ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2024
Просмотров: 1507
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Микросоциология семьи в системе социологических дисциплин
1.3. Объект и предмет микросоциологии семьи
1.4. Социологическое измерение фамилистических феноменов
1.5. Проблемы конструирования социологических теорий семьи
2.4. Этнометодология, феноменологическая социология
3.3. Специфика изучения формирования
4.1. Методология изучения стадий семейного цикла
4.2. Неполнота жизненного цикла семьи
4.3. Применение циклического подхода I( при изучении семейных бюджетов
4.4. Структуры социокультурных ролей семьи и родства (свойства)
4.5. Методы генеалогического исследования семьи
5.1. Исследование диспозиций семейного поведения
5.4. Тесты по измерению удовлетворенности браком |
5.6. Исследование социализационного (родительского) поведения
(По опросу 31 трехдетной москвички)
6.1. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье
6.2, Исследование супружеской совместимости на основе межличностного восприятия семейных ролей
6.4. Тест измерения ролевой совместимости супругов (тирс)
49
социологи к «двум индивидам», один из которых зависим от другого {мать с ребенком).Но нуклеарная семья в принципе не может иметь меньше трех нуклеарных позиций (мать — жена, отец — муж, ребенок — сын или дочь), и поэтому даже арифметически семья не может состоять меньше, чем из трех человек, т. е однодетная семья — это предел количественного «сжатия» семьи.
10. Противопоставление количественного и качественного подходов взамен их применения по принципу дополнительности не способствует прояснению истины. В социологии и демографии семьи иногда количество членов семьи, детей противопоставляется «качеству» семейных отношений либо «качеству» воспитания детей. Вопреки данным социальной психологии по изучению малых групп, обиходный стереотип «лучше меньше, да лучше» в теориях семьи возводится в ранг самоочевидной истины («лучше один ребенок, но лев, чем много детей-зайчат»). Однако неприязнь к многодетной семье питается присущей людям неприязнью к множеству вообще. Боязнь обезлички сказывается на отрицательном отношении людей к статистике и к выборочному методу, что хорошо показано в фрагментах из работы Э, Ноэль.
П. Возросший в последние годы в науке интерес к качественным методам следует рассматривать не в контексте противопоставления количественному подходу, а в связи с бумом социологических опросов и «анкетоманией». Вместе с тем, акцент на качественный анализ семейных биографий усиливает значение теории Это в свою очередь предполагает последовательное проведение принципа феноменологической редукции, ибо исследование отдельных жизненных историй семьи может быть связано с подспудной эксплуатацией здравого смысла.
12 В зарубежной и в том числе американской социологии семьи акцент на теории, на, так сказать, технику конструирования теорий, особенно в области брачного выбора и стабильности семьи, в шестидесятые годы не сопровождался, увы, феноменологическим осознанием роли обыденных представлений о семейности. При резком повороте социологии науки и теоретической социологии от объективизма и позитивизма в сторону социологической этнометодологии можно было бы ожидать появления «феноменологической социологии семьи». Семейная теория, как заметил кто-то из комментаторов, «продолжала двигаться в обратном направлении».
13. Микросоциология не редуцируется к количественному анализу, не дает лишь описания статистических, документальных данных. Здесь объясняются не только эмпирические «факты», полученные в исследованиях, но и «законы», а также соотносится в рамках теории (феноменологически «очищаемой» от житейских стереотипов) исследовательская информация с гипотетически-интуитивной. Микросоци-
50
ология семьи должна конструировать и средства (инструменты, методы) и теории исследуемых явлений. Внимание к процедурам конструирования познавательных средств и к объяснительным приемам позволяет избавиться от всего наносного, предвзятого, обиходного в концептуальном аппарате.
14. Поскольку измеряемые признаки фамилистических явлений образуются в ходе операционализации терминов — элементов тех или иных теорий (включающих в себя обыденную символику), то звенья или ступени объяснения семейных явлений соответствуют уровню объекта изучения. Одно дело, например, объяснение внутрисемейных отношений, ведущих к распаду семьи. Другое дело — объяснение роста разводимости, включающее внутрисемейную дезорганизацию как звено в цепи объяснений, учитывающих рост профессиональной занятости жен-матерей, изменение жилищного законодательства и другие обстоятельства.
15 Важно различать инструментальную социологию семьи, сосредоточенную на механизме возникновения результатов семейной жизнедеятельности, и понимающую социологию семьи, стремящуюся действительно понять особый мир приватного «домоубежища» с помощью теорий и методов, приспособленных к своеобразию объекта. Частный мир семьи, делающийся все менее приватным из-за вторжения разного рода служб и организаций все более нуждается в подлинной приватизации. Тем не менее, приватный характер семейных отношений образует специфику объекта микросоциологии семьи в отличие от макрообъекта (институциональные изменения семьи).
16. Различение макро- и микрообъекта исследования в единой социологии семьи относительно. Оно служит поиску причин семейных изменений в рамках методологически сложно устроенной процедуры социологического объяснения, в контексте иерархии концептуально-терминологических связок между переменными семьи институционального, группового и индивидуального уровней.
17 Вместе с тем, различение макросоциологии и микросоциологии семьи необходимо для углубления знаний о феномене семьи и о самом обществе во избежание как социологизма, так и психологизма.
