ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.09.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
Всероссийский государственный
УНИВЕРСИТЕТ КИНЕМАТОГРАФИИ
имени С. А. ГЕРАСИМОВА
КАФЕДРА РУССКОГО И ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
К КУРСУ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК »
для студентов заочного отделения
направления подготовки «Драматургия»
Составитель:
Мещерикова А.Ю.
Москва
2011
Утверждено на заседании
кафедры русского и иностранных языков
« 30» сентября 2011г.
(протокол № 2)
зав. кафедрой Данилина И.В.
I. Методическая справка
Целью данного методического руководства является помощь студентам заочного отделения Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А.Герасимова в самостоятельном изучении учебной дисциплины «Русский язык» и успешном ее освоении. Методическое руководство содержит сведения о содержании курса учебной дисциплины «Русский язык», учебно-методической и справочной литературе, необходимой для изучения дисциплины, а также способах контроля и самоконтроля.
Курс учебной дисциплины «Русский язык» рассчитан на студентов, владеющих русским языком в объеме программы средней общеобразовательной школы и обладающих предусмотренной этой программой языковой компетенцией, является частью общей системы подготовки студентов к профессиональной коммуникации и создает основу для формирования общепрофессиональных компетенций.
В ходе освоения дисциплины студенты должны обобщить и расширить
полученные при освоении школьной программы знания по русскому языку;
сформировать навыки сознательного и ответственного отношения к речи;
осознать, что речевое поведение – важнейшая характеристика человека;
приобрести навыки выбора языковых средств разных уровней в соответствии
с жанрами речи; сформировать навыки критического отношения к своей речи
и к речи окружающих, умение оценивать качества речи в обиходной и
профессиональной сфере.
Студенты заочного отделения, успешно освоившие курс учебной
дисциплины «Русский язык », должны:
- иметь навыки осознанного соблюдения основных норм русского языка (орфоэпических, акцентологических, лексических, грамматических, стилистических);
- уметь варьировать выбор языковых средств в соответствии с ситуацией общения;
- уметь использовать различные словари для решения конкретных коммуникативных и познавательных задач;
- осознавать необходимость прогнозировать и учитывать последствия своей речи (устной и письменной) с учетом особенностей жанра речи, ситуации и адресата;
- уметь реализовывать правила диалогического общения;
- осознавать необходимость постоянного совершенствования своей речевой деятельности.
Методическое руководство содержит следующие разделы: «Методическая справка», «Содержание курса», «Форма итогового контроля», «Учебно-методическая и справочная литература», «Примерный перечень вопросов к экзамену /зачету», «Контрольные работы».
II. Содержание курса
Тема 1. История русского языка.
Происхождение русского языка.
Основные периоды в истории русского языка.
Реформы русского языка.
Тема 2. Язык и его свойства.
Язык как знаковая система.
Уровни языка. Функции языка.
Понятие о национальном языке.
Характеристика литературного языка, его устная и письменная формы. Признаки литературного языка.
Тема 3. Культура речи.
Определение понятия «культура речи». Соотношение понятий «язык», «речь», «культура речи».
Нормативный, коммуникативный, этический аспекты речи.
Коммуникативные качества речи. Точность речи. Понятность речи. Чистота речи. Богатство и разнообразие речи. Выразительность речи.
Тема 4. Нормы современного русского литературного языка.
Понятие литературной нормы.
Типы норм: императивные и диспозитивные. Варианты норм и их соотношение. Основные нормы литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические.
Орфоэпические нормы.
Особенности русского ударения и произношения.
Благозвучие речи.
Лексические нормы.
Лексическая сочетаемость и точность речи.
Стилистическое использование синонимов, антонимов, многозначных слов и омонимов.
Паронимия.
Лексика ограниченного употребления.
Морфологические нормы.
