Файл: Русский язык Методичка для драматургов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.09.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. — М.: Норма, 2000.

7.Мучник Б. С. Культура письменной речи (формирование стилистического мышления). М: АД АСПЕКТ ПРЕСС, 1994г.

8. Кохтев Н. Н. Риторика. М.: Просвещение, 1994г.

9. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М., 1993.

10. Ожегов С.И. Орфографический словаь русского языка. М., 1998.

11.Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1997.

12. Розенталь Д.Э. Пунктуация и управление в русском языке. М.: Книга, 1988.

13. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация. М.: Оникс 21 век / Мир и Образование, 2003.

14. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. М.: Оникс 21 век / Мир и Образование, 2003.

15. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография. М.: Оникс 21 век / Мир и Образование, 2003.

16. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М.: Айрис Пресс, 2004.


Дополнительная литература

  1. Колесов В. В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. — СПб, 1998.

  2. Марченко О. И. Риторика как норма гуманитарной культуры. — М.: Наука, 1994.

  3. Стернин И. А. Практическая риторика. — М.: Академия, 2003.

  4. Пособие по научному стилю речи. Для вузов технического профиля / Под ред. И. Г. Проскуряковой. — М.: Флинта: Наука, 2004.

  5. Практикум по русскому языку и культуре речи: Нормы современного русского литературного языка / Под ред. И. Г. Проскуряковой. — М.: Флинта: Наука, 2004.

  6. Проскурякова И. Г., Кудряшова В. В., Егоренкова Н. А. и др. Культура речи.

Риторика. — СПб, 1998.

V. Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Происхождение и становление русского литературного языка.

  2. Язык как знаковая система. Уровни языка. Функции языка.

  3. Признаки литературного языка, условия становления.

  4. Определение понятия «культура речи».

  5. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речи.

  6. Коммуникативные качества. Точность речи. Понятность речи. Чистота речи. Богатство и разнообразие речи. Выразительность речи.

  7. Понятие литературной нормы. Типы языковой нормы. Императивная и диспозитивная норма.

  8. Типы словарей.

  9. Орфоэпические нормы . Особенности русского ударения.

  10. Правила и принципы русской акцентологии. Ударение в иноязычных словах. Смыслоразличительная функция ударения.

  11. Морфологические нормы.

  12. Определение рода несклоняемых существительных.

  13. Склонение имен собственных, числительных и местоимений.

  14. Правописание форм глагола. Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.

  15. Синтаксические нормы.

  16. Согласование сказуемого с подлежащим.

  17. Синтаксические функции обособленных конструкций. Правила обособления.

  18. Знаки препинания в сложном предложении.

  19. Знаки препинания при однородных членах.

  20. Лексические нормы. Лексическая сочетаемость и точность речи. Лексика ограниченного употребления.

  21. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, многозначные слова.

  22. Этические нормы речевой культуры.

  23. Назначение речевого этикета. Факторы, определяющие формирование речевого этикета.

  24. Обращение в русском речевом этикете.

  25. Научный, официально-деловой, публицистический и разговорный стили. Особенности и различия стилей.

  26. Официально-деловой стиль русского языка.

  27. Особенности деловой письменной речи.

  28. Научный стиль русского языка.

  29. Публицистический стиль русского языка.

  30. Особенности языка СМИ.

  31. Разговорный стиль и сферы его применения.

  32. Понятие художественного стиля.

  33. Понятие речевой деятельности. Основные единицы речевого общения. Составляющие речевой ситуации.

  34. Организационные принципы речевой коммуникации.

  35. Основные принципы ведения разговора.

  36. Экстралингвистические факторы, влияющие на успешность речевого общения. Виды слушания.

  37. Нравственные установки участников речевой коммуникации. Доказательность и убедительность речи. Структура доказательств.

  38. Логика речи. Логические аргументы и психологические доводы.

  39. Невербальные средства общения. Мимика. Виды жестов. Интонация.

  40. Интонация. Интонационные конструкции. Акустические компоненты интонации. Пауза, ее типы.

  41. Ораторское искусство. Публичная речь, ее особенности.

  42. Основные навыки оратора.

  43. Контакт с аудиторией. Факторы, влияющие на установление контакта. Приемы управления аудиторией.

  44. Подготовка к выступлению: основные этапы.

  45. Основные элементы речевой техники.

  46. Этапы подготовки. Подбор материала, разработка плана, работа над композицией, написание текста.

  47. Способы изложения материала в тексте (выступлении).

  48. Источники подбора материалов для выступлений.



