ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.07.2024
Просмотров: 1769
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Систематическое положение домашней собаки
История и современное состояние собаководства
Скелет грудного отдела — грудная клетка
Нервная система и органы чувств
Особенности физиологии дыхания собаки
Нереспираторные функции органов дыхания
Особенности системы пищеварения
Органы чувств как аппарат ориентации
Высшая нервная деятельность собаки
Уровень потребности и питательность кормов
Экстерьерно-конституциональные особенности собак
Воспроизводительные способности собак
Устойчивость к заболеваниям у собак
Направленное выращивание молодняка собак
Аномалии развития скелета и структурных дефектов у собак
Болезни с наследственной предрасположенностью
Глава XII —— породное многообразие собак
Легавые (сеттеры) собаки, делающие стойку
Комнатные и декоративные собаки
2 Года и после повторного прохождения — пожизненный.
3) C.f. decumanus — тип, самый близкий к волкам, относится к доисторическому времени, от него берут свое начало догообразные. Происходит из умеренных и северных зон Евразии в результате одомашнивания волков. Целью создания таких мощных собак была уже охрана стад от волков и других зверей.
В Азии, где развивалось скотоводство и водились хищники, везде создавались крупные породы собак. Так, было известно сначала об индийских, а потом о тибетских крупных собаках. Они попадали в Месопотамию, в Среднюю Азию, в Египет, в Грецию. Помимо охраны стад их разводили и воспитывали для военного дела и для охоты на крупных зверей. Особенно крупными были горные формы. Две тысячи и более лет тому назад, когда в Южной Европе расцветало животноводство, в Греции и Риме также появились крупные собаки пастухов (pastoralis).
4) C.f. matris optimae — бронзовая овчарка, относящаяся к бронзовому веку. От этой собаки происходят среднеевропейские овчарки.
5) C.f. putiatini — собака Путятина, по строению близка к динго, (близка к типу 2). Возможно от нее произошли среднеевропейские овчарки и южные дингообразные охотничьи. Использовалась и для транспортировки грузов.
6) C.f. intermedius — "зольная" или "пепельная" собака, отнесена к бронзовому веку. От нее вероятно ведут происхождение охотничьи породы и, по-видимому, гончие.
7) C.f. leineri описан Штудером (близок к типу 8), с удлиненным черепом, похожим на тот, какой имеет ирландский волкодав. Возможно сюда восходят корнями северные травильные и борзооб-разные собаки.
8) C.f. grajus описан К. Линнеем, ближе всего к предыдущему типу, обладает сборными признаками черепов борзообразных собак. Их родоначальник не найден в доисторических отложениях, но Шту-дер среди парий находил как бы начальные стадии их образования.
О породном разнообразии собак древних цивилизаций мы можем судить главным образом по сохранившимся изображениям собак, а также по письменным свидетельствам.
Собаководство древней Месопотамии было бедно породами, от времени Ура есть изображения шпицеобразных собак. В основном изображения собак, главным образом тяжелых догообразных, известны по сохранившимся памятникам из более позднего — ассирийского времени.
В Египте, судя по сохранившимся изображениям, были изящные борзые, более грузные гончие, породы собак весьма похожие на пойнтеров, даже с горизонтальной постановкой хвоста, шпицеобразные, таксы, другие породы, и вероятно такие, о каких мы не знаем. Штре-бель, на основе изучения изображений на гробницах, пришел к выводу, что в древнем Египте существовало не менее 13—15 ясных пород собак.
В древнем Египте существовал город, названный в честь собак Кинополис — город Собак. Если кто-нибудь убивал собаку из Кинополиса, жители города могли объявить войну.
В сочинениях Аристотеля приводятся следующие породы собак в Греции: крупные эпирские пастушьи собаки, охраняющие стада овец; молосские (из Молоссии), несколько меньших размеров, используемые на охоте; лаконские (спартанские); заведомо удачные помеси между молоссами и лаконскими собаками, славившиеся по всей Греции; циренские (из Киренаики), рассматривавшиеся как помеси с волком; египетские, под которыми, вероятно, подразумевались породы, вывезенные из Египта (по всей вероятности и борзые); индийские, якобы произошедшие от скрещивания собак "с каким-то диким зверем, сходным с собакой", он допускал существование индийских собак и в диком и в домашнем состоянии; мелитийские, с острова Мелита — карликовые.
В древнем Риме продолжали существовать пять из описанных Аристотелем пород, но под другими названиями и, кроме того, было значительное количество новых финикийских пород из Карфагена. Позднее в Рим попали породы собак из Западной Европы, в частности Британии.
Варрон выделял породы лаконские, эпирские, саллентинские из южной Италии. Породы были охотничьи и пастушьи, которых заводят для охраны стад, лучше белого цвета — они заметнее в сумерках. Общий вид у них — как у льва. У других авторов упомянуты албанские, борзые, кельтские, сигамбрские, гелонийские, гирканские, индийские, персидские, сирийские, африканские, метагонтийские — самые грациозные из всех пород, критские, сарматские, иберийские — с Кавказа, сходные с испанскими, британские, ливийские и другие.