Ключевые термины
Автономизация индивида Выборочный метод
Биографический подход Инстинктивизм
Брачное поведение Инструментальный подход
Выборочные исследования Интерпретационная социология
51
Качественный и количественный
подходы Конвенциальные интерпретации —
в согласии с другими людьми, учеными или воззрениями и концепциями произведенные суждения Конструирование теорий Макросоциология семьи Матримониальное поведение Медикализация микросоциологии
семьи
Метод понимания Микросоциология семьи Нуклеарная позиция Обыденные интерпретации Психологизм
Репродуктивное поведение Респонсивность — восприимчивость, отзывчивость Рефлексивная социология — соединяющая самокритику социологов и социологического метода с критикой социальной системы Самосохранительное поведение Семейная терапия Семейное поведение Социализационное поведение Социализация и
приватизация семьи Социальная демография Социальная дифференциация Социальная работа с семьями Социально-символический подход
Социологизм
Социометрия семьи
Субъективная социология
Терапевтический подход
Фамилизм — термин, обозначающий направленность системы взаимосвязанных ценностей на семью и семейный образ жизни; на уровне общества, социальных институтов, общностей, групп, индивидов характеризует приоритет ценности семьи и детей перед всеми остальными ценностями
Фамилистика — общая наука о семье и о семейных феноменах, общее обозначение всех наук, исследующих те или иные аспекты фамилистических явлений. В узком смысле — дисциплина, занимающаяся изучением Фамилизма
Фамилистическая культура — про-семейная или же «семьецентрист-ская» культура, цивилизация; в этом смысле также говорят о просемейных, фамилистических движениях, партиях, ассоциациях и т п.
Феноменологическая социология семьи
Формальная демография
КНИГИ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
АНТОНОВА И , МЕДКОВ В. М. Социология семьи. М., 1996. Многие термины и положения, используемые в этом учебнике, авторами разъясняются подробно, и этот учебник следует рассматривать в качестве первого тома по курсу социологии семьи, а настоящее пособие — как второй том, как продолжение курса
БЕРГЕР П. Приглашение в социологию. М , 1996. Прекрасное вве-
52
дение в феноменологическую социологию, в методологию социологического понимания человека и общества.
НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ М., 1978. Это первое, переведенное на русский язык изложение английскими учеными феноменологической ориентации в социологии, довольно-таки трудно воспринимаемое, но необходимое для освоения данного курса.
МАЦКОВСКИЙ М С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики М , 1989. В монографии представлена система категорий и понятий, используемых в теоретических и прикладных исследованиях семьи, показаны пути конструирования специальных теорий брачно-семейных отношений, обсуждается процесс операционализации понятий и построения системы переменных. Эта книга будет часто упоминаться на страницах данной книги.
ПЭНТО Р., ГРАВИТЦ М. Методы социальных наук. М., 1972 Энциклопедического характера книга профессоров Парижского университета, в которой огромный раздел отведен методу анализа документов.
СОЦИОЛОГИЯ. Отв. ред.Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев М., 1995 Учебник для вузов с большими разделами по структуре социологического знания и по типам социологических теорий, по методам социологии
ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ Отв. ред. Ю. М Жуков и др. М., 1994. В книге имеется содержательный раздел по характеристике качественных методов исследования, а также по гуманистической экспертизе.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Существует ли семья? Может быть, «семья» лишь слово, удобное для объединения разного рода образов и представлений, связанных с браком, рождением детей и разводом? Семья, чем она является на са мом деле, действительно ли семья специфический объект изучения в со циологии? Семья в прошлом, настоящем и будущем — это одно и то же, или речь идет о разных сущностях? Является ли объединение людей в семью специфическим по форме и характеру ассоциации, т. е. отличаю щимся от других объединений и групп, не сводимым к каким-либо уже имеющимся типам и видам социальных общностей? Если это так, то какие специфически семейные различия не сводятся к социальным раз личиям «мужчина — женщина», «взрослый — ребенок», и т. п.?
Какое семейное сходство не укладывается в близость по соци альному классу, статусу, образованию и т. д.? Можно ли выводить из
53
специфики выполняемых семьей в обществе функций специфику самой семейной ассоциации?
Если общая социология изучает роль семьи в социуме и соци альной структуре, нужно ли тогда выделять особую социологию семьи?
Если сплоченность семьи подчиняется тем же законам, что и совместимость членов рабочих бригад, экипажей самолетов или фут больных команд, то стоит ли говорить о микросоциологии семьи? Если же семейные взаимодействия нельзя свести исключительно к группо вым интеракциям, тогда выходит, что только микросоциология семьи не отражает общую социологию?
Должна ли микросоциология применяться лишь к изучению традиционной семьи и традиционного брака, если заключение брака и брачных отношений регулируется «институционально», т. е. как бы без учета чувств, решающей роли сердечных влечений, и в соответствии с институциональными нормами и процедурами, присущими обществам прошлого?
В каком смысле можно говорить о макро- и микроуровнях ана лиза семьи, о макро- и микротеориях?
Какая дисциплина может считаться идеалом инструментально го подхода? Возможна ли самостоятельная наука, сознательно прибе гающая к заимствованиям из других наук для объяснения причин изу чаемых ею явлений, исходя из принципиальной неспособности соб ственных познавательных инструментов и средств для этого?
Являются ли стереотипные интерпретации семейных событий, по сути своей, «инструментальными»?
Может ли индивид считаться единицей анализа семьи? Как можно схематически представить историческое смещение внимания соци альных институтов с традиционной семьи на нуклеарную, на супру жескую пару и т. д.?
10. Что предлагается методологией науки взамен противопоставле ния количественного подхода качественному?
И. В чем различие подходов социолога и клинициста?
Какова суть социологического измерения семейных явлений?
Возможна ли феноменологическая социология семьи?
Соблюдение каких методологических требований позволяет из бежать крайностей в объяснении семейных феноменов?