ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2024
Просмотров: 1009
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 7. Брачное поведение............... 150
Глава 8. Сексуальное поведение............. 171
Глава 9. Репродуктивное поведение........... 201
Глава 10. Семейная политика.............. 242
Глава 11. Социальная поддержка семей.......... 263
34. По последним данным, в России зафиксировано легальных ежегодных искусственных абортов около.
35. Какой из противозачаточных методов снижает практически до нуля вероятность зачатия?
37. Гомоксексуальные и длительное время бездетные пары не могут быть семьями.
Ключевые термины:
семейные изменения, семейная дезорганизация, кризис семьи, социальные проблемы семьи, семейная политика, социальная защита, социальная поддержка семей, семейная социальная работа.
261
Примечания
1 См.: Вишневский А.Г. Демографическая революция. М., 1976; Он же. Воспроизводство населения и общество. М., 1982; Он же. Эволюция семьи в СССР и принципы семейной политики //^ Семья и семейная политика (Демография и социология). М., 1991. С. 16-33.
2 Вишневский А.Г. Эволюция семьи в СССР и принципы семейной политики. С. 16
3 Там же. Несколько ниже, однако, А.Г. Вишневский обосновывает необходимость семейной политики тем, что она нужна, "чтобы преодолеть разлад между меняющимися сущностными чертами семьи и не поспевающими за этими переменами условиями жизни, социальными нормами и институтами" (Там же. С. 25).
4 Демографические перспективы России. М., 1993. С. 54.
5 Население России. Ежегодный демографический доклад. М., 1993. С. 83
6 Волков А.Г. Семья — объект демографии. М., 1986. С. 251
7 Демографические перспективы России. М., 1993. С. 54
8 Вишневский А. Г. Эволюция семьи в СССР и принципы семейной политики. С. 28.
9 Там же.
10 Там же. С. 30, 32-34.
1' Эти вопросы подробно рассматриваются в главе 11.
Глава 11
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ
Семейная политика, как было показано в предшествующих главах, имеет своей целью укрепление семьи как социального института. Эта цель носит фундаментальный, долговременный характер.
Однако возродить и укрепить семью как социальный институт возможно, лишь помогая отдельным, конкретным семьям решать их жизненные проблемы, оказывая им поддержку в их усилиях справиться с неизбежно возникающими в их жизни проблемными ситуациями. В этой главе речь как раз и пойдет о том, как общество, государство могут' помочь семьям преодолеть те или иные трудности, с которыми они могут встретиться на своем жизненном
262
пути. Эта сторона деятельности общества, государства описывается понятиями "социальная поддержка семей", "социальная работа с
семьями".
Социальная поддержка семей — это часть (форма) семейной политики, целью которой является оказание помощи семьям в преодолении разного рода стрессовых ситуаций, в решении проблем, возникающих в их жизни, с которыми семьи не в состоянии справиться сами, за счет своих внутренних ресурсов.
Социальная же работа с семьями — это деятельность, которая реализует эту социальную поддержку.
На всем протяжении своей жизни семья может столкнуться и неизбежно сталкивается с самыми разнообразными проблемами, может оказаться и неизбежно оказывается в тех или иных ситуациях, порождающих напряжения, стрессы и оказывающих то или иное, положительное или отрицательное воздействие на семью и на ее судьбу.
Эти проблемы и кризисы имеют различную природу и происхождение.
Часть из них связана с прохождением семьи через различные стадии жизненного цикла, с теми обычными, естественными событиями, которые происходят в семьях и которые отграничивают одну стадию жизненного цикла от другой. Любое "нормальное", "естественное" событие в жизни семьи (вступление в брак, рождение ребенка, поступление ребенка в школу, чья-то смерть или болезнь и т.д.), изменения в семье или ее структуре, вызываемые этими событиями, с неизбежностью порождают в семьях те или иные проблемные ситуации, кризисы, требуют от семьи принятия соответствующих решений, мобилизации для этого необходимых ресурсов.
Для характеристики таких проблемных ситуаций, порождаемых саморазвитием семьи, переходом с одной стадии ее жизненного цикла на другую, американская исследовательница Рона Рапопорт в 1963 г. ввела понятие "нормативного стресса", или "нормального кризиса" 1. Она отмечала, что в нормальном рарзвитии семьи существуют некие моменты, названные ею "точками необратимости" ("Points-of-no-return"), которые являются границами между стадиями жизненного цикла и которые имеют критическое значение для развития семьи в том смысле, что они ведут или к разрешению кризиса и развитию, или к семейной дезадаптации и последующему разрушению семьи. По мнению Р. Рапопорт, "способ, которым разрешается и купируется этот нормальный кризис, определяет и его результаты, идет ли речь о душевном здоровье ин-
263
дивидов, или о сплоченности семьи и семейных взаимоотношениях"2.
