ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2024
Просмотров: 1505
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Микросоциология семьи в системе социологических дисциплин
1.3. Объект и предмет микросоциологии семьи
1.4. Социологическое измерение фамилистических феноменов
1.5. Проблемы конструирования социологических теорий семьи
2.4. Этнометодология, феноменологическая социология
3.3. Специфика изучения формирования
4.1. Методология изучения стадий семейного цикла
4.2. Неполнота жизненного цикла семьи
4.3. Применение циклического подхода I( при изучении семейных бюджетов
4.4. Структуры социокультурных ролей семьи и родства (свойства)
4.5. Методы генеалогического исследования семьи
5.1. Исследование диспозиций семейного поведения
5.4. Тесты по измерению удовлетворенности браком |
5.6. Исследование социализационного (родительского) поведения
(По опросу 31 трехдетной москвички)
6.1. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье
6.2, Исследование супружеской совместимости на основе межличностного восприятия семейных ролей
6.4. Тест измерения ролевой совместимости супругов (тирс)
Стрессогенность семейного цикла
Традиционная и современная семья
Траектории и линии семейного цикла
Литература
Аксенов А. И. Генеалогия московского купечества XVII в. М.,
антонова И.,Медков В. М. Социология семьи. Глава 3//Вестник МГУ, серия 18. Социология и политика. 1997. № 2. С. 97.
Баркалов Н, Б. Микроимитационная модель рождаемости поколения // Городская и сельская семья. М., 1987,
Бургос Мартина История жизни. Рассказывание и поиск себя// Вопросы социологии. Том 1. 1992. № 2.
Бюджет времени. Вопросы изучения и использования. Новосибирск, 1977
Герасимова И. А. Структура семьи. М., 1976.
Гордон Л.А.,Клопов Э. В Человек после работы. Социальные проблемы быта и нерабочего времени. М., 1972.
Елизаров В. В. Перспективы исследования семьи. М., 1987.
Михеева А. Р. Сельская семья в Сибири: жизненный цикл и благосостояние. Новосибирск, 1993.
Народное благосостояние. Тенденции и перспективы. М., 1991.
Психодрама — вдохновение и техника/Под ред. П. Холмса и М.Карп. М., 1997.
Савелов Л. М Лекции по русской генеалогии, читанные в Московском археологическом институте // Воспроизведение издания 1909 г. М., 1994.
Семенов Ю. И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.
224
Семья в России. 1995. №№ 3-4.
Сколько Вам лет? Линии жизни глазами психолога / Под ред. А. Кро-ника. М., 1993.
Статистика бюджетов времени трудящихся. М., 1967.
Судьбы людей: Россия XX век. (Биографии семей как объект социологического исследования.) Отв. ред. В. Семенова, Е. Фотеева. М., 1996.
Томпсон Пол. История жизни и анализ социальных изменений// Вопросы социологии. 1993. №№ 1—2.
Goode W. World revolution and Family patterns. N. Y., 1963.
Click P. C. Demographic Analysis of Family Date // Handbook of Marriage and the Family. Chicago, 1967.
Mattessich P. and Hill R. Life Cycle and Family Development // Handbook of Marriage and the Family. Ed. M. Sussman & S. Steinmetz. N.Y -London, 1987.
Глава 5
МЕТОДЫ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЕЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Мне, в размышлении глубоком, сказал однажды Лизимах' «Что зрячий зрит здоровым оком, Слепой не видит и в очках!»
Козьма Прутков
5.1 Исследование диспозиций семейного поведения
Методика изучения совместимости потребностей супругов.
Изучение диспозиций брачного поведения.
Тесты по измерению удовлетворенности браком.
5 5. Методы измерения репродуктивных установок и мотивов, потребности в детях, ценности семьи и детей.
Исследование соииализационного (родительского) поведения.
Методы изучения самосохранительного поведения, ценностных
ориентации, установок к здоровью и продолжительности жизни.
