ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.05.2024

Просмотров: 438

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА

ФИЛОСОФИЯ

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

МОСКВА 2009

К 87я73

УДК 1(075.8)

Ф

Рецензенты:

Философия. Краткий курс лекций. Учебное пособие / Составление и общая редакция к. филос.н., Байдаевой Ф.Б. – М.: МГУП, 2009. 96с.

В учебном пособии содержится необходимый минимум профессиональных сведений по философии, изложен весь диапазон философского знания, что позволяет обучающимся составить компетентное и полное представление о философах и разнообразных философских проблемах, изучение которых предполагается по курсу «Философия» в вузах. Структура пособия, снабжѐнного именным указателем, списком литературы (в который включѐн материал из периодической литературы по актуальным философским проблемам), вопросами и заданиями для самоконтроля, словарѐм терминов способствует удобству его использования и даѐт возможность успешно подготовиться к экзамену.

Учебное пособие предназначено для студентов нефилософских специальностей и всех интересующихся проблемами философии. 2

ВЕДЕНИЕ

В истории философии присутствуют разные ракурсы рассмотрения проблем и разные концептуальные подходы к ним. Известно, что в отличие от других наук, предоставляющих человеку информацию об определѐнной части мира, философия, как общее и целостное категориальное знание о мире и человеке, помогает выявить важные отношения или акценты в том, что предстаѐт перед человеком в качестве знания, своего и чужого опыта, информации; помогает увидеть внутренние связи и закономерности во всѐм происходящем в мире; построить адекватную современному состоянию науки картину мира. Поэтому, с одной стороны, вследствие многообразия возможных ответов на возможные вопросы и, с другой – необходимости для глубокого понимания философских знаний, кроме большого объѐма фактических и исторических сведений, также и определѐнного уровня культуры мышления, философские проблемы не имеет смысла, по моему мнению, раскрывать с одной точки зрения. Разнообразные сведения, содержащиеся в данном пособии, предполагают самостоятельную работу обучающегося, направленную вовне – на поиск информации, и внутрь себя – рефлексию, размышление и т.п. «Обретение» философского знания требует, помимо запоминания и воспроизведения усвоенного, что знакомо каждому обучающемуся, погружения в специфическое размышление и предполагает «активное мышление в диалоге». При этом вопрос выбора методологии в преподнесении материала становится подчинѐнным задаче пробуждения мыслительной деятельности обучающегося.


На мой взгляд, принцип «методологического единства» ограничивает восприятие философских проблем, поэтому более целесообразно, как в изложении истории философских учений, так и по ключевым вопросам философии, передавать наиболее популярные или интересные подходы в их внутренней логике, что позволяет обучающимся знакомиться с разными концептуальными подходами и учит видеть проблему с разных сторон. Нередко в современных учебниках соединены разные методики, например А.Г.Спиркин, соединяет казалось бы ещѐ недавно несоединимое: марксизм (или материализм) и постмодерн (виртуальное в качестве реального). Экзистенциальный подход, который я чаще всего применяю, на мой взгляд, лучше реализует идею «превращения» философии в «философствование как внутреннее усилие в рефлексии».

Данный курс лекций не претендует на полноту изложения всех сторон рассматриваемых вопросов с учѐтом всех разных решений, найденных и сформулированных в истории философии, что понятно, с учѐтом объѐма настоящего пособия, поэтому я назвала его «Кратким конспектом»; к тому же в нѐм, может быть недостаточно хорошо представлены оригинальные тексты по истории философии. Тем не менее, содержание данного пособия соответствует Программе курса «Философия» для нефилософских специальностей. В нѐм содержится анализ и определение философских категорий, соблюдается взаимосвязь наблюдаемых процессов и представлены ведущие философы и главные философские школы. Значительное место, с учѐтом современной ситуации, отводится: общим вопросам экологии и экологии человека: проблемам сознания; проблемам философии науки, выраженным полнее в аналитической философии, или позитивизме (включая его временные трансформации). В основу изложения материала положены крупнейшие этапы истории философии; каждый раздел содержит имена наиболее крупных мыслителей эпохи, годы жизни и названия их основных работ. После каждого раздела предлагаются задания для самоконтроля за усвоением прочитанного. В пособии имеется словарь основных философских понятий и категорий, а также указатель имѐн, что позволяет лучше усвоить материал, быстро найти нужную тему и подготовиться к экзамену, или зачѐту. Приведѐнный в конце пособия список использованной литературы, предоставляет обучающимся не только возможность углублѐнного изучения ключевых философских идей, но и познакомиться с уровнем современных исследований в значимых для каждого человека областях гуманитарного знания. 3


Часть I

История философии

Тема 1. Понятие и структура мировоззрения. Основные типы мировоззрений.