VI. Контрольная работа

Примечание.

Контрольная работа выполняется от руки в тетради или на листах формата А4.

Листы должны быть сброшюрованы.

Контрольная работа

Задание 1.

Расставьте ударения в следующих существительных.

Газопровод, договор, досуг, дремота, знамение, изобретение,

кремень, ломоть, мусоропровод, мышление, намерение, пиала, приданое,

свекла, статуя, ходатайство, щавель, апостроф, бюрократия, гастрономия, диоптрия, значимость, иконопись, каучук, ломота, пасквиль, похороны, созыв, статут, упрочение, феерия, феномен, асимметрия, бензопровод, вероисповедание, ветеринария, диспансер, жизнеобеспечение, камбала, каталог, квартал, некролог, нефтепровод, диалог, искра, кладовая, колосс, недуг, партер, премирование, путепровод, ракурс, столяр, толика, узаконение, фарфор, христианин, экслибрис.

Задание 2.

От следующих существительных образуйте родительный падеж

единственного и множественного числа, расставьте ударения.

Арбитраж, аэросани, бант, бинт, брелок, бюллетень, ведомость, герб, грош, гуляш, гусь, дверь, жезл, клок, массаж, местность, мощность, область, отрасль, прибыль, простыня, ступень, ясли, дно, доска, порт, сирота, торт, шарф, кочерга, носок, сапог, сумерки, чулок.

Задание 3.

В данных словах произносится [чн], [шн] или допускаются оба варианта? Распределите слова на три группы.

Булочная, горничная, горчичник, дачник, девичник, Ильинична, конечно, молочник, нарочно, перечница, подсвечник, прачечная, селедочница, скворечник, скучно, стрелочник, яичница, беспорядочный,

будничный, войлочный, горячечный, гречневый, игрушечный,

крошечный, коричневый, молочный, ночной, порядочный, пустячный,

пушечный, сливочный, спичечный, к шапочному разбору, яблочный.

Задание 4.

Найдите и исправьте орфографические ошибки, которые

появились в связи с неправильным произношением слов.

Беспрецендентный, благословление, будующий, вдохновление,

военоначальник, времяпровождение, времясчисление, всеведующий,


двухличный, дермантин, дикообраз, досточка, друшлаг, желантин,

заведывающий, загинать пальцы, компасировать, компентентный,

компроментировать, константировать, кружовник, простынь, милостливый,

подскользнуться, подщечина, полувер, прецендент, сведующий,

скурпулезный, экскалатор, экскорт, юристконсульт, юристпруденция, протвень, комфорка.

Задание 5.

Какой звук ([о] или [э]) произносится под ударением в следующих

словах?

Безнадежный, блеклый, гренадер, желчь, никчемный, облекший,

обнесший, одновременный, одноименный, планер, поблекший,

подсекший, предрекший, преемник, разновременность, расседланный,

старьевщик, тетерка, местоименный, маневр, белесый, решетчатый,

атлет, бытие, опека, затекший, острие, отыменный, принесший,

забредший, отцветший.

Задание 6.

В каких словах иноязычного происхождения сохраняется

безударный звук [о]?

Ароматный, баобаб, бордо, досье, зоолог, коммюнике,

концертный, кооперация, колледж, модель, ноктюрн, поэт, оратор,

тореадор, трио, фойе, шоссе, боа, бокал, бордовый, вето, болеро, конкретный, концерт, коттедж, оазис, портфель, поэзия, поэтесса, роман, сомбреро, соната,

сонет, трио, хаос.

Задание 7.

Исправьте предложения, устраняя фоностилистические ошибки.

1. Приезжие не упускали возможности познакомиться с жизнью

незнакомого края. 2. Долго продолжался этот кинематографический

месяц. 3. Сотрудники нашей лаборатории проводят большую работу

по разработке этой важнейшей проблемы. 4. В некоторых службах

связи сложилось положение, которое ставило под сомнение реальность

выполнения повышенных обязательств. 5. Ширина улицы расширена.

6. Мое краткое сообщение в ходе доклада я должна была сократить.

7. Все слышали, как скрипят тормоза за закрытым окном. 8. Не видели ли вы Лили? 9. Свиридов старается создать серьезный разрыв, памятуя о реактивном финише Иванова. На спуске Иванов смело спуртует и смотрит на соперника. 10. С раннего утра сюда стало стекаться все население села. 11. Инициатива родителей улучшила блюдаж и сказалась на ассортименте питания детей в детсаде.

Задание 8.

Восстановите паронимические пары, объясните значение каждого