ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.07.2024
Просмотров: 271
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Введение в культурологию
Тема 2. Основные школы и концепции западноевропейской и отечественной культурологии
Тема 3. Культура стран Востока (Индия, Китай, Япония)
Тема 5. Библия как памятник мировой культуры
Тема 6. Культура европейского средневековья
Тема 7. Культура арабо-исламских народов
Тема 8. Культура эпохи Возрождения
Тема 9. Культура эпохи Просвещения
Тема 10. Европейская культура XIX-XX вв.
Часть II. Отечественная культура
Тема 1. Становление древнерусской культуры
Тема 2. Русская культура XVIII в.
Тема 3. Формирование русской национальной культуры в XIX в.
Тема 4. Русская культура конца XIX-XX вв.
Тема 1. Введение в культурологию
Тема 2. Основные школы и концепции западноевропейской и отечественной культурологии
Тема 5. Библия как памятник мировой культуры
Тема 6. Культура европейского средневековья
Тема 7. Культура арабо-исламских народов
Тема 8. Культура эпохи Возрождения
Тема 9. Культура эпохи Просвещения
Тема 10. Европейская культура XIX-XX вв.
Часть II. Отечественная культура
Тема 1. Становление древнерусской культуры
Тема 2. Русская культура XVIII в.
Тема 3. Формирование русской национальной культуры в XIX в.
Тема 4. Русская культура конца XIX-XX вв.
Культурология Методические рекомендации для самостоятельной работы
446442, Самарская обл., пос. Усть-Кинельский, ул. Учебная 2.
Министерство
сельского хозяйства РФ
ФГОУ ВПО «Самарская
государственная сельскохозяйственная
академия»
Кафедра «Философия
и история»
Е.Н. Крестьянова
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Методические рекомендации
для самостоятельной работы
Кинель
РИЦ СГСХА
2009
ББК 71
К-90
Крестьянова, Е.Н.
К-90 Культурология : методические рекомендации / Е.Н. Крестьянова. – Кинель : РИЦ СГСХА, 2009. – 43 с.
Методические рекомендации содержат планы семинарских занятий по предмету «Культурология», перечень необходимых для усвоения специальных терминов, темы реферативных работ, рекомендуемую литературу.
Методические рекомендации предназначены для студентов сельскохозяйственных вузов, изучающих дисциплину «Культурология».
Самарская ГСХА, 2009
Введение
«Современный мир переживает глубокий кризис – религиозный, духовный и национальный», – писал еще в начале 30-х годов XX века русский философ и публицист Иван Александрович Ильин. Минувший век, несмотря на его успехи и достижения в различных областях культуры, определяется культурологами как век кризиса. Идея кризиса красной нитью проходит практически через все, хоть сколь-нибудь значимые, произведения ушедшего столетия. Общественную болезнь, породившую этот век, сумел выразить А. Швейцер, констатировав, что роковым для нашей культуры является утрата этического фундамента в погоне за благосостоянием. Восстановление этого фундамента – задача сложная, но и необходимая.
В условиях высокоразвитой науки и техники все более злободневным становится вопрос о последствиях многовекового воздействия человека на природу и о самом существовании общества и природы. Человек XXI века должен быть мудрым и осмотрительным. Время невежд прошло, наступает эпоха культурных людей. Современное образование должно приложить все усилия для подготовки именно таких людей, поэтому оно не может быть узкоспециальным, оно должно включать в себя широкое духовное – нравственное, эстетическое, этическое – развитие человека. По этому поводу уместно вспомнить русского ученого-педагога, выдающегося деятеля культуры Российского Зарубежья Сергея Иосифовича Гессена (1887-1950). По его глубокому убеждению, цели жизни современного общества совпадают с целями образования, а «образование есть не что иное, как культура индивида».
Освоение культурных ценностей – это как раз та область человеческой деятельности, которая позволяет преодолеть узкоутилитарное мышление, развивает универсальные творческие способности, пробуждает продуктивное мышление, богатую интуицию. Помочь студенту в приобщении к культурному наследию человечества призван предлагаемый курс культурологии.
Предисловие
Культурология является одной из базовых учебных дисциплин социально-гуманитарного значения федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования.
Данный курс рассчитан на обучение студентов негуманитарных высших учебных заведений в течение одного семестра. Он состоит из двух разделов: теории культуры и истории культуры.
Цель дисциплины – раскрыть перед студентом широкий мир культуры; познакомить его с историей культурологической мысли, с категориальным аппаратом данной области знания; научить самостоятельно ориентироваться в мире культурных ценностей, созданных человечеством; обогатить эмоциональную сферу студента; помочь ему сформировать собственные критически-оценочные способности и гуманитарные установки.
Задача дисциплины – проследить историю понятий «культура» и «цивилизация»; рассмотреть концепции культуры наиболее выдающихся представителей западноевропейской и отечественной культурологической мысли, представления о социокультурной динамике, различные варианты типологии и классификации культур; познакомить слушателей с методами культурологических исследований. Исторический раздел призван показать основные культурные регионы мира, мировые и локальные культуры, место российской цивилизации в системе мировой культуры, выделить доминирующие в той или иной культуре ценности, значения и смыслы, составляющие ее культурно-историческое своеобразие, научить оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания.
