ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.07.2024
Просмотров: 275
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Введение в культурологию
Тема 2. Основные школы и концепции западноевропейской и отечественной культурологии
Тема 3. Культура стран Востока (Индия, Китай, Япония)
Тема 5. Библия как памятник мировой культуры
Тема 6. Культура европейского средневековья
Тема 7. Культура арабо-исламских народов
Тема 8. Культура эпохи Возрождения
Тема 9. Культура эпохи Просвещения
Тема 10. Европейская культура XIX-XX вв.
Часть II. Отечественная культура
Тема 1. Становление древнерусской культуры
Тема 2. Русская культура XVIII в.
Тема 3. Формирование русской национальной культуры в XIX в.
Тема 4. Русская культура конца XIX-XX вв.
Тема 1. Введение в культурологию
Тема 2. Основные школы и концепции западноевропейской и отечественной культурологии
Тема 5. Библия как памятник мировой культуры
Тема 6. Культура европейского средневековья
Тема 7. Культура арабо-исламских народов
Тема 8. Культура эпохи Возрождения
Тема 9. Культура эпохи Просвещения
Тема 10. Европейская культура XIX-XX вв.
Часть II. Отечественная культура
Тема 1. Становление древнерусской культуры
Тема 2. Русская культура XVIII в.
Тема 3. Формирование русской национальной культуры в XIX в.
Тема 4. Русская культура конца XIX-XX вв.
Культурология Методические рекомендации для самостоятельной работы
446442, Самарская обл., пос. Усть-Кинельский, ул. Учебная 2.
Раздел II. История культуры
ЧАСТЬ I. Мировая культура
Тема 1. Первобытная культура
Характерные особенности первобытной культуры.
Достижения древнейшего человека в области материальной культуры.
Духовная культура: а) мифологическое представление о мире; б) формирование религиозных верований; в) зарождение искусства.
Основные понятия темы: палеолит, мезолит, неолит, анимизм, фетишизм, тотемизм, магия, шаманизм, амулем, табу, миф, матриархат, патриархат, ритуализм, синкретизм, макролит, микролит, менгир, дольмен, кромлех.
Литература
Основная: 3, 5, 6, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 18, 19.
Дополнительная: 13, 14, 18, 38, 39, 54, 60, 61, 66, 68, 69, 79, 88, 90, 111, 128.
Вопросы для самоконтроля
Каковы главные особенности первобытной культуры?
Охарактеризуйте мировосприятие древнего человека.
Что вы знаете о тотемических верованиях и обрядах?
Что такое фетиш?
Определите основные функции первобытного искусства.
В каких формах существовало художественное творчество?
Проанализируйте значение духовного опыта первобытной культуры.
Тема 2. Культура Древнего Египта и Передней Азии
Общая характеристика культур Древнего мира (Египет, Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия).
Особенности мироощущения в Древнем Египте и Месопотамии.
Эстетические идеалы древности.
Формирование научного мировоззрения.
Основные понятия темы: теократия, деспотия, фараон, жрец, миф, иероглиф, папирус, клинопись, мумификация, пирамида, канон, глиптика, энкаустика, зиккурат, терракота, зороастризм.
Литература
Основная: 3, 5, 6, 7, 10, 11, 13, 15, 16, 18, 19.
Дополнительная: 14, 18, 23, 38, , 60, 61, 66, 79, 90.
Вопросы для самоконтроля
Охарактеризуйте роль религии в египетской культуре.
Что такое канон, и какова его роль в искусстве древних египтян?
Как в искусстве Древнего Египта было взаимосвязано Вселенское и земное?
Как понималась красота человека?
«Знания приближают человека к красоте», – полагали египтяне. Поясните смысл этого высказывания.
Каково значение клинописи для культуры древней Передней Азии?
Что вам известно о религиозных представлениях древних Шумера, Вавилона, Ассирии?
Определите основные сходства и различия в культурах Египта и Месопотамии.
Каков вклад народов Древнего Египта и Двуречья в мировую культуру?
Тема 3. Культура стран Востока (Индия, Китай, Япония)
Древнеиндийские верования и особенности мировосприятия.
Жизнь и учение Будды. Морально-этические нормы буддизма.
Конфуций об идеале совершенного человека и социальном порядке.
Особенности даосизма.
Синтоизм, специфика буддизма и конфуцианства в Японии.
Художественная культура восточных народов.
Вклад Востока в мировую науку.
Основные понятия темы: Веды, Упанишады, Типитака; брахманизм, джайнизм, индуизм, буддизм; хинаяна, махаяна, благородные истины Будды, срединный (восьмеричный) путь; ахимса, карма, сансара, нирвана, дхарма, реинкарнация, йога, медитация, левитация; варна, каста, ступа; даосизм, конфуцианство, синтоизм; дао, дэ, Небо, жень (человечность), и (чувство долга), ли (благопристойность), синь (искренность), чжи (мудрость), цзюнь-цзы (совершенный человек), сяо жень (низменный человек), инь (темное женское начало), янь (светлое мужское начало), иероглифика, каллиграфия, синто, икэбана, дзэн.
Литература
Основная: 3, 4, 5, 6, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 18, 19.
