Файл: Ответы по макроэкономике для магистров-2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 227

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основные макроэкономические показатели

2. Совокупный спрос и совокупное предложение

3. Модели макроэкономического равновесия

4. Модели потребления

5. Роль инвестиций в экономике

6. Эффект мультипликатора

7. Безработица и ее формы

8. Сущность и виды инфляции

9. Причины инфляции

10. Социально-экономические последствия инфляции

11. Антиинфляционная политика

12. Понятие и фазы экономического цикла

13. Типы кризисов и современный экономический цикл

14. Виды экономических циклов

15. Антициклическое регулирование и программы борьбы с безработицей

16. Понятие и показатели экономического роста

17. Факторы экономического роста

18. Финансы и финансовая система государства

19. Налоги и их роль в экономике

20. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

21. Бюджетный дефицит и государственный долг

22. Деньги и структура денежной массы

23. Денежно-кредитная политика

24. Формы международных экономических отношений

25. Внешнняя торговля и торговая политика


20. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

Фискальная политика – это деятельность правительства в области налогообложения и государственных расходов направленная на решение социально-экономических проблем. Посредством проведения фискальной политики правительство регулирует экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию экономических ресурсов.

Фискальная политика оказывает влияние на совокупный спрос и совокупное предложение. Различают сдерживающую, стимулирующую и стабилизирующую фискальную политику. Сдерживающая направлена на сдерживание инфляции, связанной с избыточным совокупным спросом. При этом сокращаются государственные расходы и увеличиваются налоги. Стимулирующая направлена на оживление экономики в период экономического кризиса, при этом происходит увеличение государственных расходов и снижение налогов. Политика стабилизации – наиболее типичная форма фискальной политики. Она призвана, с одной стороны, не допустить кризисного состояния, высокой безработицы и инфляции, с другой стороны, улучшать сложившееся состояние экономики.

В зависимости от механизма реализации различают дискреционную и недискреционную фискальную политику. Фискальная политика, предусматривающая целенаправленное, сознательное изменение государственных расходов и налогов называется дискреционной. Эта политика проводится оперативно на основе решений правительства и связана с осуществлением различных государственных программ. Ключевыми направлениями дискреционной фискальной политики являются изменение государственных расходов на общественные работы (строительство мостов, дорог, уборка территории и т.д.), изменение трансфертных выплат (пенсий, пособий и т.д.), изменение налоговых ставок.

Недискреционная фискальная политика называется также политикой встроенных (автоматических) стабилизаторов. Автоматические стабилизаторы – это такие механизмы в экономике, которые автоматически реагируют на изменение экономической ситуации без вмешательства государства. Например, в период роста ВВП налоговые поступления автоматически возрастают, так как предприятия, увеличивая производство, получают больший доход и платят в бюджет большую сумму налогов – возникает бюджетный профицит. В период спада производства поступление налогов в бюджет автоматически сокращается – возникает бюджетный дефицит. Автоматическими стабилизаторами являются также пособия по безработице. Безработные, получая пособия в периоды спада производства, будут поддерживать совокупный спрос, препятствуя резкому сокращению производства.


21. Бюджетный дефицит и государственный долг

Каждое правительство в своей деятельности стремиться к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Очень часто расходная часть бюджета превышает доходную часть. Дефицит бюджета – это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Возникновение бюджетного дефицита обусловлено следующими причинами: спад производства, завышенные расходы на реализацию принятых государственных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики.

Дефицит бюджета не является чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны могут иметь дефицит бюджета. Все зависит от причин возникновения и направлений расходования государственных средств. Если финансовые средства направляются на развитие экономики, используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них возместят произведенные затраты. Если правительство не имеет четкой программы экономического развития, а денежные средства расходует неэффективно, в т.ч. для субсидирования нерентабельного производства, финансирования вооруженных конфликтов и т.д., то это обязательно негативно отразиться на состоянии экономики. Например, может произойти усиление инфляции. Пути устранения дефицита бюджета:

1. Сокращение государственных расходов.

