Файл: Социология семьи М, 1996.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 1014

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 9

РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Под репродуктивным поведением понимается система действий и отношений, опосредующих рождение определенного числа детей в семье (а также вне брака). Специфика социологического изуче­ния рождаемости, собственная и уникальная ниша социологии семьи в этом изучении заключается в том, что внимание социолога направ­лено на анализ репродуктивного поведения миллионов семей и инди­видов, отдельные события в жизни которых, связанные с рождением детей, сливаются, интегрируются в процесс рождаемости, на уровне населения изучаемый демографией.

Уровень рождаемости, складывающийся на той или иной тер­ритории (стране, регионе, континенте, земном шаре) в тот или иной период времени и измеряемый хорошо известными в демогра­фии показателями (общий и суммарный коэффициент рождаемости, специальный коэффициент рождаемости и др.), является функцией двух переменных. Одна из них — это демографическая структура, т.е. распределение населения по полу и возрасту, брачному состоя­нию и другим параметрам. Другая — репродуктивное поведение, выражением которого в демографии является среднее число детей в семье или среднее число детей, рожденное женщиной за всю ее жизнь.

Как и всякое человеческое поведение, репродуктивное поведение ограничено определенными рамками, задающими нижний и верхний пределы его действия, пределы вмешательства человека в естествен­ный цикл деторождения. Эти рамки заданы, с одной стороны, физи­ологически, характеризуя исторически конкретный потенциал рож­даемости, максимально возможное число детей, которое может ро-

201

дить женщина в течение своей жизни в заданных условиях (де­мографические структуры, состояние здоровья, прежде всего репро­дуктивного, уровень смертности и т.д.). С другой стороны, эти рам­ки заданы системой социального контроля, определяющего, в какой конкретно степени будет реализован этот социально-биологический потенциал рождаемости, какое конкретно число детей будет рождено женщиной.

Понятие репродуктивного поведения имеет отношение к этой последней, к системе социального контроля. Именно оно опреде­ляет, сколько детей и через какой период времени будет иметь семья. Однако, поскольку репродуктивное поведение может раз­вертываться только в пределах биологического потенциала рождае­мости, необходимо предварительно ввести несколько понятий, ха­рактеризующих эту физиологическую основу репродуктивного по­ведения.


Под плодовитостью в современной демографии и социологии семьи понимается биологическая способность женщины, мужчи­ны, брачной пары к зачатию и рождению живых детей. Плодо­витость как способность к деторождению следует отличать от фак­тического деторождения, характеристикой которого является число рожденных детей. Теоретически возможный диапазон плодовито­сти весьма широк: она варьирует от бесплодия до 35 рождений в одноплодных родах. Однако реально считается, что средняя видо­вая плодовитость человека не превышает 15-16 рождений за всю жизнь.

Термин бесплодие означает неспособность зрелого организма вос­производить потомство, или просто неспособность к рождению. Обычно бесплодным считается брак (брачный союз), в котором в течение трех лет и при условии неприменения контрацепции не происходит рождения ребенка либо из-за отсутствия зачатий, либо из-за того, что беременности заканчиваются или самопроизвольным абортом или рождением мертвого ребенка.

В первом случае при условии нормальной половой жизни гово­рят о стерильности, то есть о неспособности к зачатию. При этом различают стерильность постоянную (в старших возрастах, после достижения менопаузы), в репродуктивном периоде (как следствие заболевания или операции стерилизации) и временную (в период беременности, послеродовая или послеабортная аменоррея как ре­зультат применения контрацепции); естественную (вызванную нор­мальными физиологическими причинами: возрастом, беременностью, кормлением грудью, аменорреей и пр.) и искусственную (контрацеп-

202

тивную), а также патологическую (из-за болезней и травм); абсо­лютную (с нулевыми шансами на зачатие) и относительную (при сохранении некоторой вероятности зачатия).

Бесплодие является одним из факторов инфертильности, т.е. отсутствия рождений. Инфертильность может быть также результа­том искусственного прерывания беременности, а также полного от­сутствия сексуальных отношений на протяжении или всего репро­дуктивного периода, или какой-то его части (из-за отсутствия брака, длительного разделения супругов или абстиненции).