В Римской республике, потом в империи было собрано породное богатство. Из этих пород сохранились и перешли в западную Европу сравнительно немногие. К ним относятся — молоссы, к которым были отнесены также индийские, названные позднее тибетскими, борзые и мальтийские, к которым позднее были отнесены болонки.
ШПИЦЕОБРАЗНЫЕ
К самым древним собакам относятся шпицеобразные. Ископаемые остатки торфяной собаки, или торфяного шпица, известны из свайных построек различных мест Европы и Азии, изображения похожих собак обнаружены в гробницах фараонов. Собаки этого типа известны были в Урарту, Ассирийском царстве, Римской республике, в разных европейских странах, в Китае, в Сибири, в северных районах Азии и Америки. В древние времена собаки подобного типа были широко распространены и в южных районах, в частности на Кавказе и в крымских степях, о чем свидетельствуют изображения собак на художественных изделиях и черепа, найденные в раскопках древних поселений и могильников. Шпицеобразные использовались для охраны, перевозки тяжестей и охоты. В настоящее время лишь в северных, главным образом европейских, странах (Норвегии, Швеции, Финляндии, России) сохранилось небольшое число собак этого типа, используемых для охоты и езды. Южнее они превратились в собак-пастухов, сторожей или просто в декоративных собак.
Некоторые породы мало изменились до настоящего времени как, например, элкхунд — скелет которого обнаружен в пещере Вист близ Яерена, в западной Норвегии среди каменных орудий в археологическом пласте, относящемся к IV —V тысячелетию до н. э.
Исследование черепов показало, что среди них встречаются все известные краниологические типы. Поэтому их лучше классифицировать по особенностям экстерьера, практическому использованию и распространению. Но в то же время они характеризуются рядом общих и очень характерных черт строения и поведения. Внешне представители этой группы собак отличаются стоячими ушами, загнутым кверху спирально изогнутым хвостом, относительно длинной, густой и прямой шерстью, мордой без резкого перехода от лицевой к мозговой части, иногда совсем прямой с плотно облегающей кожей на челюстях. Это подвижные, среднего размера собаки массой около 20 — 25 кг, хотя в настоящее время известны и мелкие и карликовые формы.
Норвежский элкхунд — лосиная собака — отличается чрезвычайно поразительным чутьем (способен почуять лося за 3 — 5 км). Он несравненный охотник на лосей и медведей; выносливый и смышленый сторож, пастух, спутник путешественников. Длинная, плотная, грубая шерсть, более короткая на голове и ушах, предохраняет его от непогоды. Окрас в основном зонарно-серый, воротник, живот и ноги окрашены светлее, реже бывает черный с отметинами. Хвост кольцом, уши стоячие. Высота в холке 45 — 51 см.
Участвовать в выставках элкхунд начал с 1877 г., когда Ассоциация норвежских охотников провела свою первую выставку. На его основе в Скандинавии создана культурная порода — серый элкхунд.
Ямтхунд — собака для охоты на лосей. При выслеживании лося собаку держат на длинном поводке. Затем, когда след взят, собаку отпускают, та преследует зверя и своим лаем отвлекает его, одновременно помогая ориентироваться охотнику. Внешне собака весьма напоминает волка. Этот крупный шпиц, несмотря на свой внушительный и довольно мрачный вид, — на редкость милое создание. Спокойный, доверчивый и терпеливый. Долгое время собаку не выделяли в породу, и называли ее просто лосятницей. Официальное признание пришло к ней в 1946 г. Ямтхунд — самый высокий и крупный из шведских шпицев. Его "прямоугольной" формы мощное, крепко сложенное туловище в то же время очень гибкое. К основным качествам характера ямтхунда можно отнести верность, сообразительность и приветливость. Высота в холке колеблется у кобелей от 58 до 63 см, у сук — от 53 до 58 см.
В нашей стране представители данной группы наиболее известны как лайки. Среди лаек можно выделить три довольно обособленные группы: это охотничье-промысловые лайки, ездовые и олене-гонные. Как показывает их название, они характеризуются громким лаем при обнаружении зверя или промысловой птицы, это в первую очередь относится к охотничье-промысловым.
