ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2024
Просмотров: 221
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные макроэкономические показатели
2. Совокупный спрос и совокупное предложение
3. Модели макроэкономического равновесия
5. Роль инвестиций в экономике
10. Социально-экономические последствия инфляции
12. Понятие и фазы экономического цикла
13. Типы кризисов и современный экономический цикл
15. Антициклическое регулирование и программы борьбы с безработицей
16. Понятие и показатели экономического роста
17. Факторы экономического роста
18. Финансы и финансовая система государства
19. Налоги и их роль в экономике
20. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
21. Бюджетный дефицит и государственный долг
22. Деньги и структура денежной массы
23. Денежно-кредитная политика
3. Модели макроэкономического равновесия
Макроэкономическое равновесие – это состояние национальной экономики, при котором достигается равенство совокупного спроса и совокупного предложения. Как и на уровне отдельных рынков, на макроуровне пересечение AD и AS показывает равновесный объем производства и равновесный уровень цен. Оптимальным макроэкономическим равновесием считается такое состояние национальной экономики, при котором достигается максимально возможный объем производства, полная занятость при незначительной инфляции.
В экономической теории выделяют два основных направления в вопросе выбора механизма регулирования объема национального производства в условиях рынка. Первое – это неоклассическое направление, стоящее на позициях автоматического саморегулирования национальной экономики. Второе – кейнсианское, исходящее из необходимости обязательного вмешательства государства в экономику, особенно в условиях депрессии и безработицы.
Сторонники неоклассического подхода, исходя из гибкости цен, зарплаты и процентной ставки, т.е. из того, что они могут свободно передвигаться вверх и вниз, отражая баланс между совокупным спросом и предложением утверждают следующее. По их мнению, совокупное предложение имеет вид вертикальной прямой, отражающей потенциальный объем ВВП. Снижение цены влечет за собой снижение зарплаты и процентной ставки, поэтому полная занятость сохраняется, сокращения величины реального ВВП не происходит. Иначе говоря, снижение совокупного спроса ведет не к снижению ВВП и занятости, а лишь к снижению цен. Таким образом, классическая теория считает, что экономическая политика государства может воздействовать лишь на уровень цен, а не на объем производства и занятость. Поэтому его вмешательство в регулирование объема производства и занятости нежелательно.
В отличие от классической школы, кейнсианская теория полагает, что государство может стимулировать развитие экономики, воздействуя на совокупный спрос. Совокупное предложение, согласно кейнсианской модели, принимает горизонтальный вид при наличии незанятых ресурсов, в т.ч. трудовых. Линия совокупного спроса пересекает линию предложения в точке К, где объем ВВП равен ОВ. Если совокупный спрос возрастает то линия совокупного спроса переместиться в положение AD1 и объем ВВП увеличится на величину ВВ1, а цены останутся на прежнем уровне. Кейнсианцы считают, что правительство может способствовать росту ВВП и занятости, увеличивая правительственные расходы.
4. Модели потребления
Динамика объема национального производства связана с процессами потребления, сбережения и инвестирования. Характер этой связи таков, что увеличение потребления и инвестиций ведет к более значительному приросту объемов национального производства и дохода.
Под потреблением С в экономической теории понимается общее количество товаров, купленных и потребленных в течение определенного периода времени. Размер потребления, или потребительских расходов, в основном зависит от уровня дохода и цен. Изменение в потреблении имеет то же направление, что и изменение в доходе.
Под сбережением S понимается та часть дохода, которая не потребляется. Размер сбережений зависит от величины дохода, нормы процента, потребления и психологического фактора. Эти понятия введены Дж. М. Кейнсом, который писал по поводу одного из них: «Основной психологический закон состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет доход».
Показатели, отражающие психологический фактор и характеризующие склонность населения к потреблению и сбережению, можно выразить через склонность к потреблению и сбережению.
Средняя склонность к потреблению (АРС) показывает, какая часть располагаемого дохода используется на потребление. АРС = С / Y, где С – потребление; Y - располагаемый доход.
Средняя склонность к сбережению (АРS) показывает, какая часть располагаемого дохода используется на сбережение. АРS = S / Y, где S – сбережение; Y - располагаемый доход.
Эти показатели важны для характеристики изменений в потребительских расходах и сбережениях. Так, по мере роста располагаемого дохода доля дохода, направляемого на потребление уменьшается, а на сбережение увеличивается.
Предельная склонность к потреблению (МРС) выражает отношение изменения в потреблении к изменению в доходе. МРС = ∆ С / ∆ Y.
Предельная склонность к сбережению (МРS) выражает отношение изменения в потреблении к изменению в доходе. МРS = ∆ S / ∆ Y.