Инфертильность вместе с возможной младенческой и детской смертностью является причиной бездетности, т.е. отсутствия детей в семье1.

Понятие плодовитости, задавая физиологические рамки рождае­мости, очерчивает одновременно и диапазон действия репродуктив­ного поведения, исключительным результатом которого является то, что среднее фактическое число детей в семье оказывается существен­но отличным от возможного.


В социологическом изучении репродуктивного поведения важную роль играют понятия репродуктивного цикла и репродуктивного про­цесса человека.

Под репродуктивным процессом понимается определенная по­следовательность репродуктивных событий на протяжении всей жизни индивида или семьи, связанных с рождением детей и яв­ляющихся результатом совместного действия биологических (фи­зиологических) факторов рождаемости и социального контроля ре­продуктивного поведения. Понятие репродуктивного процесса отра­жает эмпирически наблюдаемую и фиксируемую (статистически или социологически) последовательность событий репродуктивного цикла.

Репродуктивный цикл — повторяющаяся последовательность ос­новных репродуктивных событий (coitus, зачатие, роды).

Репродуктивный процесс человека состоит из большого числа по­вторяющихся репродуктивных циклов. Важной характеристикой ре­продуктивного цикла является его полнота: цикл является полным, если содержит все свои основные события, т.е. полную последова­тельность "coitus — зачатие — роды". Выпадение одного из них делает цикл неполным. Это возможно как в силу "естественных", физиологических причин, так и вследствие "сознательного" вмеша­тельства в "естественный" ход событий, т.е. в случае добровольной или вынужденной абстиненции, применения контрацепции или ис­кусственного прерывания беременности.

203

Схема 9—1 СХЕМА РЕПРОДУКТИВНОГО ПРОЦЕССА ЧЕЛОВЕКА

antonov 91 5

204

Схема 9—2 СХЕМА РЕПРОДУКТИВНОГО ЦИКЛА ЧЕЛОВЕКА

antonov 91 5

АЛ — абстинентное поведение НАЛ — неприменение АП

ПК — применение контрацепции НК — неприменение контра­цепции

ИА — искусственный аборт НИА — неприменение ИА

СА — спонтанный аборт С — стерильность (неконт-

рацептивная)

полный цикл при неудовлетворенной потребности в детях

неполный цикл при удовлетворенной потребности в детях

неполный цикл из-за физиологических причин

Многодетность и малодетность как качественно различные типы репродуктивного поведения отличаются друг от друга в частности и тем, что в условиях многодетности, особенно экстремально-традици­онной, когда потребность в детях остается неудовлетворенной на протяжении всей жизни, полнота репродуктивного цикла может на­рушаться только действием физиологических причин, т.е. нарушени­ями плодовитости.


В условиях малодетности полный цикл, напротив, возможен толь­ко в отдельные периоды формирования семьи, когда супруги еще не удовлетворили свою потребность в детях. В оставшуюся часть репро­дуктивного периода, когда потребность в детях удовлетворена, цикл является неполным, а его длительность зависит от ориентации суп­ругов на применение контрацепции или искусственных абортов, а также от эффективности применения контрацепции. Неэффективная контрацепция (т.н. "контрацептивные осечки") может удлинять ре­продуктивный цикл, вынуждая супругов прерывать "неожидаемые" или "несвоевременные" беременности.

205

Структура индивидуального репродуктивного поведения. Соци­ологический анализ репродуктивного поведения предполагает в ка­честве одного из первых шагов рассмотрение структуры (внутреннего устройства) репродуктивного поведения, безотносительно к его кон­кретным историческим типам и особенностям.

Сама по себе постановка вопроса о репродуктивном поведении и его структуре является исторически недавним делом. Практически до 70-х гг. изучение рождаемости в рамках демографии обходилось без всякого упоминания или использования понятия "поведение", то есть без применения методов социологии и социальной психологии. В демографии господствовал так называемый "факторный подход", когда значения тех или иных социально-экономических факторов непосредственно сопоставлялись с показателями рождаемости. Лишь в середине 50-х гг. начался отход этого "постулата непосредственно­сти" и введение в анализ так называемых "промежуточных перемен­ных", или "непосредственных детерминант" рождаемости, опосреду­ющих действие на нее социально-экономических, или базисных фак­торов.

