Файл: Ответы по макроэкономике для магистров-2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 234

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основные макроэкономические показатели

2. Совокупный спрос и совокупное предложение

3. Модели макроэкономического равновесия

4. Модели потребления

5. Роль инвестиций в экономике

6. Эффект мультипликатора

7. Безработица и ее формы

8. Сущность и виды инфляции

9. Причины инфляции

10. Социально-экономические последствия инфляции

11. Антиинфляционная политика

12. Понятие и фазы экономического цикла

13. Типы кризисов и современный экономический цикл

14. Виды экономических циклов

15. Антициклическое регулирование и программы борьбы с безработицей

16. Понятие и показатели экономического роста

17. Факторы экономического роста

18. Финансы и финансовая система государства

19. Налоги и их роль в экономике

20. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

21. Бюджетный дефицит и государственный долг

22. Деньги и структура денежной массы

23. Денежно-кредитная политика

24. Формы международных экономических отношений

25. Внешнняя торговля и торговая политика

С другой стороны, есть и бесспорные плюсы. Благодаря поступательному развитию экономики растут объёмы производства, богатство общества и престиж страны в мире; повышаются трудовая занятость и материальная обеспеченность населения; увеличиваются свободное время, образованность и культура людей; наконец, автоматизируется производство, улучшаются условия труда и т. д.

17. Факторы экономического роста

Темпы и характер экономического роста определяют целый ряд факторов. Первый фактор – природные ресурсы. Обладание достаточными земельными, минеральными, водными, лесными и другими ресурсами благоприятствует хозяйственному развитию страны. Но это лишь её потенциал, который сам по себе не гарантирует высокого экономического роста. Чтобы убедиться в справедливости этого, достаточно сравнить бурно развивающуюся Японию (с её весьма ограниченными природными ресурсами) и богатейшую Россию, которая хронически отстаёт от передовых стран.

Ключевую роль играют трудовые ресурсы, или, как иногда говорят на Западе, "человеческий капитал". Они влияют на рост экономики многосторонне: через уровень занятости, качество образования и профессиональной подготовки рабочей силы, через рациональность её применения, через уровень производительности труда, состояние здоровья трудящихся и пр.

Особо выделим фактор научно-технических знаний. Изобретения, рационализаторство, разработка новых материалов, машин, технологий, внедрение передовых форм управления и организации производства - всё это примеры практической отдачи научно-технических знаний. А производят и применяют эти знания в экономике высококвалифицированные специалисты-учёные, менеджеры, технологи, конструкторы и т.д. Они представляют интеллектуальную элиту общества. Вот почему дальновидные государства, давно осознавшие, что мозги важнее мускулов, настойчиво развивают сферы образования, науки, техники в их творческом единстве, стремясь к тому же привлечь в свои страны интеллектуалов со всего мира.

Четвёртый фактор - основной капитал, то есть производственные мощности общества. Для экономического роста важно систематическое увеличение инвестиций, накопление и обновление капитала, применение современной, наиболее производительной техники. Следующий не менее важный фактор динамичного развития - структура экономики. Она должна быть рациональной, прогрессивной, с оптимальным распределением ресурсов и набором хозяйственных сфер; она, кроме того, должна обладать способностью гибко меняться в ответ на вызовы времени и на изменения в самих потребностях общества.


Например, для современной интенсивной экономики характерны такие структурные сдвиги, как приоритетное развитие наукоёмких отраслей, определяющих модернизацию всего народного хозяйства (электроника, приборостроение, химия); замедление производства энергии и сырья, что связано с совершенствованием процесса их выработки, а также экономным и более эффективным использованием; наконец, перераспределение трудовых ресурсов в пользу бурно растущей сферы услуг (за счёт сокращения занятости в материальном производстве благодаря повышению его эффективности).

Большое влияние на производство оказывает совокупный спрос. Под ним понимают суммарный спрос на товары и услуги со стороны населения, предприятий и государства (при данном уровне цен, доходов, банковских процентов и др. показателей). При вялом спросе у предпринимателей нет заинтересованности в расширении производства. Поэтому высокий уровень совокупного спроса (или совокупных расходов) стимулирует экономический рост, и наоборот.

Седьмой фактор - тип экономической системы. Исторический же опыт многих стран наглядно показывает, что рыночные системы более эффективны и продуктивны, более заряжены на прогресс, чем централизованные. Поэтому они обеспечивают и более высокий экономический рост.

Социально-политические факторы. Уверенному росту экономики способствуют поощряющие бизнес законы; нетерпимость общества к воровству, коррупции, произволу бюрократов и правоохранительных органов; здоровое отношение людей к труду, предпринимательству, конкуренции, к успехам друг друга; воздержанность от разрушительных забастовок; наконец, мир в стране, демократия, гарантированность прав и свобод граждан.


18. Финансы и финансовая система государства

В узком смысле слова финансы – это денежные средства, находящиеся в распоряжении государства, организаций, населения. В более широком смысле финансы представляют собой систему экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Финансовые отношения в обществе необходимы для распределения и перераспределения созданного валового внутреннего продукта, контроля за образованием и использованием фондов денежных средств, стимулирования производства в отдельных отраслях, выполнения фискальной функции.

