ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.05.2024

Просмотров: 437

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Протесты романтиков по поводу разрушения природы в восемнадцатом и девятнадцатом веках услышаны не были. Это было время эйфории: по поводу грядущего прогресса; возможности преодолеть 8

голод; время развития промышленного производства, массового производства товаров и их потребления; формирования индустрии досуга в современном понимании.

К 60-70 годам двадцатого века возникает настороженное отношение к науке и еѐ результатам. Европу и Америку охватило движение хиппи. Но если брать логику социального развития в целом, «всѐ течѐт своим чередом» и человек, отказавшийся от традиционного существования (в первую очередь подчиняющего интересы отдельного человека интересам группы в рамках «принятого», понимаемого как соответствующее интересам коллектива и индивида во времени и в вечности) в пользу своей самостоятельности и свободы, сегодня обнаружил, что его не устраивает, как всѐ сложилось, но не видит возможности изменить существующий порядок в мире. Отражением современной духовной ситуации являются философские тексты, в которых, как правило, описывается, как всѐ складывалось, или как обстоит дело в отношениях человека, общества и власти, и предлагаются или новые утопии, или невыполнимые проекты. Поэтому говорят, что «цивилизованный человек смирился со своим существованием».

На протяжении длительного времени общество продолжает воспитывать «экономических людей» в ущерб их духовности. Мир капитала не хочет «ждать», когда окупится вложенное и можно будет получить прибыль, не хочет «оглядываться на мораль». Деньги вкладываются в то, что сразу может дать прибыль, понятия «этика» и «совесть» считаются устаревшими, одновременно, финансово-экономические процессы становятся всѐ более виртуальными.

В сложившейся ситуации, когда воспроизводство означает не воспроизводство духовного человека, а воспроизводство потребительства, философия, как наука о мире и человеке в целом, должна и может стать активной общественной силой. Она осмысливает и формулирует задачи человека, как части Вселенной, существа, ответственного за всѐ, что происходит. Известно, что наука и техника имеют дело с действием, а не с целью; что человек не может выжить без природы; что человеческое осмысливается не только разумом, что для любви, переживания, нравственного или творческого акта нужны созерцание, рефлексия, оценка, - всѐ это связано с эмоциями, а не с разумом.

Создаѐтся впечатление, что в связи с углублением общего кризиса человеческой цивилизации возрастает значение гуманитарного знания и происходит гуманитаризация жизни. Одной из форм данного процесса является экологизация образования. Это означает, что наука а) должна ориентироваться не только на получение истины, а включать в свои внешние ориентиры философские вопросы о смыслообразующей деятельности, сущности человека и цивилизации, предназначении человека (в частности, представление о гуманистических принципах и их содержании); б) способствовать сохранению окружающей среды как пространства жизнеобеспечения человечества. Но перечисленные смыслы актуальны для весьма незначительной части человечества.


Часть мыслителей считает, что необходимо разработать программы, которые в возможно полной мере устраняли бы отрицательные изменения, происходящие под влиянием техногенных процессов в биосфере. Для этого необходима инвентаризация сдвигов, нарушающих естественное равновесие биосферы. Это требует новых подходов к экологическому знанию и выработки новых норм сознания и поведения. Человечеству предстоит освоить «язык согласований», позволяющий осуществлять мягкое, неразрушающее воздействие на окружающую среду, включающую не только природу, но и человека, испытывающего разрушительное влияние на себя результатов своей же деятельности. Другая часть представителей научных сообществ считают, что любое воздействие на окружающую среду, в том числе природоустроительная инженерная деятельность, являются пагубными, инородными для природы и потому должны быть прекращены, как и разрушающее воздействие на неѐ.

Человечество тем не менее должно осознать, что его благо неразрывно связано с процессами на Планете. Человеку следует научиться подчинять свои социально-экономические устремления (вне зависимости оттого, удастся ли в настоящее время преодолеть логику рыночного хозяйства – стремление рассматривать производство под углом зрения затрат и результатов труда) не только общевидовым интересам, а интересам человека как единичного и особенного существа; осознать необходимость «принципа биоцентрического эгалитаризма», исходящего из признания самоценности всех форм жизни. Необходимо также осмысление возникшего несоответствия между масштабами разрушения биосферы и возможностями еѐ восстановления для того, чтобы принять решения, адекватные имеющейся ситуации (к примеру, вырубка лесов в 18 раз превышает их восстановление; земля накапливает один сантиметр чернозѐма за 300 лет, а вымывается, или выветривается, тот же сантиметр за три года). 9

Вне зависимости от своей специализации человек должен иметь представления о механизмах взаимодействия человека и природы. Нужно разработать специальные «экологические» подходы к формированию целевых программ исследования и внедрения результатов; сегодня научить обучающихся различать виды программ, чтобы завтра они могли использовать эти знания и навыки в своей предметной деятельности. Т.е., одна из задач состоит в преодолении противоречия между характером производства знания и его использования.

Современная наука оказалась неподготовленной к решению экологических проблем. Несмотря на все позитивные достижения человечества, утверждают философы, человек не стал ни более счастливым, ни более нравственным. Многие западноевропейские и русские мыслители видят причину этого в отказе от религиозных смыслов бытия. Знание само по себе не побуждает его использовать. Только соединение знания и этики может изменить человека и решить важнейшую проблему – научить соизмерять природные и социальные ценности. Формирование экологического сознания, психологической готовности изменить систему традиционных ценностных ориентаций не в рамках технического, а человечного человека – составная часть выживания и устойчивого развития.


Вопросы:

1. Каковы предмет и функции философии? Как взаимосвязаны философия и частные науки?

2. Каковы принципы и особенности материализма и идеализма как способов миропонимания?

3. Как соотносятся идеализм и идеальность сознания?

4. Какое место занимает философское знание в культуре человечества, и какова его роль в жизни человека и общества?

5. Какое содержание вкладывается в движение, обозначенное как «движение от антропоцентризма к экологическим воззрениям на природу»?


Тема 2. Античная философия

Зарождение философии в древней Греции и культурно-исторические предпосылки возникновения философии. Общая характеристика и периодизация античной философии. Древняя Греция не случайно, наряду с Китаем и Индией, оказалась местом возникновения философских учений. Как же проходил этот процесс, и какие предпосылки сложились здесь для возникновения специфического стиля и форм собственно философского мышления, включающего определѐнные методы и понятия?

Прежде всего возникновение философии связывают с явлением, которое названо «движением от Мифа к Логосу», от конкретного к абстрактному мышлению, от описания порождения к попыткам обозначения причин возникновения предметов и явлений мира. Миф объяснял происхождение и творение, апеллируя к конкретному мышлению и персональному. В такой наивной форме первоначально существовали в зачаточном виде философия и наука, религия и искусство. Гомеру принадлежат слова: «мы все - вода и земля»; Гесиод в «Трудах и днях» и «Родословной Богов» утверждал похожие, понятные каждому в своей конкретности, идеи. Сами тексты Гомера (которые, по преданию были у всех на устах) и Гесиода (согласно легенде, соперника самого Гомера), а также античный театр (представлявший собой своеобразный «образ жизни» греков) образовали то пространство духовности, в котором и произошло обобщѐнное абстрактно-философское осмысление и присвоение привычных конкретных явлений и соотнесение этого осмысления с новой сферой деятельности как деятельности в диалогическом мышлении. Что касается образа жизни, своеобразным его стержнем был агон (первоначально «борьба-состязание») – дух соревновательности, предполагавший всегда мысленный или явный диалог на темы, соответствующие данной сфере жизни: философский диалог, обыденный, протонаучный, или религиозный.

Данное движение мышления от конкретного и персонифицированного к абстрактному и обобщѐнному (категориальному) оказалось возможным благодаря тому, что миф содержал, в том числе, и рациональное – обобщающее и аналитическое мышление, в котором, возникли зачатки наук и философия, понятия и категории. Философия разума возникла как переход к Логосу, понимаемому как абстрактное, как основа логики и осознание единства противоречивого: слова, имеющего «смысл» и слова – «пустого» и т.д. Философия стремилась вместо объяснения порождения увидеть и проговорить причину, «начало начал», обозначение каковых по форме было разным (вода, огонь, воздух, число, апейрон), но имеющим по своему содержанию безличный, абстрактно-обобщающий характер.


Кроме благоприятных природно-климатических условий (идеальная влажность и температура, отсутствие еѐ годовых колебаний, восхитительные пейзажи, богатая фауна и флора), философствованию 10

способствовала практика рабовладения: наличие рабов-иноплеменников и отсутствие рабов-греков было важным фактором, освобождающим сознание и создающим широкое духовно-социальное пространство для неограниченной творческой деятельности. В качестве ещѐ одного фактора можно говорить о полисной системе устройства государства, когда общественная жизнь была организована идеально.

Часть исследователей в качестве фактора, способствовавшего формированию философии в Древней Греции, называют сам греческий язык, как систему, содержащую потенциал для абстрактного мышления, интенсивного создания новых смыслов при переходе от конкретного мышления к абстрактному.

Периодизация древнегреческой философии. Первый этап – доклассический, или досократический (6-5 вв. до н.э.); для учений данного периода характерна «опора» на Гомера и Гесиода и попытка создания научного миропонимания. На этом этапе важны достижения первых философских школ и учений (Милетская и Элейская школы; учение Гераклита).

Второй этап носит название классического (5-4 вв. до н.э.); в это время определѐн круг философских вопросов и подходов; оформились ряд философских учений: атомизм (Левкиппа и Демокрита); пифагореизм (учение Пифагора и его последователей); философствование софистов (Протагор, Горгий); учения Сократа, Платона и Аристотеля.

Третий этап называется «эллино-римский» (4-3 вв. до н.э.); это время разложения древнегреческого рабовладельческого общества, завоевания Греции Александром Македонским, экономического и политического упадка Греции; философия в это время существует как своеобразные рецепты выживания: «скептицизм», «эпикуреизм», «стоицизм»; «неоплатонизм» и др.; как показатель возвышения духовного статуса Рима, появляются римские философы, в частности это Лукреций Кар, Марк Аврелий, Сенека. В целом философия этого периода характеризуется обобщѐнным материалистическим пониманием мира, кризисом духовности, изменением духовных ориентиров на основе христианской идеологии.

Начальный этап античной философии: Милетская школа; пифагорейцы; Гераклит; элеаты; Мегарская школа. Философов начального этапа часто называют досократиками, подразумевая мыслителей, живших до Сократа (до середины V века до н.э.). Для мыслителей данного периода общими были вопросы космологии, учения о мироздании. Космос понимался как окружающий человека мир в определѐнных пределах, и постигался в мышлении. Досократики в своих учениях изложили основания и основные понятия онтологии. В последующей философии космологическая проблематика получила своѐ дальнейшее развитие; начиная с Сократа, особым предметом философии становится человек; в классический период формулируются основные философские проблемы.