Охотничье-промысловым лайкам по праву принадлежит первое место среди охотничьих собак. Главное отличие промысловых пород — их неуемная страсть к охоте, бесстрашие, неприхотливость, выносливость, подвижность и темперамент. На протяжении многих веков эти лайки использовались в суровых условиях таежных охоты и быта. Жесточайший отбор, скудное питание, работа по крупному опасному зверю формировали их склад и внутренние качества. Это самая древняя группа пород охотничьих собак. Они способны к разнообразной охоте почти без всякой дрессировки. В прошлом, когда охотничий промысел был основой существования многих народов, в частности Севера и Сибири, лайки ценились очень высоко. По широте использования при добыче диких животных лайки не имеют себе равных, с ними можно охотиться практически на все виды животных при этом в различных природных зонах. В нашей стране практиковалось название лаек по народностям, их разводившим, или по местности распространения — еще в 20-х годах прошлого века культивировались самоедская (самоед), тунгусская, карельская, зырянская, ламутская, амурская, архангельская, новгородская, коми, карельская, вотяцкая и другие лайки. Они отличались не только по местности своего распространения, но и имели заметные экстерьер-ные отличия. Породами это назвать было не всегда возможно, скорее это были породные группы и отродья.
В настоящее время к этой группе относят такие отечественные породы собак, как западносибирская лайка, восточносибирская лайка, русско-европейская лайка, карело-финская лайка.
Происхождение современных пород ездовых собак С.-В. Азии, Северной Америки и Гренландии уходит корнями в глубокую древность. Все ездовые собаки происходят из Азии. За зиму в упряжи они могут пробежать до 15 — 20 тыс. км, за день — до 80 км. Их способность ориентироваться в арктической пустыне вызывает восхищение. В крови ездовых собак течет заметная доля крови северных волков, что повышает их приспособленность к суровым северным условиям. Довольно распространен был выпуск течной суки с целью ее вязки с волком и дальнейшее использование гибридов, как ездовых собак. Группа ездовых собак Севера отличается от оленегон-ных и охотничьих лаек сравнительно крупным ростом и крепостью костяка, утяжеленной головой и мощными передними лапами. По этим показателем они более близки к ископаемой собаке Иностранцева, чем к торфяной. Хвосты эти собаки зачастую несут по-волчьи — поленом.
Они лают крайне редко, в основном воют и рычат, подвывают или повизгивают в особо волнующих ситуациях. Некоторых из них успешно используют как ловчих псов для травли песцов и порой на охоте по крупному зверю: медведю, лосю.
В России еще относительно недавно, в середине прошлого века выделяли несколько пород северных ездовых собак. По Э. Шере-шевскому (1940), это (помимо гренландской ездовой собаки, собаки эскимосов арктического побережья Северной Америки, ездовой собаки Аляски, в том числе маламута) камчатская, амурская, анадырская, чукотская, якутская (колымская) и енисейская ездовые собаки. В основу этого деления положен этнографическо-географический принцип (по местности распространения и народностям их разводившим) распространения ездовых собак, без учета экстерьерных и рабочих особенностей, которые были практически идентичны. В настоящее время выделяют породы северо-восточных ездовых собак — чукотскую и камчатскую. Еще 100 лет назад Амундсен, описывая ездовых собак Колымы и Чукотки, отмечал, что они мало отличаются от гренландских собак, только более длинноногие. Это объясняется более глубоким и рыхлым снежным покровом на северо-востоке нашей страны.
На северо-востоке нашей страны энтузиасты до сих пор как транспортное средство держат собачьи упряжки.
Из ездовых собак наиболее знаменитой и самой миниатюрной является сибирская хаски. Сибирская хаски — потомки волков и отдаленные родственники шпицев. Их предки появились у племени чукчей как выносливые ездовые собаки, и охотники на медведей и оленей. Готовясь к экспедиции в Антарктиде, Р. Э. Бирд привез с собой 150 этих незаменимых помощников. Первая упряжка хаски появилась на Всеаляскинских гонках в 1909 г. А популярной хаски сделала героическая "сывороточная гонка" во время эпидемии дифтерии в г. Нома.
Сибирская хаски покладиста и достаточно терпима Шерстный покров ровный, грубый и плотно прилегающий, практически не обладающий запахом. Подшерсток густой и мягкий. Окрас различный часто темный с белыми отметинами. Хвост кольцом. Высота в холке 50 —58 см, масса 12 —20 кг.
Другая довольно известная ездовая собака - аляскинский маламут - одна из старейших арктических ездовых собак, названная в честь племени маламут, живших на побережье западной части Аляски. Маламут - самая крупная из ездовых собак. Эти собаки выглядят мощными, у них плотная, густая и жесткая шерсть с пушистым подшерстком, прилегающим близко к телу, стоячие уши великолепные пушистые лисьи хвосты, закинутые над спиной, колышущиеся как перо на шляпе, и твердые лапы. Окрас разнообразен, но в основном волчий или черно-белый. Высота в холке кобелей от 62 см сук от 56, масса 23-25 кг. Один из писателей, посетивший Аляску в начале колонизации, писал: "У маламутов есть прекрасные по виду и очень выносливые собаки. Они могут путешествовать сотни миль о них заботятся лучше, чем о других арктических собаках" Один т миссионеров примерно в то же время, писал, что "...маламуты поняли важность хороших ездовых собак, для путешествия по этим местам"