Файл: Социология семьи М, 1996.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 1007

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Например, в России в 1991 г. для четверти как мужчин, так и женщин, вступивших в брак, этот брак был повторным, причем из общего числа вступивших в повторный брак мужчин 88% сделали это после развода (для женщин аналогичная доля равняется 83%). Еще выше доля вступающих в повторный брак в Москве: в том же 1991 г. брак был повторным для 36,4% мужчин и для 32,1% жен­щин, причем на долю послеразводных приходилось 90% повторных браков мужчин и 88% повторных браков женщин2. Аналогичные данные можно привести и по США. В этой стране в середине 80-х гг. около 46% всех заключаемых браков были повторными по крайней мере для одного партнера3.

Во втором отношении, то есть в том, что касается степени свободы индивидуального выбора, между различными обществами также су­ществуют большие отличия. В некоторых культурах, а в прошлом практически повсюду преобладают браки, организуемые родителями или другими родственниками, под чьей опекой находятся молодые люди. В других доминирует "свободный" выбор, когда основными его "агентами" являются сами вступающие в брак. Однако в любом случае вступление в брак, выбор брачного партнера не являются произвольными. Они подчиняются действию определенных факторов культурного, социального, психологического и даже отчасти соци­ально-биологического характера, к краткому рассмотрению которых мы переходим.

Факторы брачного выбора. Наиболее широкими и одновременно действующими наиболее мощным образом являются культурологи­ческие факторы.

Важнейшим из них является так называемое правило эндогамии-экзогамии. Этот термин обычно применяется в этнологии для описа­ния того, как происходит брачный выбор между родами одного пле­мени. Его функциональная роль состоит в ограничении поля возмож­ных выборов брачного партнера, в исключении из него тех, кто не может быть брачным партнером.

В социологии семьи для характеристики процесса брачного отбора в современных условиях употребление этого термина может быть, разумеется, только условным и весьма ограниченным. При этом правило эндогамии следует понимать как предписание (принужде­ние) выбирать себе брачного партнера из своей собственной этнической группы, но из разных кланов (если они есть). Правило же изогамии запрещает брак внутри собственной семейной группы, то

151

есть направлено на предотвращение браков между близкими родственниками.

Правило эндогамии, или, как его еще называют, эндогамное давление, действует сильно и жестко, когда речь идет об этнической или расовой принадлежности.


Данные как демографической статистики, так и социологических исследований наглядно подтверждают это.

Бели рассматривать долю лиц, вступивших в брак с представителями другой национальности, среди всех вступивших в брак как выражение действия правила эндогамии, то получим, например, следующую картину. В 1989 г. в бывшем СССР среди основных национальностей тогдашних союзных республик доля лиц, вступивших в брак с представителями других национальностей, составляла (в общем числе браков): среди русских — 16.1% у мужчин и 17.7% у женщин; среди украинцев — 32.4% и 32.1%; среди белорусов -38.5% и 37.2%; среди узбеков — 6.5% и 5.2%; среди казахов -7.3% и 7.3%; среди грузин — 16.5% и 8.8%; среди азербайджанцев — 12.1% и 4.7%; среди литовцев — 11.5% и 12.0%; среди молдаван — 27.9% и 29.0%; среди латышей — 24.7% и 23.6%; среди киргизов — 6.1% и 5.8%; среди таджиков — 13.5% и 11.2%; среди армян — 21.5% и 14.0%; среди туркменов — 8.2% и 4.0%; среди эстонцев — 14.7% и 14.8%4.

Аналогичная ситуация наблюдается и в США. Правда, в этой стране основным избирательным признаком действия правила эндогамии является не этническая, а расовая принадлежность. В 1990 г. из более чем 50 млн брачных пар только 1,8% являлись межрасовыми, причем доля "черно-белых" пар, то есть браков между белыми и афро-американцами, не достигала и полупроцента5.

Правило эндогамии, впрочем, не универсально. В современных культурах, в которых его действие вообще является более слабым, оно к тому же практически снимается в случаях, если вступающему в брак более 30 лет, или если брак — повторный. В крупных городах правило эндогамии практически не действует. Его действие также резко ослабевает на территориях со смешанным по этническому составу населением, где контакты и общение между представителями различных национальностей являются более частыми и интенсивными.