Имя существительное: род, число, падеж. Особенности склонения некоторых существенных и словосочетаний с ними. Правописание имен существительных. Имя прилагательное. Особенности полной и краткой форм прилагательных. Степени сравнения прилагательных, их стилистические особенности. Правописание имен прилагательных.
Глагол. Правописание суффиксов и окончаний глаголов.
Причастия. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.
Числительное. Особенности склонения числительных. Правописание числительных.
Синтаксические нормы.
Нормы согласования и управления.
Особенности употребления деепричастных оборотов.
Ошибки в употреблении однородных членов предложения.
Взаимодействие пунктуационной и синтаксической норм.
Знаки препинания в сложном прежложении.
Правила обособления.
Знаки препинания при однородных членах.
Отражение требований норм в справочной литературе. Типы словарей. Литературная норма в аспекте коммуникативной прагматики.
Тема 5. Речевой этикет.
Этические нормы речевой культуры.
Назначение речевого этикета.
Факторы, определяющие формирование речевого этикета.
Формулы речевого этикета: основные группы.
Типичные ситуации речевого этикета.
Обращение в русском речевом этикете.
Тема 6. Стилевое многообразие русского языка.
Официально-деловой стиль и сферы его применения.
Подстили официально-делового стиля. Жанры официально-делового стиля. Особенности деловой письменной речи.
Культура официальной переписки. Типы документов и правила их оформления. Требования к языку и стилю документов. Речевой этикет в документе.
Научный стиль и сферы его применения.
Подстили научного стиля. Жанры научного стиля.
Публицистический стиль и его подстили. Функциональные особенности и жанровое разнообразие.
Особенности устной публичной речи.
Особености языка СМИ.
Разговорный стиль и сферы его применения.
Подстили разговорного стиля.
Соотношение понятий «разговорный стиль», «разговорный язык», «кодифицированный язык».
Лингвистические особенности разговорной речи.
Понятие художественного стиля.
Элементы художественного стиля в разговорной и публицистической речи. Признаки, типы и формы художественной речи.
Особенности и различия стилей русского языка.
Взаимодействие стилей.
Тема 7. Культура речевого общения.
Понятие речевой деятельности.
Основные единицы речевого общения: речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие.
Составляющие речевой ситуации.
Организационные принципы речевой коммуникации.
Основные принципы ведения разговора.
Экстралингвистические факторы, влияющие на успешность речевого общения. Виды слушания.
Нравственные установки участников речевой коммуникации.
Доказательность и убедительность речи. Структура доказательств.
Логика речи.
Логические аргументы и психологические доводы.
Невербальные средства общения. Мимика. Виды жестов.
Интонация. Интонационные конструкции.
Акустические компоненты интонации.
Пауза, ее типы.
Тема 8. Мастерство публичного выступления.
Ораторское искусство.
Публичная речь, ее особенности.
Основные навыки оратора.
Контакт с аудиторией. Факторы, влияющие на установление контакта.
Приемы управления аудиторией.
Основные элементы речевой техники.
Подготовка к выступлению: основные этапы.
Этапы подготовки. Подбор материала, разработка плана, работа над композицией, написание текста.
Способы изложения материала в тексте (выступлении).
Источники подбора материалов для выступлений.
III. Форма итогового контроля
Студенты должны самостоятельно выполнить контрольные работы
(см. раздел 6) и представить их на проверку в установленные рабочим графиком сроки. В случае невыполнения работ, а также если за работы выставлены неудовлетворительные оценки, студент не допускается к сдаче зачета.
Итоговый контроль — зачет.
IV. Учебно-методическая и справочная литература
Основная литература
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - 27-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
Введенская Л. А. Культура и искусство речи. Ростов на Дону: Феникс, 1995г.
Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка – 3-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1989.
Граудина Л. К., Кочеткова Г. И. Русская риторика. — М.: Центрполиграф, 2001.
Голуб И. Б. Стилистика русского языка. — 3-е изд., испр. — М.: Рольф, 2001.