Если С + S = Y, т.е. доход распадается на потребление и сбережение, то сумма изменений в потреблении и сбережении равна изменениям в доходе. Тогда сумма предельной склонности к потреблению и сбережению равна единице. МРС + МРS = 1
Экономисты рассматривают сбережения как основу инвестиций. Размер инвестиций зависит от объективных факторов – дохода, нормы процента, объема выпуска продукции, нормы прибыли, запаса капитала в экономике и субъективного фактора – желания предпринимателей инвестировать которое характеризует показатель предельная склонность к инвестированию МРI. Это отношение изменения инвестиций к изменению в доходе, который будет ими вызван. МРI = ∆ I / ∆ Y.
На предельную склонность к инвестированию влияют такие факторы как политический климат в стране, победа на выборах той или иной партии. Опасения и неуверенность предпринимателей в отношении стабильности экономической политики государства могут заставить предпринимателей не осуществлять инвестиций.
5. Роль инвестиций в экономике
С макроэкономической точки зрения инвестиции представляют собой вложения в основные производственные фонды (основной капитал), в жилищное строительство, в прирост товарных запасов. Приобретение ценных бумаг с макроэкономической точки зрения инвестированием не является. Принято различать чистые инвестиции (инвестиции нетто), которые равны увеличению объема капитала, обеспечивающему прирост производства и валовые инвестиции (инвестиции брутто), равные сумме чистых инвестиций и затрат на возмещение израсходованного капитала (амортизации).
Роль инвестиций в развитии макроэкономики неоднозначна. Во-первых, инвестиции – важнейший элемент совокупного спроса. Колебания в инвестициях оказывают существенное влияние на совокупный спрос, а следовательно на объем национального производства и занятость населения. Во-вторых, инвестиции ведут к накоплению капитала предприятия. Денежные средства, вложенные в расширение производственных мощностей, могут не оказать влияния на результаты производства сейчас, но они создают базу для экономического роста в будущем. В третьих, нерациональное использование инвестиций приводит к замораживанию производственных ресурсов, а следовательно, к сокращению объемов национального производства.
На размеры и динамику инвестиций влияют следующие факторы: процентная ставка, размер национального дохода, ожидаемый спрос на продукцию, налоги на предпринимательскую деятельность, изменения в технологии производства, инфляционные ожидания, политика правительства.
Для стабильного развития национальной экономики инвестиции, осуществляемые предприятиями за счет собственных и заемных средств, в идеале должны быть равны сбережениям в масштабе общества. Но в действительности такой сбалансированности не происходит из-за того, что сбережения и инвестиции осуществляются разными лицами и по разным причинам. Поэтому возникают кризисы, депрессии, безработица и инфляция.
6. Эффект мультипликатора
Понятие «мультипликатор» или «множитель» было введено в экономическую теорию в 1931 г. английским экономистом Р. Канном. Рассматривая влияние общественных работ, которые проводились для борьбы с кризисом 1929 – 1933 гг. администрацией президента Ф. Рузвельта, Р. Канн отмечал, что государственные расходы на общественные работы приводят к мультипликационному расширению занятости. На базе общественных работ возникала не только первичная занятость, но и производные от нее – вторичная, третичная и т.д., в результате первоначальные затраты приводили к мультипликации покупательной способности и занятости населения.
Под мультипликатором в теории Кейнса понимается коэффициент, показывающий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций. Кейнсианская теория показывает, что при росте инвестиций рост ВВП будет происходить в гораздо большем размере, чем первоначальные инвестиции. Это происходит из-за мультипликационного эффекта, который вызывают инвестиции.
Предположим, прирост инвестиций составляет 10 млрд. руб., что привело к росту ВВП на 20 млрд. руб. Следовательно мультипликатор равен 2, если бы ВВП увеличился на 30 млрд. руб., то мультипликатор составил бы 3.
Мультипликатор = ∆ ВВП / ∆ I.
Механизм мультипликационного эффекта
Рассмотрим действие мультипликационного эффекта на примере предприятия, которое осуществляет инвестиции в размере 6 млн. руб. Предположим, оно привлекает дополнительных рабочих, которые производят дополнительную продукцию на эту сумму и получают деньги в виде заработной платы. Пусть у данных рабочих МРС = 2/3, а МРS = 1/3. Тогда из 6 млн. которые получают рабочие 4 млн. идет на потребление, а 2 млн. на сбережение. На 4 млн. рабочие закупают товары, отдавая деньги их производителям, которые также имеют МРС = 2/3, а МРS = 1/3. Т.е. на этом этапе 2,7 млн. руб. расходуется на потребление, а 1,3 млн. руб. на сбережение. Так деньги продолжают обращаться в экономике, рождая спрос и предложение до тех пор, пока не будут полностью израсходованы в виде сбережений.
Таблица 1
Этапы |
∆ ВВП |
Расчет |
1 |
6 |
6 × 1 |
2 |
4 |
6 × 2/3 |
3 |
2,7 |
4 × 2/3 |
4 |
1,8 |
2,7 × 2/3 |
5 |
1,2 |
1,8 × 2/3 |
6 |
0,8 |
1,2 × 2/3 |
… |
… |
… |
Всего |
18 |
… |