Правило экзогамии, в противоположность правилу эндогамии, обладает универсальным и жестким действием, подкрепляясь в ряде случаев правовыми нормами, прямо запрещающими брак внутри одного клана. Хорошо известное всем табу инцеста является ярким примером социокультурного запрета, редуцирующего действие пра

152

вила экзогамии применительно к близким родственникам и не допу­скающего браков между родителями и детьми, братьями и сестрами, кузенами и кузинами.

К социологическим факторам брачного выбора относятся гомога­мия и близость (соседство).

Термин "гомогамия" обычно употребляется для обозначения тен­денции заключения браков между людьми, обладающими некоторы­ми общими или сходными характеристиками — социальными, психо­логическими, физическими и т. д. Противоположная тенденция обоз­начается термином гетерогамия6. Вероятность того, что у людей возникнет взаимная симпатия и притяжение друг к другу и что они вступят в брак выше в том случае, если они похожи друг на друга в том или другом отношении.


Обратите внимание, что понятия эндогамия и гомогамия зача­стую сближаются. Однако между ними есть разница, которая заклю­чается в том, что перенесенный в социологию семьи термин эндога­мия обозначает, по сути, некое социокультурное принуждение, за­ставляющее индивида действовать в брачном выборе определенным образом.

Термин же "гомогамия" (соответственно и гетерогамия) является чисто социологическим (хотя им также пользуются и этнологи), означающим, что браки между индивидами со сходными индивиду­альными характеристиками являются более вероятными, чем браки между индивидами, чьи характеристики сильно отличаются друг от друга. Это различие необходимо иметь в виду.

Социологические теории, рассматривающие гомогамию как один из основных факторов выбора брачного партнера, утверждают, что важнейшими характеристиками в этом отношении являются: воз­раст, этническая принадлежность, социальный статус, образование, уровень интеллекта, внешность и... совместимость внутренних ча­сов7. При этом наибольшей является роль возраста, этнической принадлежности и образования. О роли этнической принадлежности речь шла выше. Добавим только, что, помимо действия правила эндогамии, в том, что касается этнической принадлежности, дейст­вуют и чисто социологические факторы, прежде всего степень этни­ческой однородности той или другой территории.

Роль возраста в брачном отборе подтверждается многочислен­ными статистическими и социологическими данными. При этом роль возраста несколько специфична, поскольку в этом случае более вероятным является не совпадение (равенство) возрастов партнеров, а небольшое превышение возраста партнера мужского пола.

153

Например, в 1993 г. в Российской Федерации было заключено 1 106 723 брака. Из них браки, в которых невеста была старше жениха, составляли 11%. Браки, в которых жених и невеста имели одинаковый возраст (точнее говоря, их возраст находился в одном и том же пятилетнем возрастном интервале), — 40%. И, наконец, браки, в которых жених был старше невесты, — 49%. При этом почти две трети таких браков составляли те, в которых возраст жениха был на один пятилетний интервал больше, чем возраст не­весты8.

Аналогичные данные дают и социолого-демографические исследо­вания. Например, в проведенном нами исследовании репродуктивно­го поведения двухдетных московских семей "Москва—1978" было получено следующее совместное распределение возраста респонден-ток и их мужей на момент вступления в брак (табл. 7—1)9.


Таблица 7 - 1

Возраст муха и жены в двухдетных московских семьях

на момент вступления в брак.

"Москва-1978", %

antonov 8 2

В целом по данным этого исследования, в 42% семей возраст мужей и жен находился в одном и том же возрастном интервале, в 52 % семей муж был старше жены и в 4% — жена старше мужа. Как и в вышеприведенных статистических данных, в двухдетных семьях наиболее предпочтительной была разница в возрасте супругов в один пятилетний интервал10.

Аналогична ситуация и в других странах, например, в США, где, по словам американских исследователей В.М.Кепхарта и Д.Едлички, в культуре глубоко укоренилось предпочтение женщинами мужчин более старшего возраста и, наоборот, предпочтение мужчинами бо­лее молодых женщин. В глазах мужчин возраст ассоциируется с большей женской привлекательностью в юности, а в глазах женщин с более высоким статусом мужчин в более старших возрастах11.

