ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 3
Семинар 1. Концепция «Общества третьей волны» о. Тоффлера
На семинаре будет обсуждаться работа: Э. Тоффлер, Х. Тоффлер Создание новой цивилизации. Политика третьей волны. Новосибирск. 1996.
Вопросы к тексту:
По каким критериям Тоффлер выделяет политику и экономику Третьей волны? Как характеризуется экономика и политика предыдущих двух волн?
Если вторая волна характеризуется как индустриальная, а третья как постиндустриальная, означает ли это исчезновение производства?
Позитивная роль «Революционных предпосылок». Почему Тоффлер считает необходимым выявлять симптомы новой системы и отличать их от старых?
Экономические характеристики третьей волны: глобализация и индивидуализация производства.
Роль умственного труда – чем это понятие Тоффлера отличается от традиционного понимания этого термина? Все ли работающие являются представителями умственного труда?
Чем «Знание» отличается у Тоффлера от понятия «Информация»?
Кто такие «узколобые» и «широколобые» в концепции Тоффлера? Как можно охарактеризовать их взгляды на управление производством?
Почему Тоффлер называл свою теорию «Практической утопией», покажите это на основании данного текста.
СОЗДАНИЕ НОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ПОЛИТИКА ТРЕТЬЕЙ ВОЛНЫ (Тоффлер Э. Тоффлер Х.) 1
Alvin and Heidi Toffler. Creating a New Civilization. The Politics of the Third Wave. Turner Publishing, Inc. Atlanta, 1995
______________________________________________________________________________
Элвин и Хейди Тоффлер - известные всему миру социальные мыслители. Их книги, среди которых Шок от Будущего, Третья Волна, Смена Власти, Война и Антивойна, считаются классикой. Книга Шок от Будущего получила награду Фонда "Книжных наград Мак-Кинси" за вклад в литературу управления. Во Франции эта книга получила престижную премию за лучшую иностранную книгу - Prix de Meilleur Livre Etranger. В Китае книга Третья Волна была поначалу запрещена как знак "разлагающего влияния Запада", а позднее опубликована миллионным тиражом и объявлена "Библией" демократического реформационного движения.
Элвин Тоффлер был стипендиатом фонда "Russel Sage", профессором Корнелльского университета, корреспондентом Белого Дома. Имеет почетные докторские степени по литературе, законодательству, естествознанию. Он получил звание офицера ордена искусств и литературы во Франции и был избран членом Американской Ассоциации содействия науке.
Хейди Тоффлер работала библиотекарем-исследователем, продюсером документального телевидения. Сейчас она помощник профессора в университете Национальной Защиты в Вашингтоне. Среди прочих наград была награждена медалью Президента Итальянской Республики за вклад в развитие общественной мысли. Тоффлеры были участниками Иссык-Кульского Форума (Кыргызстан, 1986г.)
_______________________________________________________________________________________
Примечание авторов
Когда авторы соединяют главы из своих ранних работ, то в результате часто получается собрание разрозненных идей. К данной книге это не относится. Несмотря на то, что некоторые главы взяты из ранее опубликованных книг, Создание Новой Цивилизации - не антология. Это новое целое стало возможным благодаря модульному характеру наших работ, каждая из которых основана на сознательно созданных моделях ускорения социальных и политических изменении. Как нам кажется, в этой новой форме мы предлагаем своеобразный учебник, ключ к нашей огромной работе.
Главы I и IX были впервые опубликованы в 1980 году в нашей книге Третья Волна. Главы II и IV взяты из самой последней нашей работыВойна и Антивойпа, опубликованной в 1993 году Главы III, V и VI взяты изСилового Изменения, опубликованного в 1990 году. Версии, предоставленные здесь, были вырезаны из оригиналов, но несколько модифицированы, чтобы обеспечить логические переходы. Главы VII и VIII, напротив, никогда не публиковались ранее. Идея этого собрания родилась у Джеффри Айзенаха, президента Фонда Поддержки Прогресса и Свободы. Зная о том, что американцы и их политические лидеры стремятся смотреть на каждый заголовок, каждое известие, каждое сражение в Конгрессе н каждый технологический прорыв как на отдельное, не связанное с другими событие, Айзенах признал политическую важность синтеза. Более того, он уверен, что время рефлективной политики прошло. Убежденный в этом, он пришел к нам с предложением сделать этот учебник.
Мы благодарим его за это. Также мы хотели бы поблагодарить за помощь в издании доктора Альберта С. Хансера, старшего члена Фонда Поддержки Прогресса и Свободы, который просмотрел ранее опубликованные материалы и выбрал из них выдержки; а также Эрика Майкла, члена исследовательской коллегии, который помог нам как ассистент редактора. Мы надеемся, что эта книга поможет читателям сделать переоценку своих идей с "нуля", идей, которых требует развивающаяся цивилизация.