Краткое содержание главы
В микросоциологии семьи изучение семейного поведения составляет сердцевину всех исследований. Анализ закономерностей возникновения результатов семейного поведения в целом прослеживается по траектории семейного цикла. Когда же в центре внимания ученого оказываются отдельные разновидности семейного поведения — брачного, репродуктивного, социализационного, или родительского, и са-мосохранительного, то, как правило, его интерес сосредоточивается прежде всего на процессах диспозиционнои регуляции поведения. В рамках этого дискурса особое место отводится социально-психологическому механизму определения ситуаций — той самой движущей силе поведения, которая постоянно находится в поле зрения социологов при инструментальном подходе. Семейная динамика, зависящая от соотнесения между собой потребностей и результатов поведения, получает свое направление в зависимости от оценки возможностей и средств достижения целей диктуемой иерархией жизненных ценностей семьи Лучше всего удается измерить и объяснить эту динамику при анализе брачного и репродуктивного поведения и намного сложнее — социализационного и самосохранительного. В данной главе излагаются в основном методы исследования (сбора, обработки и анализа данных) инструментального свойства в связи с тем, что в практике социологических исследований семейного поведения почти отсутствует феноменологический анализ личностных значений семейной символики, индивидуальных интерпретаций взаимодействия отдельных Я с семейным МЫ. Причем методы исследования отдельных элементов диспозиционнои системы поведения излагаются подробнее применительно к тем специфическим видам семейного поведения, где их измерение оказалось обеспеченным эмпирической информацией или оригинальными приемами Так, степень совместимости потребностей членов семьи описана в разделе брачного поведения, техника фиксации установок и мотивов — в разделах репродуктивного и самосохранительного поведения, процедуры исследования ценностей и воздействия ценностных ориентации на воспитание детей — в разделе социализационного поведения. Самые разработанные методики определения согласованности целей и результатов поведения (в связи с наличием моделей рутинного и проблемного принятия решений) относятся к области репродуктивного поведения личности и супружеской пары. Техника семантического дифференциала описана в разделе репродуктивного поведения, а шкалы страха смерти — в параграфе об экзистенциально.м поведении
227
Семейное поведение, наряду с межличностными взаимоотношениями и межпоколенными связями, составляет основной предмет микросоциологии семьи. Под семейным поведением в этой книге понимаются все те специфические проявления социального поведения, которые делают возможным функционирование супружества — родитель-ства — родства. Это прежде всего брачное, репродуктивное и социали-заиионное поведение — те разновидности семейного поведения, которые предопределяют направленность на заключение брака, на рождение и социализацию детей в семье. В рамках каждого из них предполагается как позитивное, так и негативное развитие событий. Брачное поведение может закончиться разводом, репродуктивное — абортом, а воспитание ребенка — полным крахом. Тем не менее, конституируют, формируют эти виды поведения позитивные аспекты действий, о чем говорит и их наименование, закрепляющее просемейный (в противовес внесемейному) характер данной разновидности человеческой жизнедеятельности.
К следующему виду семейного поведения относятся все процессы, события и отношения, связанные с выживанием отдельных членов семьи и с сохранением семейной целостности, т. е. забота о здоровье и продлении сроков жизни. Негативные моменты в этом плане — болезни, несчастные случаи, самоубийства, преждевременные смерти — также являются признаками самосохранительного или экзистенциального поведения. Само обращение к слову «поведение» призвано особо выделить роль индивидуальной и семейной активности, важность жизнеутверждающей стратегии в сопоставлении с отрицающей жизнь суицидальной тенденцией. Семьи могут отличаться друг от друга своей экзистенциальной практикой в том смысле, что все они, признавая ценность жизни и здоровья, тем не менее будут в одних случаях обнаруживать стремление к продлению срока жизни, к последовательной смене жизненных стадий, а в других — предпочитать такие символы престижа и такие средства их достижения, которые станут впоследствии ухудшать здоровье и сокращать сроки существования.