Исторически первой в этом плане была опубликованная в 1956 г. работа американских социологов и демографов К.Дэвиса и Джудит Блейк "Социальная структура и рождаемость: аналитическая схе­ма"2, в которой была предложена модель "промежуточных пере­менных", объединенных в три блока, соответствующих различным стадиям репродуктивного процесса. По мысли Дэвиса и Блейк, про­межуточные переменные рождаемости — это варьирующие призна­ки, "... через которые должны действовать социальные факторы, оказывающие влияние на уровень фертильности"3. Модель проме­жуточных переменных Дэвиса и Блейк является вариантом демостатистического описания репродуктивного процесса, представляющего собой перечень "варьирующих признаков", то есть событий, связан­ных с формированием и распадом брачных союзов и с половой жиз­нью в их рамках (первый блок "промежуточных переменных"); со­бытий, связанных с зачатиями или их отсутствием (второй блок переменных); событий, связанных с беременностями и их исходами (третий блок переменных).


Все "промежуточные переменные" этой модели суть совокупность внешних фактов (событий) репродуктивного процесса; внутренние же, субъективные факты, интенции и мотивации поступков вынесе­ны за скобки или в лучшем случае присутствуют в модели в неявном виде как "неестественные" ("преднамеренные") признаки, подвласт­ные человеческой воле4.

206

Схема промежуточных переменных рождаемости (по Кингсли Дэвису и Джудит Блейк)

I. Факторы, влияющие на половую жизнь ("варьирующие признаки половой жизни").

А. Факторы, регулирующие формирование и распад брачных союзов в фертильный период жизни.

1. Возраст начала половой жизни.

2. Постоянное безбрачие: количество женщин, ни­когда не вступавших в половую связь.

3. Продолжительность фертильного периода жиз­ни после брачного союза или между брачными союзами:

а) брачные союзы, нарушенные в результа­те развода, разлучения или оставления семьи;

б) брачные союзы, нарушенные в результа­те смерти мужа.

Б. Факторы, определяющие половую жизнь в рамках брачных союзов.

1. Добровольное воздержание.

2. Недобровольное воздержание.

3. Частотность половых сношений.

II. Факторы, влияющие на зачатия ("варьирующие призна­ки зачатия").

A. Плодовитость или бесплодие, вызванные естествен­ными причинами.

Б. Применение или неприменение противозачаточных

средств:

а) механических и химических;

б) прочих.

B. Плодовитость или бесплодие, вызванные неестест­венными причинами (стерилизация, медицинское лечение, надрезы и т.д.).

II(.Факторы, определяющие беременность и успешные роды ("варьирующие признаки беременности"). А. Внутриутробная смерть по естественным причинам. Б. Внутриутробная смерть по неестественным при­чинам.

207

Davis К., Blake J. Social Structure and Fertility: An Analitic Framework // Economic Development and Cultural Change. 1956. V. 4. Цит. по: Детерминанты и последствия демографических тенденций. Новое краткое изложение результатов исследований о взаимодействии демогра­фических, экономических и социальных факторов. Том I. Часть вторая. ООН. Нью-Йорк. 1973. С. 210-211.

Между тем почти все эти "варьирующие признаки" варьируют именно в результате соответствующего репродуктивного поведения человека, который не просто "реагирует" в духе бихевиоризма на внешние стимулы, а действует, преследуя свои собственные цели, подчиняясь своим интересам и потребностям, которые он, разумеет­ся, определенным образом корректирует, изменяет в соответствии с реальными условиями его жизни. Несмотря на свои недостатки, мо­дель промежуточных переменных рождаемости сыграла в изучении рождаемости и репродуктивного поведения выдающуюся роль, став отправной точкой в создании других концепций и моделей, в том числе и поведенческих.