Основная форма обучения – лекционно-семинарская. На занятиях рекомендуется использовать разнообразные материалы и оборудования: слайды и фотоальбомы, видео- и аудиоматериалы, литературные и философские произведения. В ходе изучения культурологии возможны тематические экскурсии в музеи, храмы религиозных конфессий, театры, приглашение на занятия деятелей культуры, религии и искусства.
В процессе обучения предполагается самостоятельная работа студентов с культуроведческими, историческими и философскими источниками, с научной литературой. При этом предполагается, что ряд вопросов не будет рассматриваться в лекциях, но выносится на семинарские занятия, поэтому студенты должны освоить их самостоятельно. Важной формой работы является написание реферата или подготовка доклада по одной из предложенных преподавателем или выбранных студентом тем, а также участие в конференциях.
В качестве промежуточного контроля возможно проведение тестирования, письменных контрольных работ. Итоговый контроль полученных студентами знаний может осуществляться в форме зачета или экзамена. Предпочтительна устная форма опроса, так как при этом студент демонстрирует свои речевые способности, глубину освоения учебной программы, способность адекватно реагировать на заданные вопросы и ориентироваться в материале. Допускается итоговый контроль в форме тестирования.
Темы семинарских занятий
Раздел I. Теория культуры
Тема 1. Введение в культурологию
1. Культурология как гуманитарная наука. Специфика ее предмета.
2. Сущность культуры, многозначность понятия «культура».
3. Типология культуры: разнообразие подходов (географический, этнический, исторический и др.).
4. Функции культуры.
5. Понятие «цивилизация». Соотношение культуры и цивилизации.
Основные понятия темы: культура, цивилизация, субъект культуры, культурогенез, культурология, культурно-исторический тип, виды культуры, функции культуры, аксиология, семиотика, гносеология, рекреация, креативность, типология культуры, динамика культуры, язык и символы культуры, межкультурные коммуникации, культурная самоидентичность, культурные ценности и нормы, культурные традиции; античность, средневековье, Возрождение, Просвещение.
Литература
Основная: 2, 5, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19.
Дополнительная: 13, 14, 23, 25, 26, 27, 29, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 66, 79, 88, 90, 91, 100, 109, 118.
Вопросы для самоконтроля
Чем занимается культурология?
Чем вызвано многообразие в определениях культуры?
Как можно типологизировать подходы к выявлению специфики культуры?
Верно ли, что культура противостоит природной основе человека?
Что позволяет говорить о культуре как об антропологическом феномене?
Какие варианты типологии культур вам известны? На основе каких типологических принципов они построены?
Перечислите и объясните функции культуры.
Покажите сложность структуры культуры. Какие элементы она в себя включает?
Что понимается под цивилизацией в культурологии?
Чем отличаются формационный и цивилизационный подходы к культуре?
Тема 2. Основные школы и концепции западноевропейской и отечественной культурологии
Теории локальных культур О. Шпенглера и А. Тойнби.
Историософская теория К. Ясперса.
Психоаналитическая концепция культуры З. Фрейда.
Структурализм К. Леви-Стросса.
Игровая концепция культуры Й. Хейзинги.
Западники и славянофилы о культуре и цивилизации.
Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.
Культурологические воззрения П.А. Сорокина.
Проблема культуры и цивилизации в трудах Н.А. Бердяева.
Современная отечественная культурология: основные представители и идеи (В.М. Межуев, Э.С. Маркарян, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Ю.М. Лотман и др.).
Основные понятия темы: антропоцентризм, гуманизм, теоцентризм, игра, марксизм, психоанализ, структурализм, культурная антропология, западничество, славянофильство, теория культурно-исторических типов, теория культурных суперсистем, диалогическая концепция культуры, деятельностный подход, семиотический подход.
Литература
Основная: 2, 5, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19.
Дополнительная: 7, 13, 14, 23, 25, 26, 27, 29, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 66, 79, 88, 90, 91, 100, 108, 109, 110, 118, 120.
Вопросы для самоконтроля
Какой смысл вкладывался в понятия «культурности», «цивилизованности» в античности?
Как изменилось представление о культуре в средние века?
Что нового в понимание культуры внесли мыслители эпохи Возрождения?
Зарождение идеи прогресса в эпоху Просвещения.
Своеобразие взглядов Ж.-Ж. Руссо на культуру и цивилизацию.
Что понимал под культурой И.Г. Гердер?
Как проблема культуры рассматривалась представителями немецкой классической философии?
Расскажите о наиболее известных западноевропейских концепциях культуры и цивилизации, сложившихся во второй половине XIX - XXвв.
В чем состоит специфика русского понимания культуры?
Когда и в связи с чем начинается использование терминов «культура» и «цивилизация» в России?
Представления западников и славянофилов о культуре и цивилизации.
Раскройте суть теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.
Каковы взгляды К.Н. Леонтьева на проблему взаимодействия культуры и цивилизации?
Культурологические воззрения Н.А. Бердяева.
Социокультурные идеи П.А. Сорокина.
Что нового в развитие культурологической мысли внесла советская наука?