ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
64) Организация труда работников магазина
65) Режим работы и условия труда в магазине
66) Организация материальной ответственности в магазине
67) Сущность процесса управления. Субъект и объект управления в торговле. Система управления
68) Характеристика контроля как одной из важнейших функций управления
69) Линейный принцип построения организационной структуры управления
70) Информационные системы на предприятиях торговли
71) Товародвижение: сущность, факторы звенности
72) Организация и управление торгово-технологическим процессом на складах
73) Структура аппарата склада и организация труда складских работников
74) Технология хранения и подготовки товаров к продаже в магазине
Основные направления управлением торговым предприятием
Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие характеристики.
Это играет большую роль при рассмотрении организаций как объектов управления. Многообразие целей и задач организаций приводит к тому, что для управления их функционированием и развитием требуются специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников.
На основании критерия формализации выделяются: формальные организации, имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы; неформальные организации, работающие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми.
По формам собственности они могут быть частными, государственными, муниципальными и иными.
По отношению к прибыли организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Первые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, вторые не стремятся извлекать или распределять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
По размерам организации группируются на крупные, средние и малые. В качестве классификационных признаков такого деления чаще всего используют такие легко доступные для анализа критерии, как число занятых, объем продаж (оборот) и балансовая стоимость активов. Но в связи с тем, что ни один из них не дает достаточно веских оснований для отнесения организации к той или иной группе, на практике применяют комбинацию критериев.
64) Организация труда работников магазина
Организация труда в магазине должна быть направлена на осуществление комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, позволяющих рационализировать торгово-технологический процесс, эффективнее использовать торговые и другие площади, создать благоприятные условия труда и на этой основе обеспечить высокий уровень торгового обслуживания населения.
Различают индивидуальную и бригадную формы организации труда. При индивидуальной форме организации труда работник магазина используется на определенном участке торгово-технологического процесса, на него возлагается личная ответственность за сохранность товарно-материальных ценностей, обслуживание покупателей и т. д. Бригадная форма организации труда предполагает объединение работников в бригады в пределах отдела, секции и т. д. Они несут общую ответственность за результаты работы.
В связи с этим, важное значение имеет рациональное разделение труда работников магазина. Оно предусматривает наиболее целесообразную расстановку работников для выполнения торгово-технологических операций, четкое определение функциональных обязанностей каждого работника. Основными формами разделения труда в магазине являются: функциональное, товарно-отраслевое и квалификационное.
Функциональное разделение предполагает обособление отдельных функций и выделение работников для их выполнения. С учетом этого признака весь персонал розничного торгового предприятия подразделяется на три категории: управленческий, основной или торгово-оперативный, и вспомогательный.
Товарно-отраслевое разделение позволяет работникам магазина специализироваться на продаже отдельных или нескольких товарных групп. Это способствует более глубокому изучению ассортимента товаров, более квалифицированному и производительному обслуживанию покупателей.
65) Режим работы и условия труда в магазине
Режим работы магазина определяется временем открытия, закрытия, продолжительностью работы и перерывов, выходными и санитарными днями. От режима работы в значительной мере зависит качество торгового обслуживания.
В свою очередь, на режим работы магазина влияют:
Интенсивность покупательских потоков;
Распределение товарооборота по часам дня, дням недели, сезонам;
Обеспеченность данного района торговой сетью;
Режим работы близлежащих торговых организаций;
Контингент обслуживаемых покупателей;
Необходимость создания оптимального режима труда и отдыха работникам.
С учётом вышеуказанных факторов может быть установлен одно-, полутора-, двухсменный режим работы. В последние годы в целях повышения качества торгового обслуживания, эффективности использования торговых площадей устанавливается круглосуточный режим работы магазина.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» режим работы определяется по согласованию с местными и исполнительными органами и должен соответствовать установленному режиму работы. Режим работы магазинов при промышленных предприятиях, в учреждениях и организациях устанавливается также по согласованию с их администрацией.
Режим работы указывается в лицензии на право деятельности и на вывеске магазина.
66) Организация материальной ответственности в магазине
Материальная ответственность - это правовые отношения между администрацией предприятия и его работниками, при которых работник обязан возместить ущерб, образовавшийся в результате неправильных действий или бездействий, что и привело к возникновению ущерба.
В магазинах материальная ответственность возлагается на:
Заведующих магазинами, отделами, секциями, складами и их заместителей;
На продавцов;
На контролёров-кассиров;
Фасовщиков;
И других работников непосредственно связанных с приёмом, хранением, отпуском и реализацией товаров.
Материально ответственные лица имеют полный доступ к товарам, таре и денежным средствам, они обязаны обеспечить их сохранность, бережное обращение, предупреждать хищение.
Администрация обязана создать материально ответственным лицам все необходимые условия для обеспечения сохранности ценностей.
Трудовым кодексом РБ предусмотрена ограниченная и полная материальная ответственность.
Ограниченная материальная ответственность может наступать, если она установлена Трудовым кодексом, коллективными договорами и соглашениями в пределах среднего месячного и трёхкратного среднемесячного заработка.
Полную материальную ответственность несут работники:
на основании специального письменного договора;
за товарно-материальные ценности, полученные под отчёт по разовой доверенности;
за ущерб, причинённый действиями работника, преследуемыми в уголовном порядке;
за ущерб, причинённый работником в стадии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
за ущерб, причинённый не при исполнении трудовых обязанностей;
в связи с причинением ущерба, вызванного недостачей, умышленным уничтожением или порчей товаров.
67) Сущность процесса управления. Субъект и объект управления в торговле. Система управления
Выполнение функций управления всегда требует определенных затрат времени и сил, в результате которых управляемый объект приводится в заданное или желаемое состояние. Это и составляет основное содержание понятия "процесс управления". Чаще всего под ним понимается определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию или услуги на "выходе" системы.
В этом определении подчеркивается целенаправленный характер процесса, осуществляемого аппаратом управления организации, а также его связь с функциями, целями и необходимыми для их реализации ресурсами.
Таким образом, под объектом управления следует понимать отдельную структуру организации либо организацию в целом, на которую направлено управляющее действие. Субъект управления - орган либо лицо, осуществляющее управляющее действие. В связи с этим одна и та же структура организации может быть и объектом и субъектом управления.
Система управления — систематизированный набор средств влияния на подконтрольный объект для достижения определённых целей данным объектом.