Файл: практика 2 там. рег. бакалавры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Таможенное регулирование торговых операций

Общеправовые принципы Единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики

Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением

Единство таможенной территории Таможенного союза

Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация

Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности

Специальные принципы Таможенный протекционизм

Фискальный принцип.

Гласность и публичность правового регулирования таможенных платежей

Принцип межгосударственного сотрудничества в сфере регулирования таможенных платежей

Занятие №2

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в системе Российского права

Общая характеристика основных источников правового регулирования внешнеторговой деятельности

Нормативно-правовая база таможенного тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Таможенном союзе

• наличие и материальную действительность соглашения сторон о выборе применимого права;

• наличие и материальную действительность международного коммерческого контракта или его условий;

• формальную действительность международного коммерческого контракта.

Одним из основных международно-правовых нормативных актов, регламентирующих особенности осуществления внешнеэкономической деятельности субъектами предпринимательства, являются Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА и Принципы европейского договорного права.

УНИДРУА — Международный институт по унификации частного права в Риме; Межправительственная организация, созданная в 1926 г. В число членов входит и Российская Федерация. УНИДРУА были подготовлены проекты конвенций по целому ряду вопросов (международной купле-продаже товаров, представительству, перевозкам грузов и пассажиров).

Цель Принципов УНИДРУА — установление сбалансированного свода норм, предназначенных для использования во всем мире независимо от правовых традиций, а также экономических и политических условий государств, где они будут применяться.

Принципы европейского договорного права (ПЕДП) разработаны Комиссией по европейскому договорному праву, возглавляемой профессором Оле Ландо, и состоят из 3 частей, 17 глав, 201 статьи.

Первоначально ПЕДП готовились как Европейский торговый кодекс, но в окончательной редакции они были сформированы как принципы договорного права Европейского союза и получили одобрение со стороны руководящих органов Европейского союза.

С момента создания (части I и II подготовлены в 1999 г., а часть III — в 2002 г.) ПЕДП имеют большое теоретическое и практическое значение. В настоящее время ПЕДП также применяются в качестве самостоятельного источника правового регулирования в странах Европейского союза и далеко за его пределами. В тексте ПЕДП содержатся наиболее важные принципы и элементы как европейских, так и развитых правовых систем других стран. Наиболее важное значение ПЕДП состоит в том, что они являются сводом общих правил договорного права. Принципы европейского договорного права являются ненормативной унификацией положений договорного права.

Одним из источников гражданского и торгового права во всех странах является обычай. В качестве основных признаков, которыми, как правило, характеризуются обычаи, указываются следующие: продолжительность существования, постоянность соблюдения, определенность, непротиворечие публичному порядку.


Помимо обычаев, имеющих нормативный характер и применяющихся так же, как и любая другая норма права, в доктрине и практике выделяются еще так называемые обыкновения, играющие особенно большую роль при регулировании отношений сторон по торговой сделке. Подобно обычаям, обыкновения — это правила поведения, сложившиеся в определенной отрасли торговли на основе постоянного и единообразного их применения. Однако в отличие от обычаев они не являются источником права и применяются только при условии, что эти правила известны сторонам и нашли отражение в сделке в виде прямой отсылки или подразумеваемого условия.

Такого рода обыкновения нашли отражение в ряде документов различных международных организаций, например в сборнике международных торговых терминов «Инкотермс» - международные правила по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли. Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договора международной купли-продажи, которые определены заранее в международном документе, вступившие в силу с 1 января 2011 г.

Основной причиной разработки «Инкотермс» явились значительные различия торговых терминов, принятых в различных странах, а также различия по этому вопросу в законодательстве разных стран. Основную цель стандартизации в «Инкотермс» базисных условий поставки товара и изложения обязанностей продавца и покупателя является обеспечение понимания и единообразного применения общепризнанных и понятных всем коммерсантам правил договора купли-продажи.


Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в системе Российского права

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) осуществляется средствами разных отраслей права, оно не является самостоятельной отраслью, а является комплексным образованием, которое включает в себя всю совокупность норм различных отраслей российского права, а объединяющим признаком здесь служит предмет правового регулирования - регулируемые экономические и связанные с ними организационные и управленческие отношения.

Базовые отрасли российского права.