Дополнительная: 9, 13, 14, 18, 38, 39, 49, 54, 60, 61, 66, 73, 76, 79, 82, 83, 86, 88, 89, 90, 109, 115, 128.
Вопросы для самоконтроля
Что такое варны, каковы их происхождение и роль в древнеиндийской культуре?
Что такое Веды? Раскройте сущность религиозных взглядов ведийской эпохи.
Расскажите об Упанишадах и причинах их создания.
Что вам известно о джайнизме и основах джайнской этики?
Буддизм: его происхождение и учение.
Дайте краткую характеристику индуизму и объясните причины его успеха в Индии.
Назовите причины, способствующие активной исламизации Индии.
Расскажите о китайской письменности и ее особенностях.
Кто такой Конфуций? Каково влияние его учения на развитие китайской культуры?
Дайте характеристику даосизму и его роли в культуре Китая.
Чем обусловлено широкое распространение буддизма в Китае в первой половине I тыс. до н. э.?
Что такое дзэн?
Раскройте сущность синтоизма.
Расскажите об особенностях индийской (китайской, японской) художественной культуры. Назовите наиболее известные памятники литературы, архитектуры, живописные произведения.
Какой вклад в развитие мировой научной мысли внесли Древняя Индия, Китай, Япония?
Тема 4. Античная культура
Характерные особенности древнегреческой культуры.
Мифологическая картина мира. Представление об идеальном человеке в Древней Греции и Риме.
Вклад Греции в мировую культуру (наука, искусство, литература).
Специфика римской культуры, ее достижения.
Зарождение христианства в Римской империи его ранняя история.
Основные понятия темы: античность, архаика, классика, эллинизм, мифология, титан, герой, хаос, космос, мера, пайдейя, красота, антропоцентризм, калокагатия, агонистика, полис, демократия, трагедия, комедия, лирика, эпос, ордер (дорический, ионический, коринфский), акрополь, периптер, амфитеатр, риторика, римское право, конституция, Колизей, Пантеон, триумфальная арка, акведук, термы, мозаика, фреска.
Литература
Основная: 5, 6, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 18, 19.
Дополнительная: 5, 14, 18, 26, 38, 41, 58, 60, 61, 62, 63, 66, 76, 79, 88, 89, 90, 96, 100, 107.
Вопросы для самоконтроля
Перечислите основные черты и особенности античной греческой культуры.
Каким представлялся мир в древнегреческой мифологии?
Расскажите об известных вам богах и героях древнегреческой мифологии.
Что такое полис? В чем его отличие от государств Древнего Востока?
Что такое агон и какова его роль в греческой культуре?
Как греки понимали гармонию?
Каков был гражданский идеал древних греков и как он воплотился в искусстве?
Какие виды искусства наиболее активно развивались в Древней Греции? Охарактеризуйте их.
Философия и наука в Древней Греции.
Чем отличалась римская система ценностей и римская культура от греческой?
Какой период в развитии римской культуры и почему называют «золотым веком»?
Объясните причины краха римской цивилизации.
В каких условиях происходило формирование христианства? Что способствовало его превращению в мировую религию?
Тема 5. Библия как памятник мировой культуры
История создания Библии и ее значение для мировой культуры.
Ветхий Завет: основные сюжеты, действующие лица, главные идеи. Ветхозаветная этика: Синайское законодательство (Десять заповедей Моисея)
Евангелия - центральная часть Нового Завета. Иисус Христос и его учение. Нагорная проповедь Иисуса Христа.
Основные понятия темы: Библия, Завет, Танах, Тора, Евангелие, иудаизм, христианство, декалог, Нагорная проповедь, смирение, милосердие, заповеди блаженства, апостол, апокалипсис.
Литература
Основная: 3.
Дополнительная: 2, 6, 20, 44, 50, 54, 55,63, 64, 70, 73, 75, 76, 78, 82, 84, 92, 95, 97, 112, 113, 121, 122, 124, 126, 128, 131, 134.
Вопросы для самоконтроля
Когда и кем создавались книги Библии?
Для каких религий книги Библия являются Священными?
Что означает слово «Завет»? Как раскрывается идея Завета в Библии?
Как в Библии объясняется происхождение мира и людей?
Почему люди были изгнаны Богом из рая?
Всемирный потоп: миф или реальность?
Что такое вавилонское столпотворение?
Как в Ветхом Завете проводится идея богоизбранности еврейского народа?
Почему Ветхий Завет называют законом принуждения и наказания?
Перечислите десять заповедей Ветхого Завета.
Что такое Евангелие? О чем рассказывают новозаветные Евангелия?
Учение Иисуса Христа: его новизна и революционность.
Расскажите об эсхатологических представлениях, изложенных в Библии.
В чем состоит мировое значение Библии?
Тема 6. Культура европейского средневековья
1. Характерные черты средневековой европейской культуры.
2. Основные средневековые субкультуры:
монастырская субкультура: христианское мироощущение, идеал аскетизма;
рыцарская субкультура: идеал рыцарства и культ Прекрасной дамы;
фольклорная (сельская) субкультура и ее особенности, карнавал;
культура средневекового города: городское искусство, система образования, университеты.