Мировоззрение – это система взглядов человека, определяющая его отношение к миру и к себе. Одна из основных функций мировоззрения – регулирующая; система взглядов включает ценности, оценки и убеждения. В структуре мировоззрения различают теоретические и практические составляющие. Первую ступень построения философского мировоззрения составляет условный разрыв мыслимого универсума, или всеобщего, на внутреннее и внешнее для человека (сознание и бытие, на «Я» и «не-Я») и последующее определение всеобщих свойств каждого из них. Второй ступенью является – конструирование единства разорванного. Здесь возможны три варианта: рассмотрение диалога между «Я» и «не-Я», сознанием и бытием в рамках основного вопроса философии; анализ системы общих ценностей, регулирующих отношения между «Я» и «не-Я»; конструирование и презентация онтологических систем (таких как: культура, жизнь, общество, человек, поведение, техника и т.д.), в качестве конкретного единства бытия и сознания (что выражается в создании теоретических моделей).

Философия уже, чем мировоззрение, она входит в него как часть в целое. Мировоззрение каждого человека соединяет в себе представления, относящиеся к разным планам сознания (основных категорий, или планов экзистенциального сознания четыре: онтологический, гносеологический, аксиологический и праксеологический). При этом, как правило, в сознании не возникает вследствие такого соединения противоречий: в той или иной ситуации человек осмысленно принимает решения, совершает выбор, осуществляет оценки и т.п., исходя из знаний, необходимых именно ему, в соответствии с особенностями своего миропонимания. Что-то может натолкнуть самого человека на его логические ошибки, или кто-то может обратить его внимание на то, что он «соединяет несоединимое». Подобные ситуации могут приводить к выработке более целостного мировоззрения. Но целостность в данном случае может быть двоякого рода: основанной на принципах преимущественно одного типа объяснения мира; или же – на соединѐнности принципов разных типов миропонимания, не воспринимаемых как противоречивые. Второй вариант характеризует философское мировоззрение, в нѐм всегда есть более широкий контекст понимания, который включает любые частности. Философ, «собирая знания», всегда оставляет «свободное пространство» для движения собственной мысли. Философия, объясняя сущее, опирается на интеллект и возможности разума, в том числе на основе иррациональных форм, выходя, если сравнивать широту обобщений, за рамки науки. Таким образом, типы мировоззрения выделяются весьма условно, в том смысле, что найти людей, у которых в понимании мира представлены, например, исключительно научные знания, или какие-либо другие, представляется, на мой взгляд, сложным.


В то же время, в качестве идеальных сущностей типы мировоззрений представляют реальность. При этом мифологическое мировоззрение характеризуется фантастичностью, целостностью, функциями объяснения и регулирования. Религиозное мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественного начала и характеризуется догматичностью и обрядовостью, еѐ функция – удовлетворение потребности в вере, надежде, любви. Философское мировоззрение характеризуется философским характером сознания, его функции состоят в том, что оно даѐт возможность постижения мира не только в его частях, но и как целостный объект, задавая возможность построения теоретических оснований понимания и познания мира в целом. Научное мировоззрение, как принято считать в классической философии и науке, основано на доказанных знаниях, полученных посредством достоверных методов той или иной науки и поддающихся эмпирической проверке.

Философия, еѐ предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук. Существует множество определений философии, например, это: «квинтэссенция духовной жизни человека»; «сущее в полноте содержания и смысла»; «самосознание человека в форме рефлексии над жизнью»; 4

«определѐнного рода двойственное отношение личности к миру, которое – со стороны человека – характеризуется его возрастанием к высшему бытию и, следовательно, возрастанием осмысленности его существования. И если человек укоренѐн в бытии всей полнотой своих телесно-душевно-духовных структур и функций, то работа рациональной мысли целиком и полностью определена жизнью конкретной личности». (При этом, по А.В.Соболеву, главный предмет и цель философии – человек, осуществляющий познавательную деятельность во всех известных формах: форме науки, религиозной веры, практического опыта, коммуникации и т.д. в диапазоне оценочно-ценностных восприятий.) Философское знание выражает свой особый круг проблем при помощи категорий (особых понятий: «бытие», «мера», «явление», «количество», «качество», «сущность», «субстанция» и др.) и, по своему содержанию, не является однородным. Так, история философии, существующая одновременно в форме интеллектуальной и духовной культуры, стремится к истинному выражению мира и бытия человека в диалоге идеалов, идей, переживаний людей разного времени. Современный человек обращается к этой «всемирной истории мысли», чтобы понять своѐ время и себя.

Предметом философии являются универсальные, наиболее общие законы и принципы. Объектом – объективный мир как целостность. С развитием научного знания обнаруживаются «онтологические разрывы», создаѐтся ситуация, когда человек начинает понимать, что не может «приписывать реальность» всему, с чем он сталкивается в мире. Например, постулаты квантовой физики, одной из целей которой является описание фундаментальных законов природы в микромасштабе, демонстрируют следствия, противоречащие здравому смыслу. В связи с тем, что они подтверждены экспериментальными исследованиями, возникает проблема отношения к таким знаниям. Философское знание, как было сказано, позволяет любое частное знание расположить «в пространстве» более широкого контекста и рассмотреть его наряду с другими, относящимися к данному объекту.


Так как частные науки традиционно ставят и решают проблемы отдельных сфер жизни человека и существования природы и мира, знания, получаемые этими науками, носят частный характер. Предмет и объект частной науки – определѐнная часть мира. В отличие от этого, философия изучает окружающую действительность в целом, она изучает «всѐ, что есть». Поэтому знания, получаемые философией, носят общий, универсальный характер. Из этого обстоятельства вытекает и та особенность философии как науки, о которой много говорилось в недавнем прошлом: она может выступать в форме методологии для частных наук. Некоторые мыслители считают, что частные науки получают информацию о окружающем мире, а философия – формулирует именно знание.

Возможно, смысл философии и еѐ значение лучше выражается в выполнении ею многочисленных функций: аналитической, рефлективной, онтологической, гносеологической, методологической, критической, интегративной, социальной, аксиологической, гуманистической и др.

Материализм и идеализм как способы миропонимания. Принципы и особенности материализма и идеализма. В истории человеческой мысли сфера «не-Я» осознается как нечто чуждое («иное»), или бытие. Если сознание является ступенью теоретической конкретизации «Я», то бытие является аналогичной ступенью теоретической конкретизации «не-Я». Там, где кончается сознание, начинается бытие и наоборот. В истории философии прослеживается два противоположных подхода, или принципа, к объяснению мира: материализм и идеализм. Эти принципы касаются сопряжѐнности бытия и идеальных сущностей в сознании человека и часто обозначаются как основной вопрос философии. Обозначенная проблема, в классическом понимании, включает два подвопроса: а) с чего всѐ началось, что есть причина всего (онтологическая сторона нашей проблемы); б) познаваем ли мир (еѐ гносеологическая сторона). Очевидно, что создание целостного учения о бытии невозможно без рефлексии собственного познания человека (его сознания).

Соответственно тому, как философы отвечают на первый подвопрос, в классических учениях, они делятся на материалистов и идеалистов, могут быть сторонниками деизма, дуализма, или не занимать чѐтких позиций относительно того, что есть основа мира. Под «материей» принято понимать вещи и предметы, их части или частицы – атомы, микрочастицы и т.п., то, что человек может осязать, воспринимать своими органами чувств сам, или при помощи приборов. Под «идеей» – то, что само по себе не имеет материальной составляющей в таких понятиях, как «сознание», «дух», «Бог». Материалисты (Гельвеций, Маркс, Энгельс и др., сформулировавшие теорию возникновения сознания в результате эволюции природы, как свойство высокоорганизованной материи – мозга) полагают, что во времени первична материя, а сознание вторично и возникло на определѐнной стадии развития материи, как видно из определения. Идеалисты считают, что первично сознание, а материя вторична. 5