Файл: Микросоциология семьи М.,1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 1499

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-8188-0001-6

Предисловие

Глава 1

Краткое содержание главы

1.1. Микросоциология семьи в системе социологических дисциплин

1.2. Феноменологический

(Социально-символический)

И инструментальный подходы

К изучению семьи

1.3. Объект и предмет микросоциологии семьи

1.4. Социологическое измерение фамилистических феноменов

1.5. Проблемы конструирования социологических теорий семьи

Ключевые термины

Литература

Глава 2

Краткое содержание главы

2.3. Теория обмена

2.4. Этнометодология, феноменологическая социология

2.6. Русская социология семьи

Литература

Глава 3

3.2. Взаимодействие условий и объекта исследования в микросоциологии семьи при опросе, наблюдении и контент-анализе

Сбора первичной социологической информации в советских исследованиях по социологии семьи (по данным м. С. Мацковского)8

3.3. Специфика изучения формирования

Глава 4

Краткое содержание главы

4.1. Методология изучения стадий семейного цикла

2 Там же с 23.

3 Там же. С. 25.

4.2. Неполнота жизненного цикла семьи

А. Полный семейный цикл

4.3. Применение циклического подхода I( при изучении семейных бюджетов

Средний доход семей с супружеской парой в сша 1951-1992 гг. И соотношение доходов в семьях с участвующей в наемном труде

4.4. Структуры социокультурных ролей семьи и родства (свойства)

4.5. Методы генеалогического исследования семьи

(По Шафрановскому)'8

4 4.6. Методы изучения

Ключевые термины

Литература

Глава 5

Краткое содержание главы

5.1. Исследование диспозиций семейного поведения

5.4. Тесты по измерению удовлетворенности браком |

5.5. Методы измерения репродуктивных установок и мотивов, потребности в детях, ценности семьи и детей

5.6. Исследование социализационного (родительского) поведения

(По опросу 31 трехдетной москвички)

Литература

Глава 6

6.1. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье

6.2, Исследование супружеской совместимости на основе межличностного восприятия семейных ролей

6.3. Измерение сходства и различий ролевых представлений супругов посредством техники «семантического дифференциала» (сд)

6.4. Тест измерения ролевой совместимости супругов (тирс)

6.5. Принципы разработки компьютерных вариантов тирс

Приложение 6.1.

Литература

Заключение

Оглавление

119847, Москва, Зубовский бульвар, 17

По этим проблемам социологам семьи не помешала бы учеба у этнографов или антропологов, которые издавна при расшифровке сим-

293

волики пережитков реликтовых форм поведения, «туземного бытия», прибегают к сюрреалистическим с точки зрения инструментального подхода приемам. А как понять иначе значение «аталычества», «двой-ничества, близнечества и андрогинизма», наконец, значение «мужского и женского» и т. д.? Разумеется, во всем этом опять же не обойтись без теории, и психоанализ тут — ярчайший пример метода «качественно­го» анализа символики бессознательного с помощью вскрытия «чер­ного ящика» пережитков прошлого в психике современного человека Положение осложняется тем, что в сегодняшней семейной жизнедея­тельности роль разного рода табу и тотемических регуляторов выпол­няют ускользающие от социологических измерений социокультурные нормы. В отечественной литературе есть прекрасный пример приме­нения подобных качественных методов к анализу форм семейного по­ведения на материале поведенческих паттернов прошлого — это заме­чательная книга под редакцией А. К. Байбурина и И. С. Кона «Этни­ческие стереотипы мужского и женского поведения», выпушенная в Санкт-Петербурге в 1991 году и к которой я с удовольствием отсылаю читателя в надежде, что радость ее открытия компенсирует длинноты данного повествования.

Путеводная нить при анализе сегодняшней символики репродук­тивного, социализационного и брачного поведения — умение находить магнит той интеграции, к которой тяготеют члены семей. Фиксируе­мые иногда в сегодняшних исследованиях разорванность и противоре­чивость индивидуального поведения есть следствие не различаемой учеными символической сопричастности их респондентов с невидимы­ми силами новой нормативности (табуированности). Мощь этих со­временных «демонов» человеческого поведения такова, что желание хотя бы даже символически подчеркнуть свою принадлежность к сис­темам общепринятого оказывается зачастую важнее явной экзистен­циальной несостоятельности многих действий.

