ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.05.2024
Просмотров: 446
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Понятие и структура мировоззрения. Основные типы мировоззрений.
Тема 3. Философия Средневековья и эпохи Возрождения.
Тема 4. Философия Нового времени.
Тема 5. Немецкая классическая философия.
Тема 6. Западная философия двадцатого века
Тема 8. Бытие. Материя. Сознание.
Тема 9. Понятие диалектики и метафизики. Универсальные связи бытия.
Тема 10. Общество. Философия истории. 72
Тема 13. Познание. Наука. Техника.
Тема 14. Нормы. Ценности. Идеалы. Этическое, эстетическое и религиозное в сознании человека.
Тема 13. Познание. Наука. Техника.
Процесс познания. Чувственное познание и его формы. Рациональное познание и его формы. Познание – это деятельность человека по приобретению знаний об окружающей среде, мире, человеке, взаимоотношениях человека и природы, человека и общества. В философии эти проблемы называются «гносеологическими», их рассматривает теория познания. Она изучает саму природу человеческого познания и знания, формы и закономерности перехода от поверхностных знаний к знанию сущностному, глубинному; пути достижения системного знания и его критерии; механизмы получения человеком знаний; активизации и не использования знаний.
Познание связано с мышлением, мышление – с языком, при помощи которого знания и информация формулируются, сохраняются и передаются. Мышление – это активно или пассивно проходящий процесс оперирования понятиями и конкретно-чувственными образами; это целенаправленный процесс отражения человеком свойств и отношений вещей. Язык участвует в процессах познания, в нѐм содержатся элементы, замещающие (обозначающие или означивающие) объекты и явления, их знаки (наука о знаках называется семиотика). Различают естественные и искусственные языки. Язык науки складывается как язык символов, или знаков, и терминов. Знак – это предмет, который выступает в качестве представителя другого предмета, свойства, отношения и т.п. и используется при приобретении, переработке, хранении и передаче информации и знаний. Знаком может быть буква, цифра, символ, «знаковая совокупность»; знак имеет смысл и значение (знак с точки зрения его смысла и предметного значения характеризует специальная наука Семантика). Смысл – это совокупность признаков, позволяющих выделить предмет из ряда других предметов; предметное значение – это объект, представителем которого является знак. Смыслы выражаются словами, словосочетаниями, символами. Символы характеризуются изменчивостью и могут обладать практически любым значением. Долгое время считалось, что мысли выражаются только в языке. Мысль может быть выражена при помощи жеста, рисунка, мимики, художественного образа, фигур танца, и т.п. Основные функции языка – гносеологическая и коммуникативная. Человек познаѐт окружающий мир, благодаря тому, что язык соответствует предметам деятельности, их связям и отношениям. Теория познания выступает «механизмом перевода» материально-предметного мира в мир идеальных сущностей (понятий, категорий, суждений, теорий, гипотез и т.п.).
Познание – это сложный противоречивый процесс, в котором различают процессы двух взаимосвязанных и взаимообусловленных уровней: а) чувственные и б) рациональные; они связаны между собой и имеют свои специфические формы выражения.
Познание начинается с взаимодействия органов чувств человека с окружающими его предметами, когда органы чувств «сигнализируют» об окружающем мире, вызывая ощущения, при помощи которых на уровне физиологии организм «вступает» во взаимоотношения с предметами. В результате взаимодействия с окружающей средой и внутренних телесных и духовных процессов человек получает ощущения, восприятия, представления. Полученные чувственные данные фиксируются, перерабатываются в сознании, на ступени рационального познания в форме понятий, суждений и умозаключений. Эту ступень называют абстрактным мышлением, или рациональным уровнем познания. 90
Учѐные, придающие приоритетное значение чувственной ступени познания называются сенсуалистами; считающие более важным или достаточным для получения истинного знания рациональный уровень – рационалистами. Очевидно участие обоих видов познания в процессе получения достоверных знаний, их совместное развѐртывание, когда чувственный и рациональный уровни прорастают друг в друга.
В познании участвует и интуиция – непосредственное постижение истины без осознаваемой предварительной познавательной деятельности.