Необходимо подчеркнуть, что эти нормативные кризисы жизненного цикла связаны с изменением семейной структуры — как внутренней, характеризующей численность и состав семьи, а также взаимоотношения ее членов (ролевая структура, структура власти, структура интеракций и др.), так и внешней, характеризующей взаимодействие семьи как целого и ее отдельных членов с окружающей социальной средой (родственниками, друзьями, соседями, социальными институтами и организациями и т.д.). В эти моменты семья как бы утрачивает адекватность и оказывается перед необходимостью новой самоидентификации себя как целостности, смены старой модели семейной организации на новую. Причем "новое равновесие должно установиться в семье в пределах ее возможностей"3.
Другие проблемы и кризисы, с которыми приходится сталкиваться семье, порождаются не ее собственным развитием, а или случайными по отношению к нему семейными событиями типа болезни, преждевременной смерти, длительной разлуки, развода, потери работы, тюремного заключения, которые могут произойти в семье, или "внесемейными стрессорами внешней среды, которые семья не в состоянии контролировать"4 (стихийные бедствия, политические и экономические кризисы, инфляция, безработица, военные действия и т.д. и т.п.).
Таблица 11—1 antonov 93 10
Иллюстративный пример
нормативных структурных
семейных кризисов5
Типы
структурных изменений
в ходе жизненного
цикла семьи
Структурные стрессоры, определяющие
физическое или психологическое членство
в семейной системе
Образование брачной пары
— обретение супруга
— обретение свойственников
— перестройка отношений с ориентационной семьей
— инкорпорация новых или исключение старых друзей
264
Продолжение табл. 11—/
Типы
структурных изменений
в ходе жизненного
цикла семьи
Структурные стрессоры, определяющие
физическое или психологическое членство
в семейной системе
Рождение первого — обретение нового члена семьи ребенка — возможный уход из мира внесемейной
работы
— если так, потеря коллег по работе и т.д.
Дети впервые идут в — отделение ребенка из семейной системы школу в мир школы
— обретение учителя, друзей и приятелей ребенка или принятие их как части его мира
Связанное с работой — флуктуирующее обретение/отделение, присутствие/отсут- связанное с внесемейными ролями, — во-ствие родителей или енная служба, рутинное отсутствие в супругов в семье связи с исполнением служебных обязан-
ностей и т.д. Стресс как результат повторяющихся уходов и возвращений. Сюда относятся такие изменения, как возвращение матери на учебу или работу, выход отца на пенсию и его постоянное пребывание в доме
Подросток покидает — отделение подростка от семейной систе-дом мы в мир его друзей, учебы или работы
— обретение приятелей и близких друзей подростка (того же или противоположного пола)
Появление в семье — обретение других потомков в семейную неродных детей систему: сводные дети, внуки, другие не-
родные дети
Утрата супруга — отделение супруга из брачной пары, рас-(смерть, развод пад брачной пары. В случае развода пара
и т.п.) может продолжать функционировать на
другом уровне, напр., как сородительство, и т.д.
265
Продолжение табл. 11—1 antonov 93 11
Типы
Структурные стрессоры, определяющие структурных изменении ,
физическое или психологическое членство в ходе жизненного „
в семейной системе цикла семьи
Потеря родителя, — отделение детей от родителей (ребенок родителей может быть и взрослым)
Образование новой — обретение нового супруга пары — обретение новой сети свойственников
— перестройка отношений с ориентацион-ной семьей и прежними свойственниками, детьми от предыдущего брака и т.д.
— инкорпорация или исключение старых друзей, супругов и т.д. Старый супруг может оставаться в партнерских отношениях с членами новой семьи по поводу родительства
Невступление в — перестройка отношений с семьей ориен-брак тации
— в случае, если раньше состояли в браке, перестройка отношений со свойственниками
— обретение друзей, коллег, приятелей и т.д.
Эти внешние по отношению к развитию семьи события и порождаемые ими кризисы и проблемные ситуации тем не менее так же, как и нормативные стрессы, определенным образом структурируют семью, нарушают ее адекватность и целостность и вызывают необходимость их разрешения и мобилизации с этой целью соответствующих ресурсов. Как и в случае нормативного кризиса, семья должна измениться ради самосохранения и в интересах ее членов.
Однако многие семьи не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами и кризисами, не способны изменить себя ради сохранения своей целостности.
С точки зрения способности семьи решить возникающие перед ней нормативные и ненормативные кризисы все семьи могут быть разделены на три группы6:
— семьи, в которых система взаимодействий достаточно гибка, члены которых свободны в проявлении своих чувств и желаний, в которых все возникающие проблемы обсуждаются всеми членами
266
семьи, что дает возможность находить новые образцы отношений, адекватно изменять семейную структуру;
— семьи, в которых основная масса усилий направлена на поддержание согласия и единства перед внешним миром и в которых поэтому исключены любые индивидуальные разногласия, а упомянутое единство достигается как подчинение воли и желаний всех воле и желаниям одного (главы, лидера и т.п.);