознание и бытие образуют исходную бинарную оппозицию философского мировоззрения. Как уже было сказано, возможен «монизм», «дуализм» и третий вариант (классический) – как выбор между материализмом и идеализмом, хотя «основной вопрос философии» сегодня некорректен.

Каждая из позиций имеет свои аргументы. Пространство выбора находится в сфере прагматики, предпочтения того или иного набора ценностей, а также в области, которую называют зоной «индивидуально-психологического комфорта».

Традиционно, как было сказано, выделяют две стороны основного вопроса философии: онтологическую – какой элемент порождает другой, и гносеологическую – прозрачно ли, доступно ли бытие для сознания.

На вопрос о познаваемости мира возможны, видимо, три ответа: «да»; «нет»; «может быть». В системе познавательного отношения «Я – не-Я» («человек – мир») предельными идеальными целями и образами, согласно исследованиям, выступают истина и ложь. Истинное значение существующих когнитивных образов и теоретических моделей находится между этими крайними значениями (между 63

которыми полагается множество других вариантов) и оценивается качественно, приблизительно и интуитивно. Поставленные Кантом вопросы поддерживают стремление исследователей не ограничиваться двумя сторонами, стимулируя постановку проблемы отношения между человеком и миром в качестве третьего самостоятельного элемента в системе, и наводят на мысль о возможности и необходимости расщепления общего понимания «отношения между человеком и миром на серию фундаментальных и относительно независимых типов возможных отношений. Каждое из них регулируется бинарными ценностями, в них появляется возможность многомерного измерения мировоззренческого потенциала «Я», способа введения в философию системы ценностных всеобщих категорий; появляется возможность истолкования философии в качестве стратегической теоретической науки о поведении, а не только науки о всеобщих теоретических связях бытия и сознания и характеристиках этих связей.


Происхождение сознания. Существует идеалистическое и материалистическое объяснение происхождения сознания; внутри этих двух позиций есть свои различные варианты: а) сознание существует у Бога и в момент рождения вселяется в человека– Кант; б) сознание вместе с душой вселяется («вдыхается») в родившегося человека в течение первых двух недель – религиозная точка зрения; в) в «пылевой туманности», из которой в результате Большого взрыва образовалась Земля, содержались элементы будущего человека, в том числе, его сознания, они эволюционировали вместе с материей; сознание возникает на определѐнной стадии эволюции природы и является свойством мозга человека; и др. В одних гипотезах человек «вышел» из Воды, в других – из Земли.

При научном материалистическом взгляде на мир, сознание возникает на определѐнном этапе развития живой природы и понимается в качестве способности мозга (мозг является результатом природной эволюции материи) целенаправленно, обобщѐнно и оценочно представлять объективную реальность в чувственных и логических образах. Это идеальная форма деятельности, осуществляемой а) как активное воспроизведение отдельных объектов мира и мира в целом в идеальных образах (конструкциях) и б) как преобразование мира.

Такое определение сознания распространено в европейской философии, потому что для восточной традиции оно не годится, в связи с тем, что в ней человек не отдельная часть мира, а энергетически и физически связанное с ним существо, что делает сознание свойством или функцией мира в целом, а не отдельного человека. Здесь состояние просветления, обретения сознания, «подобно ощущениям человека, пьющего воду: нет нужды в том, чтобы кто-то сообщал ему, какова она на вкус». Он имеет знание в собственных переживаниях, иначе говоря, «знать предельные вещи также просто, как оглянуться вокруг», «потому что границы» между частями, или элементами мира «нет».

В научной точке зрения происхождение и развитие сознания происходит на следующих этапах: эволюция природы – живая природа – элементарные формы отражения (раздражимость, возбудимость, чувствительность) – возникновение мозга – возникновение ЦНС – возникновение психики животного – возникновение психики человека.

По известной схеме А.Н.Леонтьева – К.Э.Фабри отмечаются следующие важные аспекты данного процесса: элементарная сенсорная психика человека А (раздражимость) – элементарная сенсорная психика человека Б (ощущения, условный рефлексы) – стадия перцептивной психики А (образ) – стадия перцептивной психики Б (элементарные формы мышления) – стадия перцептивной психики В (включающая: решение одной задачи разными способами, перенос знаний на новые условия: изготовление орудий труда, познание без биологической потребности, инсайт). Здесь очевидно понимание сознания человека как качественно нового уровня сознания, связанного с орудиями труда, предметами культуры, знаковыми системами, речью; понимание, в котором отмечается движение от внешненаправленной деятельности к внутренне направленной рефлексивной цели. В качестве важных моментов эволюции сознания называются процессы, связанные с мышлением, языком, оперированием словесными понятиями.