Формы чувственного познания. Ощущение – это простейшая форма психических процессов мозга; это элементарный чувственный образ, в котором отражаются отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира. Органы чувств воспроизводят воздействия в определѐнном диапазоне, т.е. есть «порог чувствительности». Ощущения – субъективны по форме (они всегда являются ощущениями конкретного субъекта познания) и объективны по своему содержанию (отражают объективный мир).
Восприятие – это конкретно-чувственный наглядный образ предмета, возникающий при воздействии предмета или явления на органы чувств человека; это целостный образ на основе выделения и объединения отдельных ощущений; в восприятии предмет предстаѐт как тождественный себе. Восприятие в той или иной степени осмыслено.
Представление – это конкретное, целостное воспроизведение в сознании ранее воспринятой вещи или явления. Представление связано с памятью и вызывается ассоциативно; это некоторое обобщение, которое даѐт возможность оперировать с предметом или его свойствами без контакта с ними. Представление носит абстрактный характер, выражается словом и отражает предшествующий опыт человека; оно имеет самостоятельную ценность в процессе познания.
Формы рационального познания (они же являются формами мышления). Понятие – это мысль, в которой отражаются общие существенные свойства, связи предметов и явлений; это сам акт понимания. Понятие выходит за уровень чувственного познания; оно связано с абстрагированием, объединяет класс предметов, связанных общими свойствами; понятие не имеет конкретного аналога; оно имеет словесную форму; ключевые понятия называются категориями.
Суждение – форма мысли, в которой при помощи связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чѐм-либо. Это предложение как материализованная мысль (Светает). Суждение – это такая связь понятий, в которой одно понятие характеризуется через другое; в суждения облекается основная масса знаний. Суждения классифицировал Аристотель, выделив общие, частные, единичные и другие суждения.
Умозаключение – это операция мышления, в ходе которой из сопоставления ряда посылок с использованием определѐнной логики выводится новое суждение. Умозаключение – это метод получения новых знаний; логическая теория умозаключений связана с теорией доказательства; теория умозаключений разрабатывалась математической логикой.
Гипотеза – это вид умозаключения, требующего проверки. Теория – система проверенных знаний и представлений, она может состоять из нескольких умозаключений.
Субъект и объект познавательной деятельности. Единство познания и практики. Субъект и объект – соотносительные понятия. Субъект – сложная иерархия, фундаментом которой является социальное целое. Народ производит нормы, ценности и идеи, фиксируемые в культуре, и есть особый субъект познавательной деятельности. Субъектом познания может быть группа ученых, отдельная личность со своими страстями. Субъект может быть адекватно понят в конкретном историческом контексте. Объект – это фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе исследования, в определѐнном смысле, это собственность субъекта, его реальность, ставшая фактом сознания.
В социальном познании всѐ вращается вокруг человеческого: объект здесь – люди и результат их деятельности, субъект – сами люди. Важно различение объекта и предмета познания: если объект – это фрагмент исследования в бытии, то предмет – это конкретные аспекты бытия объекта, на которые направлена исследовательская мысль.
Практика – это процесс чувственно-предметной деятельности людей, их воздействие на объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. Практика выступает как источник познания; движущая сила познания; сфера приложения знаний; цель познания; критерий, мерило истинности результатов познания; основание формирования и развития познания. Практика выделяет явления, которые необходимо изучить; она изменяет окружающий мир; выявляет новые стороны этого мира. Практическое применение результатов науки стимулирует еѐ развитие: какие-то положения теории на практике получают подтверждение, другие – нет; в процессе практического 91
использования выявляются аспекты, которые недостаточно изучены, были ошибочными, возникают вопросы, ответы на которые начинают искать учѐные и т.п. Практика не только выделяет явления, которые необходимы для изучения, но и меняет окружающий мир и выявляет его новые стороны. Практическое применение результатов науки стимулирует еѐ развитие.
Что касается человека самого по себе, практика не может быть подтверждением или опровержением человеческого представления, поэтому с одной стороны, человеку свойственно повторять свои ошибки; с другой – то, что истинно и проверено на практике для одного человека в его ситуации, не является таковым для другого человека. С подобными противоречиями связаны различия между точными и гуманитарными науками, если брать точные науки на уровне эксперимента; так как на уровне квантовой физики между точными и гуманитарными науками таких противоречий нет.
