ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Таможенное регулирование торговых операций
Общеправовые принципы Единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики
Единство таможенной территории Таможенного союза
Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация
Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности
Специальные принципы Таможенный протекционизм
Гласность и публичность правового регулирования таможенных платежей
Принцип межгосударственного сотрудничества в сфере регулирования таможенных платежей
Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в системе Российского права
Общая характеристика основных источников правового регулирования внешнеторговой деятельности
Министерство сельского хозяйства
российской федерации
ФГБОУ ВПО Самарская гСХА
КАФЕДРА «ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ТОРГОВОЕ ДЕЛО»
Таможенное регулирование торговых операций
Занятие №2
Направление подготовки 100800 «Товароведение»
Профиль подготовки 100800 «Товароведение и экспертиза товаров
в области таможенной деятельности»
Кинель, 2014
Занятие №2
Правовые основы и принципы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности
Цель: рассмотреть принципы правового регулирования таможенных платежей и изучить нормативно-правовую базу таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Таможенном союзе.
Методические указания
Значимость принципов правового регулирования
таможенных платежей
Принципы, или общие начала, занимают центральное место в правовом механизме таможенно-тарифного регулирования и в концентрированном виде выражают его содержание.
Их законодательное закрепление в четких формулировках — непременное условие эффективного функционирования нормативной базы таможенно-тарифного механизма. Они гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса, обеспечивают взаимосвязь таможенного законодательства и таможенной политики. Важную роль принципы играют в формировании судебной и административной практики, в содействии отмене устаревших и принятию новых юридических норм, в толковании правовых актов и устранении пробелов в таможенном законодательстве.
Функционирование таможенно-тарифного механизма регламентируется принципами, среди которых выделяют:
- общеправовые (законность, федерализм, справедливость и др.);
- специальные отраслевые и межотраслевые — отражают наиболее характерные черты и специфику таможенно-тарифного регулирования (протекционизм, фискальный принцип и т.д.).
Комплексный характер правового регулирования отношений, возникающих по поводу таможенных платежей, предполагает, что часть принципов имеет административно-правовую природу (принцип охраны государственной безопасности при перемещении товаров через таможенную границу; принцип защиты экономических интересов государства и др.), другая же часть — финансово-правовую (фискальный принцип, запрет придания обратной силы законам о налогах и сборах, устанавливающим новые налоги и (или) сборы, повышающим налоговые ставки, устанавливающим или отягчающим ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающим новые обязанности или иным образом ухудшающим положение налогоплательщиков, и др.).
Рассмотрим, во-первых, основные принципы, являющиеся общими для всех видов государственного регулирования внешнеторговой деятельности (общеправовые принципы), а во-вторых, принципы, характерные для регулирования таможенных платежей (специальные принципы).
Общеправовые принципы Единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики
Отношения Российской Федерации с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.
Внешнеторговая политика является частью внешней политики — общего курса государства в международных делах. Внешнеторговая политика подчинена целям и требованиям внешней политики данного государства и не должна входить в противоречия с ней. Это предполагает необходимость согласования конкретных решений в сфере внешнеторговой деятельности с общими внешнеполитическими установками. При этом иногда внешнеполитические интересы могут оттеснить на второй план аргументы экономической целесообразности и эффективности конкретной внешнеторговой сделки. Например, присоединение Российской Федерации к международным экономическим санкциям в отношении какого-либо государства влечет за собой немедленное прекращение или приостановление всех внешнеторговых операций с данной страной, какими бы выгодными они не были.
Рассматриваемый принцип лежит в основании системы дифференциации ставок таможенных пошлин в тарифе в зависимости от торгово-политического режима. Так, негативные изменения в международных (дипломатических) отношениях с государством N могут привести к отмене (приостановлению) режима наибольшего благоприятствования. Как следствие, товары, страной происхождения которых является N, при ввозе на территорию Российской Федерации будут облагаться таможенной пошлиной по ставкам, вдвое большим, чем базовые (т.е. по максимальным ставкам).
Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением
Этот принцип, означает использование на равных двух основных методов государственно-правового регулирования — таможенно-тарифного и нетарифного. Применение таможенного тарифа (т.е. ввозных и вывозных таможенных пошлин) не исключает возможности использования по отношению к ним нетарифных инструментов (лицензирования, контингентирования, технических, санитарных и иных торговых барьеров). В ряде случаев одновременное применение таможенно-тарифных и нетарифных методов дает большие гарантии достижения конкретных внешнеторговых целей.
Такое единство обусловлено рядом факторов, среди которых прежде всего следует упомянуть:
- единство цели внешнеторгового регулирования: обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, защита экономических и политических интересов;
- единство торговой политики;
- установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки, и т.д.;
- единство таможенной территории Таможенного союза.
Единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности обеспечивается единством соответствующей нормативно-правовой базы: применение упомянутых методов осуществляется в соответствии с международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза и российским законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Законодательство о таможенном деле в РФ состоит из Таможенного кодекса Таможенного союза, международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза, решений органов Таможенного союза, ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов.
Единство таможенной территории Таможенного союза
Сформулированный таким образом принцип определяет пространственные пределы действия государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств - членов Таможенного союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
Пределы таможенной территории Таможенного союза, включая пределы находящихся в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств - членов Таможенного союза искусственных островов, установок, сооружений и иных объектов, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией, являются таможенной границей Таможенного союза.
На «таможенной карте» государства могут появиться таможенные анклавы и таможенные эксклавы. Под таможенным анклавом следует понимать часть таможенной территории государства (союза государств), не являющуюся его государственной территорией, но при этом входящую в состав государственной территории другого государства.
Часть таможенной территории государства «А», не входящая в состав его государственной территории, но при этом являющаяся частью государственной территории государства «Б», будет являться таможенным анклавом государства «А» и таможенным эксклавом государства «Б». При регулировании таможенных отношений в границах таможенного анклава государства «А» применяется таможенное законодательство государства «А», при регулировании же иных отношений (административных, гражданских, трудовых и т.д.) применяется законодательство государства «Б».
По принципу зеркального отражения таможенный эксклав может быть определен как часть государственной территории, не входящая в состав таможенной территории данного государства и при этом являющаяся таможенной территорией другого государства (союза государств).
Часть территории государства «А», не входящая в состав его таможенной территории, но при этом являющаяся частью таможенной территории государства «Б», будет являться таможенным эксклавом государства «А» и таможенным анклавом государства «Б». При регулировании таможенных отношений в границах таможенного эксклава государства «А» применяется таможенное законодательство государства «Б», при регулировании же иных отношений (административных, гражданских, трудовых и т.д.) применяется законодательство государства «А».
Принцип единства таможенной территории означает, что порядок уплаты причитающихся к уплате обязательных платежей в связи с совершением внешнеторговых операций единообразно применяется на всей таможенной территории Таможенного союза. Соответствующие предписания и нормы действуют на всем пространстве, очерченном таможенными границами.