Социология семьи, по определению, не может не стремиться при использовании «качественных методов» исследования символики, прак­тикуемой членами семьи, к выяснению того, в какой мере сама семья выступает в качестве референтной системы отсчета для ее членов. Наличие или отсутствие подобного фамилизма и есть тот свет маяка, который позволяет в массе обиходных интерпретаций своего семейно­го жития-бытия находить все то, что коррелирует либо с семейным МЫ или же с отдельным Я, ищущим другие, помимо семьи, опоры соци­альной сопричастности с миром. К примеру, анализ семейного языка и поиск в нем сугубо семейных словечек и клише, понятных только избранным (членам семьи), есть способ «одомашнить» общекультур­ные стереотипы речи и речевого поведения. Существование такого


294

жаргона говорит не о низкой языковой культуре, а есть составная часть семейного единения. Симметричность, бинарность поведенческих ритуалов и мифологических ситуаций, отмечаемая этнографами, не может не присутствовать и в современных стереотипах малодетного образа жизни. Обнаружить и понять смысл привычных манипуляций — задача социолога, но такого, который стремится сам сегодня (а не оставляет на завтра и послезавтра будущим этнографам) произвести расшифровку тайнописи, творимой на наших глазах мифологии совре­менной семейности. Огромным подспорьем в этом анализе обиходно­го символизма семьи с его «естественной» социокультурной оппози­цией свое — чужое*1 будет вновь применение техники семантического дифференциала. Проблема в том, чтобы на основе СД сконструиро­вать методику, позволяющую осуществлять контент-анализ «символи­ческих тестов» поведения семьи.


5.6. Исследование социализационного (родительского) поведения

Социализационное поведение представляет собой систему действий и отношений по содержанию и воспитанию детей, по формированию социально компетентной личности. В социологии семьи акцент дела­ется на исследование фактически используемых родителями приемов заботы о детях, организации их учебного и свободного времени, учас­тия в домашней работе и семейных дедах. Не из учебников по педаго­гике, а из конкретных действий родителей по выполнению социальных ролей отца и матери социологом извлекаются «педагогические систе­мы» семьи. Каким должно быть «правильное» или «эффективное» вос­питание — это не предмет социологического интереса, хотя цели и за­дачи, которые ставят перед собой семейные воспитатели, являются составной частью системы диспозиций, блока определения ситуаций.

Общая задача социализации в семье заключается в приобщении ребенка к нормам и ценностям социальных общностей и групп, в формировании социально зрелой личности (с учетом того, что в раз­ных социальных группах социальная зрелость или компетентность интерпретируется различным образом вплоть до форм криминально­го поведения). Бригитта и Питер Бергеры называют семью местом, где ребенок пребывает в ожидании, дожидается своего часа соприкосно­вения с макромиром, в котором ему предстоит проложить свой путь.

47 Рапопорт С О системе норм семейного поведения // Молодая се­мья Ред -сост. А. И. Антонов М., !977.

295

Реальное воспитание ребенка в семье начинается сразу, хотя не всегда имеется определенность относительно того, что надо воспитывать, и тем более, как именно.

Важно, какова атмосфера семьи, как интерпретируется родителями роль семьи — трактуют ли ее как убежише от внешнего мира или как трамплин к будушему завоеванию его. Отсюда идут и стратегии обра­щения с детьми: строгая дисциплина вплоть до суровых наказаний; ак­цент на поддержание чистоты и телесного здоровья; или же родители берут на себя функцию советчиков и наставников, когда они, скорее, товарищи и друзья, чем властители, и избегают ситуаций, в которых требуется проявить авторитет и власть. При этом имеет значение, како­вы традиции семьи, считается, что родители копируют образцы обще­ния с детьми своих собственных родителей. Семейная социализация выделяет линии подобной семейной преемственности, но в более ши­роком плане трансляции семейных ценностей и стереотипов поведения Вместе с тем, под семейной социализацией понимается подготовка к выполнению в будущем семейных ролей мужа и жены, матери и отца. В феминистической социологии большое внимание уделяется семейной социализации с точки зрения «принуждения» детей (якобы андрогинным по своей «природе») к тендерным ролям мальчиков и девочек.


Разумеется, все родители хотят, чтобы их дети были здоровыми и счастливыми и выросли хорошими людьми. Дифференциация семей по социально-экономическому положению и по наличию семейной па­мяти, семейных традиций ведет к дифференциации результатов социа-лизационного поведения. Степень выраженности намерений родите­лей по передаче детям семейного дела и собственности, по наследова­нию детьми их профессии — еще один аспект интереса социологии к семейной социализации. При этом надо учитывать конкретные обсто­ятельства времени и места, исторические изменения семьи. Рост раз­водов, например, отчасти связан с повторными браками, с возникно­вением весьма своеобразного положения, когда кровные отцы стано­вятся приемными по отношению к детям новой жены и «приходящи­ми» по воскресеньям отцами по отношению к собственным детям, оставшимся с первой женой.

Возникает странная ситуация «современного аталычества», когда отцы передают своих детей на воспитание чужим дядям, а сами начи­нают воспитывать чужих детей. Подобное разделение родителей и де­тей является самым конфликтным видом семейных разлук и не может не исследоваться в рамках социализационного поведения, для которо­го колоссальное значение имеют непосредственность и частота пси­хофизиологических и социально-психологических контактов родителей и детей.

296

Следует четко различать социологический и социально-психологи­ческий подходы к изучению социализационного поведения. Социолога волнуют процессы социализации и взаимодействия родителей и детей в связи с институциональными изменениями семьи и динамики семей­ных состояний в ходе жизненного цикла. Как семьи стремятся сохра­нить или повысить свой социальный статус, специфику семейного сти­ля жизни, как осуществляется социальная мобильность семейных по­колений в контексте изменения соотношений между социокультурны­ми семейными ролями и проявлением всего этого своеобразия в меж­личностных и внутрисемейных взаимоотношениях — вот угол зрения социолога.

И конечно же, данная проблематика лучше всего проясняется в рамках системного исследования, реализуемого в русле сочетания инструментального исследования диспозиций социализации с феноме­нологическим осмыслением отношений родители — дети. Соответ­ственно этому строятся стратегии социологического исследования, под­бираются методы исследования — количественные и качественные. При инструментальной методологии в центре внимания оказывается про­цесс достижения того или иного результата родительского поведения, складывающийся из потребности вырастить детей людьми в конкрет­ных условиях семейной жизни, но под решающим воздействием меха­низма определения соииализационных ситуаций, под влиянием иерар­хии ценностей семьи, диктующей выбор путей и средств социализации детей.


В какой мере родители и семейные наставники ориентированы на определенные результаты социализацией ного поведения, что считать таковыми — подготовку здоровых и социально зрелых личностей, гаран­тов родительской старости, или же умение добиться перевеса семейных влияний на ребенка над внесемейными влияниями остальных провод­ников социализации — это вопросы, ждущие ответа. В области исследо­ваний социализации множество познавательных средств, относящихся к потребности в воспитании и к конечным итогам воспитания, и к ос­тальным элементам диспозиционной системы, но мало попыток обоб­щить это в единой системе взаимодействия диспозиций. Однако самым сложным является измерение иерархии жизненных ценностей и места в ней ценности семьи и детей. Исследование ценностей обзаведения детьми связано с предположением, что высокая ценность их сопровож­дается сильной любовью к ним, которая есть главный механизм воспи­тания, т. к. считается, что у любящих родителей (при прочих равных условиях) вырастают счастливые и хорошие дети.

Классическим является определение ценности, предложенное К. Клакхоном: «Ценность — это явное или неявное представление о

297

желательном, характерное для индивида или группы, которое влияет на выбор возможных вариантов, средств и типов действия»48. Одной из первых методик изучения ценностей явилась предложенная американ­скими социальными психологами Г. Олпоргом, П. Верноном и Г. Лин-дзеем на основе теории ценностей Э. Шпрангера, представителя не­мецкой школы «понимающей социологии». Шпрангер выделил шесть основополагающих типов ценностей: теоретическую ориентацию (по­иск истины), экономическую (утилитарный интерес к людям и миру), эстетическую (восприятие жизни через красоту, симметрию, форму), социальную (как бы отречение от себя во имя любви к людям, поиск своего Я в другом), политическую (господство над другими людьми, которые всегда — объект манипулирования), религиозную (надежда на спасение, единение с высшими ценностями).

В реальности эти идеальные типы не представлены в чистом виде, между ними устанавливается определенная иерархия. Мужчины пред­почитают теоретические, экономические и политические ценности, женщины — эстетические, социальные и религиозные. Шкала ценно­стей, разработанная Олпортом и Верноном, измеряет относительный вес каждой из ценностей с помощью 30 суждений и вопросов, имею­щих два варианта ответа (а и б), оцениваемых 3 баллами со следующи­ми возможными комбинациями: я = 3 5=0, я = 2 6=1, а = I £ = 2, а = 0 б = 3. Вот пример одного такого вопроса из адаптированного ва­рианта: «Чему бы Вы предпочли уделить больше внимания при воспи­тании своего ребенка: а) духовному развитию, б) физическому разви­тию и спорту?». Вторая часть теста состоит из 10 вопросов с четырьмя вариантами ответов, которые оцениваются 10 баллами (респондент во­лен определить, каким именно вариантам дать соответственно 4, 3, 2 и 1 балл).