Опыт – это навыки и умения, которые человек получает в своей разнообразной деятельности. Человек обладает способностью использовать опыт других людей, что значительно расширяет его представления о мире. При этом чужой опыт воспринимается именно как чужой; он не переживается как свой опыт и чаще принимается к сведению или забывается; и свой опыт при определѐнных условиях может «забываться».
Проблема истины в философии. Объективность истины. Абсолютное и относительное в понятии «истина». Проблема истины в познании – основная. Истина – это адекватная информация об опыте, получаемом из чувственного и интеллектуального постижения (или сообщение о нѐм) и характеризуемая с точки зрения еѐ достоверности относительно окружающей действительности. Это субъективная духовная реальность в информационном и ценностном аспекте. Истина – это свойство знания, а не объекта познания. В древности отмечали красоту и ценность истины, связывали еѐ с нравственностью. Истина не может быть ущербной, она служит нравственному возвышению человека. Истина – это единство процесса и результата.
Истина в научном знании носит относительный характер, это выражается в еѐ неполноте и вероятностности во времени. Истина относительна, так как отражает объект в известных пределах, условиях, отношениях, которые изменяются и развиваются. Относительная истина – это ограниченно верное знание о чѐм-либо. В науке шаг вперѐд есть одновременно и открытие новой тайны, и опровержение старой истины.
Есть также знание абсолютно достоверных фактов – это установленные фактические события, определѐнная часть дат событий, рождения, смерти… Абсолютная истина – это тождество понятия и объекта в мышлении. Несмотря на относительный характер истина – это такое содержание знания, которое не опровергается, а обогащается, уточняется и постоянно подтверждается жизнью. Относительность знания хорошо демонстрируют представления человека о строении Космоса или Планеты Земля.
Истина – это величайшая социальная и личностная ценность, она играет в обществе большую нравственную и социально- психологическую роль. Истине противостоят заблуждение и ложь.
Заблуждение содержит смысл, не соответствующий реальности, но принимаемый за истинный. Заблуждение может иметь свои основания; чаще всего заблуждения носят временный характер и свойственны всем видам знания. Ложь – намеренное искажение действительности, с целью ввести в обман, так как утверждающий ложь знает о лживости своего утверждения и делает это намеренно, преследуя при этом какие-то определѐнные цели.
Научное познание невозможно без заблуждений и ошибок. Проблема ошибок занимает важное место в науке. Галилей считал, что избежать ошибок при наблюдении невозможно.
Понятие «наука». Эмпирическое и теоретическое знание. Методы научного познания. Научное знание – это объяснение фактов в системе понятий данной науки. Научное знание – это доказательное, сущностное знание, заключѐнное в понимании действительности в еѐ прошлом, настоящем и будущем, достоверном обобщении фактов, видении за случайным общего, на этой основе – предвидение явлений. Это творческий процесс.
Здесь реальность облекается в форму объективных отвлечѐнных понятий и категорий, общих принципов и законов с использованием знаков, схем, графиков и т.п. Научные знания характеризуются достоверностью и точностью. Познание опирается на опыт, который всегда разный: что такое опыт одного или другого известного человека? Только опыт всего человечества мог бы быть авторитетом (критерием) для науки. Умение видеть важное в том, что другие считают не важным, – в этом состоит секрет творчества, новаторства в науке и искусстве. 92
Условием научного исследования является установление факта как явления материального и духовного мира, ставшего достоянием знания, фиксация явления, отношения, свойства. Факт содержит много случайного. Факты могут получить научную ценность в рамках определѐнной теории. Науку интересует общее и закономерное. Критерий практики, как было сказано, не может быть подтверждением или опровержением человеческого представления.
Научное познание характеризуется: категориальностью (развитостью понятийного аппарата); своим рациональным характером (опорой на разум), непротиворечивостью, доказательностью и системностью знаний; интерсубъективностью знания, возникновением знания на уровне обобщения знаний; тем, что критерием истинности знания здесь выступают разум и практика; наличием специальных методов получения знания.