2. Усиление налогообложения.

3 Государственное заимствование.

4. Производство денег (денежная эмиссия).

Государственные займы – важнейший источник покрытия дефицита бюджета. Хронический бюджетный дефицит приводит к появлению и нарастанию государственного долга. Рост госдолга приводит к ряду негативных социально-экономических последствий.

1. Выплата процентов по внутреннему госдолгу увеличивает неравенство в доходах, так как значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения.

2. Повышение ставок налогов (как средство выплаты госдолга) может подорвать стимулы к развитию производства, снизить интерес к вложению средств в новые рискованные предприятия, а также усилить социальную напряженность в обществе.

3. Существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж.

4. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны.


5. Денежный капитал уходит из сферы производства на финансовые рынки, т.к. правительство устанавливает высокие проценты по государственным облигациям, чтобы было выгодно давать в долг государству.

Дефицит бюджета увеличивает государственный долг, а рост долга увеличивает расходы по его обслуживанию и ведет к еще большему росту дефицита и государственного долга. Правительство при наступлении очередного финансового года стремиться «разгрузить» бюджет, т.е. снизить его дефицит. Практика принятия бюджетов показывает, что «разгрузка» бюджета осуществляется за счет широких слоев населения. Обычно урезаются социальные расходы – на образование, здравоохранение, жилищное строительство.


22. Деньги и структура денежной массы

Сущность денег состоит в функциях, которые они выполняют.

1. Деньги являются измерителем цен. Цена товара - это то количество денег, которое требуется отдать, чтобы его приобре­сти. Цена товара - своего рода ярлык, который отличает его на рынке от другого товара.

2. Деньги выполняют функцию обмена. Товарное обращение можно записать как Т - Д - Т, где Т - Д (продажа) и Д - Т (купля). Деньги перемещают товар из одних рук в другие, в которых он и заканчивает свое движение, т.е. потребляется. Деньги тоже со­вершают движение, но в отличие от товара они постоянно нахо­дятся в обращении. Если деньги уйдут из обращения, то может остановиться процесс обмена товарами друг на друга.

3.Деньги выполняют функцию средства платежа. В товарных сделках (купля-продажа) деньги появляются через некоторый срок. Такие сделки называются отсроченными сделками, когда товары передаются в кредит, или с уплатой денег за них через некоторый срок. Отсроченные сделки (кредитные сделки) могут привести к взаимопогашающимся платежам, если участники сдел­ки одновременно являются и кредиторами, и должниками.

4.Деньги как средство сохранения богатства. Поскольку день­ги обладают большой силой (на них можно купить любой товар в любом количестве и когда угодно), постольку участники рын­ка стремятся их накопить. Деньги выступают показателем их бо­гатства, которое можно приобрести на товарном рынке.

5.Деньги как счетная единица. Денежная единица счета - это единица в товарном обращении, на основе которой назначаются цены и ведется счет. Денежная единица устанавливается государ­ством, его декретами. Поэтому деньги всегда являются декрет­ными деньгами, например в России рубль и копейки, в США дол­лар и центы.

Деньги прошли особые этапы в исторической эволюции.

Первый этап - этап товарных денег. В качестве денег высту­пает особый товар. На ранних ступенях развития товарного об­мена деньгами были, например, на Руси меха, скот, кожа. Впос­ледствии, ближе к середине XIX в. безраздельно деньгами стало золото, которое по многим своим физическим свойствам лучше других товаров выполняло необходимые функции. С XX в. начинается эра бумажных и кредитных денег. Золото перестало непосредственно участвовать в товарных сделках. Его место заняли сначала бумажные деньги, потом, вплоть до настоящего времени, стали широко распространяться кредитные день­ги (чеки, векселя и т.п.). Последнее достижение кредитных денег - кредитные карточки, или электронные деньги.