ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

в связи с совершенствованием разграничения полномочий» Эти методические рекомендации оказали практическую помощь и да-

ли разъяснение порядка реализации полномочий местных органов власти

по созданию условий для развития местного традиционного народного ху-

дожественного творчества, который предусматривает совокупность норма-

тивного и структурного обеспечения деятельности муниципальных обра-

зований по данному вопросу местного значения.

К вопросам местного значения поселений, муниципальных районов и

городских округов отнесено полномочие по созданию условий для развития

местного традиционного народного художественного творчества, участие в

сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов

Правовой основой регулирования местного традиционного художест-

венного творчества являются следующие нормативные правовые акты:

Конституция Российской Федерации ;

Налоговый кодекс Российской Федерации

Закон Российской Федерации «Основы за-

конодательства Российской Федерации о культуре»;

Федеральный закон «Об общих принци-

пах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон «О гарантиях прав ко-

ренных малочисленных народов Российской Федерации»;

Федеральный закон «О народных художе-

ственных промыслах»;

Федеральный закон «Об охране окружаю-

щей среды»;

Федеральный закон «О национально-

культурной автономии»;

Концепция сохранения и развития нематериального культурного насле-

дия народов Российской Федерации на 2009–2015 годы от 17.12.2008 г. № 267;

Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирова-

ния организаций культуры и искусства (Утверждено Постановлением Пра-

вительства Российской Федерации от 26.06.1995 г. № 609 (в ред. Постанов-

ления Правительства Российской Федерации от 23.12.2002 г. № 919));

Федеральная целевая программа «Культура России 2006–2011 гг.»;

Федеральная целевая программа «Социальное развитие села

до 2010 года»;

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан

Российской Федерации».

Статьи вышеуказанного законодательства посвящены регулированию

культурной деятельности. В них раскрываются понятия «культурная дея-

тельность», «культурные ценности», «творческая деятельность», «народ-


ное творчество», «творческое варьирование», «культурное нас ия законодатель-

ства о культуре с учетом норм суверенитета Российской Федерации и при-

знания равного достоинства культур различных этнических общностей,

проживающих на территории России; регламентируются права и свободы

человека в области культуры (считающиеся приоритетными по отношению

к правам в этой области государства, а также общественных и националь-

ных движений, политических партий, конфессиональных и профессио-

нальных групп), в частности, права на личную культурную самобытность,

на приобщение к культурным ценностям, на гуманитарное и художествен-

ное образование, на собственность в сфере культуры, на создание органи-

заций, учреждений и предприятий и общественных объединений, на вывоз

за границу результатов своей творческой деятельности; отмечаются основ-

ные обязанности государства в области культуры; разграничивается ком-

петенция в области культуры между федеральными органами государст-

венной власти и управления Российской Федерации, органами государст-

венной власти и управления республики в составе федерации, автономных

округов, областей, краев, органов местного самоуправления; характеризу-

ются параметры экономического регулирования в области культуры

(включая отношения собственности, условия приватизации, источники и

объемы финансирования, нормы предпринимательской деятельности, осо-

бенности инвестиционной политики, ценообразования); формулируются

принципы взаимоотношений организаций культуры с организациями дру-

гого профиля, с зарубежными странами, с соотечественниками за рубежом,

формы участия в международных организациях, работе культурных цен-

тров за рубежом, отношения к российским культурным и историческим

ценностям за пределами Российской Федерации.

В разработке региональных программ приняли участие ученые и спе-

циалисты различных профилей, члены межведомственных советов и сек-

ций Домов и Центров народного творчества. В Нижегородской области,

например, в целях поиска нестандартных решений, направлений и форм

деятельности по проблемам возрождения народной художественной куль-

туры ОНМЦ в 1993 г. выступил инициатором и организатором аукциона

идей «Возрождение». В аукционе приняли участие учреждения культуры

области: клубы, библиотеки, музеи, парки, общественные объединения,


отдельные специалисты. Четыре главных требования предъявлялось к иде-

ям, поданным одним или группой авторов: новизна, современный подход,

экономическое обоснование, возможность реализации и дублирования.

С целью создания условий для развития традиционного художествен-

ного творчества деятельность органов местного самоуправления должна

способствовать развитию учреждений, осуществляющих деятельность в

сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры по-

средством следующих доступных управленческих решений и действий:

разработки и реализации муниципальных (межпоселенческих,

межмуниципальных) целевых программ «Развитие традиционного народ-

ного творчества» или «Духовно-культурное развитие территории муници-

пального образования» на среднесрочную перспективу (включающих ме-

ханизмы структурного, кадрового, финансового, материально-

технического ресурсного обеспечения совершенствования традиционного

народного творчества, сохранения нематериального культурного наследия

и общероссийской национальной идентичности);

проведения социологических и мониторинговых исследований в

сфере народного творчества (например, о влиянии участия жителей посе-

ления в творческих коллективах на интеграцию в социум и формирование

успешной психологии личности и т.п.);

создания специализированных учреждений культуры, осуществ-

ляющих функции сохранения, развития и популяризации народного худо-

жественного творчества;

поддержки творческой деятельности граждан, являющихся носите-

лями и распространителями материальных и духовных традиций народной

культуры, с использованием механизмов грантовой поддержки, учрежде-

ния премий, других мер материального и морального стимулирования;  нормативного регулирования деятельности субъектов народного