Обращение к поведенческой терминологии, выбор термина «поведение», а не «деятельность» следует оценивать через стремление охватить не только рациональные, целенаправленные виды человеческих действий, но и те, которые не являются рациональными, а скорее всего представляются импульсивными, непреднамеренными, «машинальными», происходящими помимо воли человека. Подход к семейному поведению сквозь призму принятия решений, выбора одной альтернативы из нескольких раскрывает в полной мере методологию инстру-ментальное™, формирования конечных результатов как следствий ра-
228
аномального выбора. Поведенческая парадигма включает рациональное принятие решений или рационально осуществляемое социальное действие, но исходит из психологического определения ситуаций, реализации тех или иных потребностей, из учета также неосознаваемых индивидами побуждений.
Применение поведенческого подхода, широко распространенное и социальных науках, в социологии и социальной психологии, позволяет осуществить не только инструментальный срез данного явления, но и подойти к изучению подспудных, имплицитных факторов, по разным причинам не осознаваемых адекватно, но реальных по своему влиянию на поведение. Вся масса вне инструментальных (по отношению к итоговому результату поведения) действий и отношений становится благодаря поведенческой ориентации доступной для исследования, а не исключаемой из анализа, как это происходит в теориях рациональности.
Таким образом, поведенческая интерпретация всего, что происходит в жизни семьи, содержит в исходных предпосылках возможность изучения социально-символического уклада семейного бытия. Есть еше одно преимущество поведенческого подхода к изучению семьи. Достаточная разработанность структуры диспозииионной регуляции поведения обладает наряду с возможностями содержательной интерпретации брачного или репродуктивного поведения также возможностями измерения отдельных элементов этой структуры.
5.1. Исследование диспозиций семейного поведения
В соответствии со схемой диспозииионной регуляции поведения (см. схемы 3.1 и 5.1) выделяются методы исследования системы потребностей, методы исследования ситуаций семейного образа жизни, методы изучения механизма определения ситуаций и результатов поведения (линий поведения, если результаты рассматриваются применительно к жизненному циклу семьи).
Следует особо отметить, что при этом не ставится задача разработки сугубо семейных методов исследования или закрепления каких-либо существующих методик в качестве «семейных». Речь идет о применении общесоциологических и социально-психологических методов, технологий и процедур исследования к такой специфической области, как ^мейное поведение. Нужно учитывать специфику семьи как автономной целостности, своеобразие итогов общесемейного поведения, не сводимого к сумме результатов индивидуального поведения членов семьи.
229
Здесь могут быть также различные подходы и способы фиксации действий семьи как единого целого (разумеется, за исключением методик, построенных на базе концепций, отрицающих подобную автономию семейного поведения).
Данное замечание вызвано тем, что в социологии, в частности в «первой волне» феминистической социологии, уже предпринимались усилия по созданию специальных методов исследования и специальной методологии. В настоящее время многие феминистские социологи скептически относятся к подобным поискам. Под словосочетанием «феминистская методология» чаще всего понимают размышления относительно методов сбора и анализа данных, т. е. исследовательской практики, которая переключает внимание на женщин, а также стимулирует исследовательские стратегии, направленные на повышение ценности женщин в обществе и на осуществление действий, полезных женщинам1. Фамилистическая методология ориентирована на повышение ценности семьи и на проведение исследований, способствующих активизации просемейной политики. Однако в отличие от большинства феминистов, фамилисты не считают, что качественные методы в наибольшей мере отвечают их исследовательским целям, чем количественные. Ничего предосудительного нет в том, что феминистские социологи пытаются оценить со своей точки зрения существующие методы, например процедуры опроса, и в связи с этим отмечают удобство работы с методами интерпретационной социологии, а также феминистской этнографии. Вместе с тем, многие феминисты выступают за комбинирование количественных и качественных инструментов, более того, своеобразным мостом, соединяющим эти направления, оказывается использование возможностей статистики по учету данных феминистски ориентированных исследований-.