Распределительная функция финансов заключается в обеспечении субъектов экономики необходимыми денежными ресурсами. Взимая налоги, государство концентрирует средства, направляемые затем на решение различных экономических и социальных проблем. Стимулирующая функция финансов заключается в том, что изменяя условия налогообложения, государство создает условия для развития определенных отраслей и производств, способствует расширению производства и занятости населения, научно-техническому прогрессу. Фискальная функция заключается в том, что с помощью налогов изымается часть доходов предприятий и населения для содержания государственного аппарата, обеспечения национальной обороны, охраны общественного порядка и других видов общественной деятельности, которые не могут осуществляться за счет собственных источников доходов (например, фундаментальная наука, библиотеки, архивы, театры, музеи и т.д.).

Финансовая система государства представляет собой совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики. В финансовой системе государства выделяют пять крупных взаимосвязанных сфер: финансы населения, финансы предприятий, государственные финансы, финансы местного самоуправления и страхование.

Финансы населения – это денежные отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство.

Финансы предприятий – это денежные отношения, которые обслуживают производство и распределение ВВП в экономике.

Государственные финансы – денежные отношения, связанные с распределением и перераспределением ВВП и национального богатства в обществе, с формированием финансовых ресурсов. В структуре государственных финансов выделяют государственный бюджет, внебюджетные фонды, систему государственного кредита.


Государственный (федеральный) бюджет занимает центральное место в системе государственных финансов и представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций. В современных условиях бюджет выступает также мощным рычагом государственного регулирования экономики. Государственным бюджетом определяется, какие товары и услуги правительство будет приобретать в течение предстоящего года, какие социальные выплаты оно будет производить и каким образом оно намерено финансировать большую часть своих расходов.

Внебюджетные фонды – это обособленная часть финансов, имеющих самостоятельные источники формирования и строго целевое назначение использования. Это пенсионный фонд, фонд государственного социального страхования, фонд занятости, фонд медицинского страхования.

Фонды страхования предназначены для возмещения возможного ущерба в связи с последствиями происшедших страховых случаев. Личное страхование – это такие виды страхования как страхование жизни, страхование детей. Имущественное страхование – страхование зданий, оборудования, транспортных средств, урожая сельскохозяйственных культур и т.д. Страхование ответственности предполагает, например, страхование договорных условий по поставкам продукции или задолженности предприятий перед кредиторами.


19. Налоги и их роль в экономике

Налоги выражают обязанность физических и юридических лиц участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Налоговая система основывается на соответствующих законодательных актах государства, в первую очередь Конституции РФ и Налоговом кодексе РФ. Они устанавливают элементы налога, к которым относят:

− субъект налога (налогоплательщик) – лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог;

− объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог (выручка, прибыль, заработная плата, недвижимость и т.д.).

− источник налога – доход, за счет которого уплачивается налог;

− ставка налога – величина налога на единицу обложения.

Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от величины дохода (например, на тонну нефти, литр спирта). Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога. Прогрессивные – ставка налога повышается по мере роста объекта налога. Регрессивные – ставка налога снижается по мере роста объекта налога.

По способу уплаты налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги непосредственно уплачиваются субъектами налога (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог на недвижимость). Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене товара и фактически перекладываются на покупателя (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины).

Налоговая система РФ состоит из 3-х групп налогов: федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги. Федеральные налоги являются источником доходов федерального бюджета. К ним относят: налог на добавленную стоимость (18%), акцизы на отдельные виды товаров, налог на прибыль предприятий (20 %), налог на доходы физических лиц (13 %), таможенные пошлины и т.д. Региональные налоги поступают в региональный бюджет. К ним относят налог на имущество предприятий (до 2,2 %), транспортный налог и т.д. Местные налоги поступают в муниципальные бюджеты. К ним относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц (0,1 %), налог на рекламу (5%), налог на наследование или дарение (от 5 до 30%) и т.д.

Экономисты постоянно предпринимают попытки определить наиболее приемлемые принципы налогообложения. Так, принцип горизонтальной справедливости предполагает, что лица, получающие одинаковые доходы, должны платить налоги одинаковой величины. Принцип вертикальной справедливости означает, что получающие больше должны платить больше налогов. Налоговая система считается прогрессивной, если после уплаты налогов неравенство в экономическом положении граждан сокращается и регрессивной − если происходит обратное. Важным принципом налогообложения является эффективность. Система налогов должна быть построена так, чтобы стимулировать расширение и обновление производства, создание новых рабочих мест. Согласно закономерности, выявленной американским экономистом Артуром Лаффером, снижение чрезмерно высоких ставок налогов приводит к увеличению общей суммы собираемых налогов, поскольку низкие ставки налогов стимулируют деловую активность и налогооблагаемая база растет. Графическое изображение зависимости между объемами налоговых поступлений в бюджет и ставками налогов получило название кривой Лаффера.