154

Роль образования как фактора брачного отбора столь же велика, Американский исследователь Брюс Экланд, говоря о роли образова­ния в брачном отборе, указывал на то, что, по его мнению, "поло­вину сходства социальной принадлежности в браке обеспечивает ас-сортативная брачность по образованию"12.

То же самое можно сказать и о других характеристиках лично­сти. Поэтому вероятность вступления в предбрачные, а затем и в брачные отношения у людей с одинаковым или близким образо­ванием выше. Это можно проиллюстрировать на примере расчета так называемого коэффициента брачной ассоциации по образованию для всех браков, заключенных в Российской Федерации в 1989 г. (табл. 7—2). Коэффициент брачной ассоциации по образованию по­казывает, во сколько раз та или иная комбинация уровней образова­ния мужей и жен имеет большую (если его величина больше 1) или меньшую (в противоположном случае) вероятность по сравнению с ситуацией, когда все потенциальные женихи и невесты имеют рав­ные шансы вступить в брак друг с другом.

Таблица 72

Коэффициенты ассоциации браков по образованию. Россия, 1989

antonov 8 2

Как видно из табл. 7—2, для мужчины с любым уровнем образования максимальной является вероятность вступить в брак с женщи-

155

ной, имеющей тот же самый уровень образования (выделенные полужирным шрифтом значения, расположенные на главной диагонали таблицы). Наоборот, чем дальше уровень потенциальной невесты от уровня образования жениха, тем меньше вероятность того, что они "найдут" друг друга и вступят в брак. Приведенные в таблице данные исключительно ярко характеризуют действие фактора гомогамии. В целом по России в 1989 г. около половины всех браков составляли браки, в которых муж и жена имели одинаковый уровень образования13.


Поскольку уровень образования тесно коррелирует с социальным статусом (принадлежностью), постольку образовательная гомогамия одновременно означает и статусную гомогамию, когда партнеры принадлежат к одной и той же (или близким) социальным группам. Кроме того, весьма велика вероятность того, что эти партнеры окажутся схожими друг с другом и в том, что касается их ценностей, убеждений, отношения к различным сторонам жизни, как и в том, что касается их (или их родителей) дохода, профессии и т.д.

В целом, если брать эти три характеристики (возраст, образование и социальное происхождение), то в процессе брачного выбора действует довольно заметная тенденция предпочтения мужчинами более молодых женщин с относительно меньшим образованием, принадлежащих к относительно более низкой социальной группе и противоположная тенденция для женщин. Эта тенденция называется брачный градиент.

В обществах с сильно дифференцированной социальной структурой (там, где речь идет о стратах, а не классах в традиционном нашем понимании) брачный градиент может вызывать "переизбыток незамужних женщин старших возрастов, блестяще образованных, профессионально занятых"14, не имеющих возможности найти «себе брачного партнера из-за завышенных притязаний относительно статуса и образования. Подобное, впрочем, можно наблюдать у нас, когда многие высокообразованные женщины вынуждены оставаться одинокими из-за того, что не могут найти себе "подходящего" жениха. Отсюда, кстати, вытекает и существование "второго пика" внебрачной рождаемости: потеряв надежду выйти замуж такие женщины "сознательно" выбирают дорогу одинокого материнства.

Правило гомогамии действует и в отношении некоторых других личностных характеристик. Среди них чаще всего называют ум (интеллект), физическую привлекательность и даже, как уже говорилось выше, совместимость внутренних часов или сходство биологи

156

I

ческих ритмов партнеров (говоря проще, "жаворонки" предпочитают "жаворонков", а "совы" — "сов"15, а также брачный статус и цен-ностные ориентации, включая политические взгляды, религиозные убеждения и т. д.

Если сходство в ценностных ориентациях вытекает из образова­тельной и статусной гомогамии, то относительно брачного состояния можно сказать следующее. Согласно данным американских авторов, "никогда не состоявшие в браке предпочитают выбирать также ни­когда не состоявших в браке, разведенные — разведенных, а вдо­вые — вдовых"16.