Глава 1. Суперборьба
Наша цивилизация входит и нашу жизнь, но слепой человек всюду старается подавить ее. О на при носит с собой новые семейные отношения, изменения в стиле работы, в любви, в жизни, новую экономику, новые политические конфликты и, кроме того, изменения в сознании. Человечество стоит перед гигантским прыжком вперед. Оно оказалось перед лицом глубочайших социальных переворотов и творческого переустройства всей эпохи. Мы неосознанно начали строительство новой цивилизации с самого ее основания. Это и есть смысл Третьей Волны.
До сих пор человечество пережило две великие Волны перемен, каждая из которых практически уничтожала предыдущие культуры или цивилизации и создавала условия жизни, немыслимые для тех, кто жил раньше. Первая Волна перемен - аграрная революция - заняла целое тысячелетие. Вторая Волна - становление индустриальной цивилизации - по меньшей мере, три столетия. В последнее время темпы развития истории сильно возросли, и похоже, что Третья Вол на закончится через несколько десятилетий. Тем из нас, кому случится разделить с планетой этот переломный момент, в дальнейшем предстоит почувствовать влияние Третьей Волны на собственных судьбах.
Третья Волна принесла с собой совершенно новый стиль жизни, основанный на возобновляемых энергетических источниках, на методах производства, которые доказали несовременность большинства производственных линий, на новом общественном институте, который можно назвать "электронный коттедж", и на радикально измененных школах и корпорациях будущего. Приходящая цивилизация готовит для нас новый кодекс поведения и уводит нас от стандартизации, синхронизации и централизации, от концентрации энергии, денег и сил. Новая цивилизация имеет с вое специфическое миро воззрение, свои способы контакта со временем, пространством, логикой и причинно-следственными связям и, а также собственные принципы у правления будущим.
Революционные предпосылки
Сегодня воображением люд ей владеют два противоположных друг другу образа будущего. Большинство людей если и задумывается о будущем, то предполагают, что мир, который они знают, будет вечен. Им трудно даже представить образ жизни, отличный от их собственного. Конечно, он и признают, что все меняется, но полагают, что сегодняшние перемены не затронут привычный им образ жизни, а с экономикой и политической структурой ничего не произойдет. Он и уверенно ожидают будущего - для них это продолжение настоящего.
События последнего времени серьезно пошатнули это самоуверенное представление о будущем. Распространяется более пессимистический взгляд. Многие люди, привыкшие к постоянному набору плохих новостей, фильмов ужасов и кошмаров, окончательно решили, что у сегодняшнего общества нет будущего. Для них события Армагеддона могут повториться в любую минуту. Земля решительно движется к финальному катаклизму.
Наше предположение основано на том, что мы называем "революционными предпосылками". Они исходят из того, что, даже если последующие десятилетия будут полны переворотов и бес порядков, даже если насилие получит широкое распространение, мы все-таки не уничтожим сам и себя. Они предполагают, что перемены, которые мы сейчас переживаем, являются не хаотичными или случайными, а фактически складываются в точную и ясную мод ель. О ни основаны на том, что эти перемены приближают нас к полному изменению образа жизни, стиля работы, правил игры и самого мышления и что нормальное и желаемое будущее возможно. Из предпосылок следует, что все то, что сейчас происходит - не что иное, как глобальная революция, гигантский скачок.
С другой стороны, наше предположение исходит из гипотезы, что мы - последнее поколение старой цивилизации и первое поколение новой. Таким образом, большую часть наших личных проблем, боли и неопределенности можно прямо отнести к конфликту, происходящему внутри нас и внутри политических учреждений, к конфликту между умирающей цивилизацией Второй Волны и возникающей цивилизацией Третьей Волны, которая уже нагрянула, чтобы занять свое место.
Когда мы, наконец, поймем это, многие события, казавшиеся нам ранее бессмысленными, станут вдруг понятными. Обширные модели перемен начнут отчетливо выявляться. Выживание вновь окажется возможным и правдоподобным. Словом, революционные предпосылки освобождают наш ум и волю.
Основная идея
Один из новых получивших широкое распространение подходов может быть назван анализом социальных течений. Этот подход рассматривает историю как последовательность волн, несущих перемены, и ставит вопрос о главной идее каждой из волн. Он фокусирует наше внимание не столько на самом течении истории (как бы важно это не было), сколько на переломных моментах и нововведениях. Этот подход определяет возникновение моделей основных изменений с позиции наших возможностей воздействия на них.
Подход исходит из простой идеи о том, что подъем сельского хозяйства явился первым поворотным пунктом в социальном развитии общества, а следующим стала индустриальная революция. Он рассматривает каждый из этих моментов не как отдельное событие, а как поток перемен, .движущийся с определенной скоростью. До Первой Волны, принесшей изменения, большинство людей жило в маленьких, зачастую мигрирующих группах, питаясь растительной пищей и рыбой, занимаясь охотой и скотоводством. В то же время, примерно десять тысячелетий назад, началась и медленно распространилась но всей планете сельскохозяйственная революция, создавшая поселения, деревни, возделываемые земли и новый образ жизни.