художественного творчества (граждан, юридических лиц и общественных

организаций);

финансирования работ и услуг по сохранению и пополнению соб-

раний фольклорно-этнографических материалов, хранящихся в музеях, ар-

хивах, библиотеках и других учреждениях, созданных на территории му-

ниципального образования;

финансирования работ и услуг по созданию и экспонированию

предметов традиционной культуры, предметов декоративно-прикладного

искусства;

финансирования работ и услуг по созданию коллективов народного


художественного творчества;

финансирования творческих проектов по организации и проведе-

нию праздников, конкурсов и других массовых мероприятий, организуе-

мых с целью популяризации и развития народного художественного твор-

чества.Базовым условием успешной реализации полномочия муниципально-

го образования по обеспечению условий для развития местного народного

художественного творчества является создание творческих коллективов

различной жанровой направленности: хореографических, хоровых, музы-

кальных, театральных, фольклорных, декоративно-прикладного искусства,

изобразительного искусства и др.Сфера народного творчества охватывает различные половозрастные и

социальные группы населения. Многообразные жанры и виды творчества

выполняют важные социальные функции социально-психологической

адаптации, совершенствования образной сферы жизни социума, укрепле-

ния его физического и духовного здоровья, а, самое главное, реализации

креативных потенций личностей, социальных групп, слоев, эко-

территорий. Участие населения в творческих коллективах способствует

самовыражению и развитию личности независимо от пола, возраста, стра-

тификационной и профессиональной принадлежности, что представляется

особенно важным в условиях мирового кризиса и угроз глобализации.

На современном этапе выдвигается ряд новых задач в сфере культуры,

которые требуют корректировки сложившихся в предшествующий период

приоритетов. Главные акценты переносятся с задач сохранения ранее на-

копленного культурного наследия на задачи его дальнейшего развития.

В последние два десятилетия уделяется большое внимание научно-

исследовательской работе, занимающей в деятельности специализирован-

ных вузов и Домов народного творчества значительную нишу – это фольк-

лорно-этнографические экспедиции, изучение и восстановление архивных

записей, материалов и документов, формирование и пополнение фольк-

лорных фондов и коллекций


10)Народная художественная культура в XX веке. Преобразования в России и их влияние на народную культуру.

Сегодня в советской культуре утвердилось два подхода. Первый объявляет всю советскую культуру люмпенско - маргинальной, не представляющий никакого интереса, второй - это объемный конкретно-исторический подход.Советская культура уничтожила культуру дворянства в результате революции и гражданской войны и культуру крестьянства в результате государственного переворота 1929г. выразившегося в политике раскрестьянивания деревни. Культура пролетариата к моменту уничтожения этих двух культур не сложилась. Советская культура - это явление сложное, многоплановое. Сложилось на основе культуры военных, люмпенов и культуры лагерей. Соотношение этих компонентов на разных на разных этапах развития общества было различным.Культура 20-х годов отличалась плюрализмом. Н.Бухарин и А.Луначарский были склонны к диалогу культур. В полном расцвете находилась культура инакомыслия: А. Блок, А. Белый, И. Бунин, О. Мандельштам, А. Ахматова, Н. Гумилев, В. Короленко, В. Кандинский, М. Шагал, С. Рахманинова, Ф. Шаляпин, И. Стравинский. Иное дело 30-50гг. Именно в этот период складывается культура тоталитаризма. Всякое инакомыслие подавлялось.

Для достижения главной цели построения социализма были пост лены следующие задачи:1. Культурная революция, включающая ликвидацию безграмотности, создание гигантской системы высших учебных заведений; НИИ, библиотек, театров, подготовку кадров, обеспечивающих потребности системы управления и производства.

2. Создание достаточно мощного корпуса ученых, инженеров, специалистов, обеспечивающих стране научно-технический и интеллектуальный потенциал, сопоставимый с потенциалом самых развитых индустриальных стран.

3. Технологическая модернизация, обеспечивающая возможность быстрого переоснащения Вооруженных сил и создание материально-технической базы для последующих модернизаций в ферме экономики и управлении.

В результате культурной революции и урбанизации, совершенных в рекордно-короткие сроки, и мощной перекачки на-селения из деревни в город возникла неустойчивая, динамичес-ки неравновесная гибридная культура. Её основными признаками являются черты фабричной системы: 1) стандарти-зация, 2) планомерность, 3) массовость, 4) широкая регламен-тация деятельности, 5) трудовая дисциплина, 6) организация по военному образцу, 7) тенденция к концентрации.В художественном отношении в 30-50 гг. была осуществле-на ликвидация различных художественных течений. В 1934 году в СССР была официально-провозглашена доктрина социалистического реализма. Все-другие направления были объявлены вне закона, независимые группировки художников были упразднены. Год спустя в Ленинграде умер Казимир Малевич, глава и идейный вдохновитель авангарда, картины авангардийской живописи больше не выставлялись, имена художников не упоминались. То, что к тому времени попало в музеи, было спрятано в хранилище, куда был закрыт доступ не только публике, но и большинству музейных работников. К творческому наследию авангардистов установилось официальное отношение не как к искусству, а как к хламу, не достойному внимания.