Конституционное право. Конституционно-правовые нормы - это нормы права регулирующие общественные отношения в области государственного устройства, а также установления и защиты основных прав и свобод личности. Их специфика заключается в источниках их выражения (в основном - Конституция), их учредительном характере, особом механизме их реализации, особенностях структуры. Это в основном нормы, определяющие правотворческую компетенцию различных органов, их систему, основные начала государственного управления.

Другие отрасли.

ВЭД осуществляется частными субъектами путем заключения различных договоров, сделок, иных юридически-значимых действий, которые по природе своей являются гражданско-правовыми. Соответственно ВЭД регулируется нормами гражданского права, которые составляют основу правового регулирования ВЭД. Кроме того, между участниками ВЭД могут возникать споры, поэтому ВЭД регулируется нормами процессуального права. Внешнеэкономическая деятельность подвергается публично-правовому регулированию, которое осуществляется в основном мерами административного права. Помимо этого в систему правового регулирования ВЭД включаются также нормы о публично-правовой ответственности за нарушение правил ведения ВЭД. В РФ признаются две основные разновидности публично-правовой ответственности - административная и уголовная.

Общая характеристика основных источников правового регулирования внешнеторговой деятельности

Основными нормативными актами, регулирующими отношения участников ВЭД с органами государства: таможней, банками и налоговыми органами, являются:

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (далее — ТК ТС) является кодифицированным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения по перемещению товаров в Таможенном союзе и через его границы. В ТК ТС прописаны положения, касающиеся основных принципов перемещения товаров, транспортных средств через таможенную территорию ТС, в том числе таможенные операции и таможенный контроль. Отдельная глава посвящена определению страны происхождения товара и единой товарной номенклатуре ВЭД. ТК ТС содержит описание действующих на территории ТС таможенных процедур, рассматривает особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров.


2. Федеральный закон от 08.12.2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, закрепляет полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области внешнеторговой деятельности.

В нем устанавливаются методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности (таможенно-тарифное регулирование, нетарифное регулирование, запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, меры экономического и административного характера), оговариваются особые режимы осуществления внешнеторговой деятельности и приводится перечень мероприятий, содействующих развитию внешнеторговой деятельности.

3. Федеральный закон от 10.12.2003 г. №173-ФЗ (ред. от 11.07.2011 г.) «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет принципы валютного регулирования и валютного контроля, устанавливает основные понятия: «иностранная валюта» и «валюта Российской Федерации», «резиденты» и «нерезиденты», определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов и агeнтов валютного контроля и их должностных лиц.

4. Федеральный закон от 18.07.1999 г №183-ФЗ (ред. от 18.07.2005 г.) «Об экспортном контроле» устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности.

5. Закон РФ от 21.05.1993 г. №5003-1 (ред. от 08.12.2010 г.) «О таможенном тарифе» устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации - инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу.

6. Федеральный закон от 27.11.2010 г. №311-ФЗ (ред. от 11.07.2011 г.) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» определяет особенности таможенного регулирования в России, закрепляет основные принципы перемещения товаров при их ввозе в Россию, вывозе из нее и транспортировке по ее территории, устанавливает правила, по которым определяется страна происхождения товара, применяются таможенные процедуры в условиях функционирования Таможенного союза (ТС).


7. Федеральный закон от 08.12.2003 г. №165-ФЗ (ред. от 11.07.2011 г.) «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», целью которого является защита экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию.Закон устанавливает порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров.

8. Федеральный закон от 19.07.1998 г. №114-ФЗ (ред. 05.04.2011 г.) «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» устанавливает принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Феде- рации с иностранными государствами, правовые и организационные основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации, государственное регулирование и финансирование работ в области военно-технического сотрудничества, устанавливает порядок участия в осуществлении военно-технического сотрудничества разработчиков, производителей продукции военного назначения и других субъектов военно-технического сотрудничества и определяет их права в этой области.

9. Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ) (ред. от 16.08.2011 г.) (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 г. №130) - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с Единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).

Источники материального права Российской Федерации состоят из двух частей: национального права РФ и международных договоров РФ как части национального права.

Главным источником национального материального права в области регулирования ВЭД является Конституция РФ. Согласно Конституции (ст. 71), к ведению РФ, в частности, отнесены:

• внешнеэкономические отношения РФ;

• международные договоры РФ;

• судоустройство, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательства, правовое регулирование интеллектуальной собственности;

• федеральное коллизионное право,

Основными источниками гражданского права РФ являются кодексы, уставы и законы: