ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.09.2024
Просмотров: 470
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 15. Происхождение русского театра.
Русский народный театр на рубеже XVI и XVII веков
Раздел 10 Русский театр XVIII века.
Тема 16 . Первые профессиональные театры в России
Сумароков к г. Дмитревскому на смерть ф. Г. Волкова
Раздел 12 Русский театр второй половины XIX а.Н. Островский
Раздел 13 Театр хх века введение
Московский Художественный театр
Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874—1940)
2. Поиски новых форм в спектакле.
3. Вс. Э. Мейерхольд и в. Ф. Комиссаржевская.
Евгений Багратионович Вахтангов (1883—1922)
2. Создание собственной студии.
2. Агитационно-политический театр Мейерхольда
Александр Яковлевич Таиров (1885—1950)
2. Первый период жизни театра. "Неореализм" (1914—1923)
3. Период "конкретногореализма" (1923—1934).
2. Вахтангов в Первой студии мхт.
Станиславский, посмотревший репетицию "Смерти Тентажиля" в Пушкине, писал М. П. Лилиной: "Смерть Тентажиля" — фурор. Это так красиво, ново, сенсационно. Мейерхольду делают
овации. Молодчина".
Пьеса "Шлюк и Яу" Г. Гауптмана была решена в иной эстетической системе. Мейерхольд применил стилизацию под XVIII век, "век пудры и кринолинов". Через деталь подавалось целое: через ворота — замок, через комнату Зидзелиль — придворный
церемониал.
Все находки Мейерхольда были новы и чрезвычайно важны. Своими работами он утвердил мысль о том, что каждое литературное направление требует в театре своих средств выразительности, и найти эти средства обязан режиссер. Но Студия на Поварской, сформированная из актеров, которые пришли с Мейерхольдом из провинции, и учеников МХТ, художников, еще не постигших театральной техники, композитора Ильи Саца, который впервые писал музыку к театральному действию, — все это собрание не было готово к тому, чтобы работать по методу, предложенному Мейерхольдом. Художники Сапунов и Судей-кин, написав пестрый задник к "Смерти Тентажиля", не учли, что пропадет эффект барельефа. Сац, написав прекрасную музыку, которая звучала при помощи мужских голосов "а'капелла", не подумал о том, как она будет соединяться со словом, а актеры, воспитанные в иной технике, не держали тон, ритм, сбивались на эмоцию.
В результате генеральный просмотр в Москве, где впервые соединились художники, композитор и актеры, вызвал в душе Станиславского смятение. Студия не была открыта и перестала существовать. Позже, в книге "Моя жизнь в искусстве", он так вспоминал об этом: "Открывать студию было опасно, как мне казалось, для самой же идеи, ради которой она основывалась, так как плохо показать идею— значит убить ее. К тому времени— осенью 1905 года— разразилась революция. Москвичам стало не до театра. Открытие нового дела откладывалось надолго. Затягивая развязку, я не мог бы ликвидировать ее так, чтобы со всеми расплатиться, и потому пришлось закрыть студию в спешном порядке".
3. Вс. Э. Мейерхольд и в. Ф. Комиссаржевская.
После опыта Студии на Поварской Мейерхольду в провинцию не хотелось. В этот момент пришло приглашение от В. Ф. Комиссаржевской (1864—1910). Она предложила Мейерхольду совместную работу (в первый раз она звала его в 1904 году в театр в Пассаже). Теперь это был театр, основой репертуара которого были символистские пьесы. Заведующий литературной частью Театра в Пассаже, теоретик символизма Аким Волынский, увлек актрису новым направлением в театре.
Мейерхольд приехал в Петербург и попал в атмосферу поэзии, театральной игры, мечты. Собирались на квартире Вячеслава Иванова, расположенной на последнем этаже в угловой башне и получившей устойчивое обозначение "Башня". На балконе читали стихи, устремляя свои мечты к звездам. Мечты были революционны. Хотелось творческой свободы. Искали новые формы выразительности.
Вяч. Иванов, А. Блок, М.Кузьмин, Г. Чулков, М.Волошин, А. Белый, Ю. Балтрушайтис не только творили произведения, но и играли в жизни в некую Театральную игру. Для содружества нашли название— "Факелы". Журнал, который начали издавать, тоже получил название "Факел". Проектировали и театр, но театр не создали, его заменил Театр на Офицерской, принадлежавший В. Ф. Комиссаржевской, где осенью 1906 года Мейерхольд начал свою работу. За сезон с небольшим он поставил 14 пьес. В постановках было много нового, заявленного в русском театре впервые, но центральной стала работа над "Балаганчиком" А. Блока.
"Балаганчик" создавался Блоком и Мейерхольдом вместе. Не случайно первое издание пьесы было посвящено поэтом режиссеру. Балаган — балаганчик — это форма театра. В балагане свои законы, по которым актер общается с образом — не сливается с ним, не уничтожает себя. Воспользовавшись этим, автор и режиссер создали причудливое представление, в котором все, что происходило на сцене, подвергалось осмеянию и отрицанию, все было зыбко, подвижно, изменчиво. Автор и режиссер были решительны в этом отрицании и осмеянии и последовательно, от первой картины до последней, выстраивали чудесные, неожиданные мизансцены.
Вдруг, в момент наибольшего напряжения, исчезали мистики, за столом, где они сидели, оставались сюртуки. Арлекин, потребовавший воздуха, — прыгал в окно и... прорывал бумагу, на которой окно было нарисовано, разрушая веселый пейзаж и попадая за окном в синее космическое пространство. Персонаж, названный "Автором", все время появлялся на сцене театра, протестуя против того действия, которое шло на сцене маленького театрика, вставленного в пространство большой сцены, уверяя зрителя, что он этого не сочинял.
I Мейерхольд так писал об этом спектакле: "Действие начинается по сигналу большого барабана; сначала играет музыка, и видно, как суфлер влезает в будку и зажигает свечи. При поднятии занавеса "театрика" сцена его представляет собой трехстен-ный "павильон": одна дверь слева от зрителя, другая — посредине, справа окно. На сцене параллельно рампе длинный стол, за которым сидят "мистики"; под окном круглый столик с горшочком герани и золотой стульчик, на котором сидит Пьеро. Арлекин впервые появляется из-под стола "мистиков". Когда Автор выбегает на просцениум, ему не дают договорить начатой им тирады, за фалды сюртука кто-то невидимый оттаскивает его назад за кулисы; он оказывается привязанным на веревку, чтобы не смел прерывать торжественного хода действия на сцене. "Грустный Пьеро (во второй картине) сидит среди сцены на скамье", позади стоит тумба с амуром. Когда Пьеро кончает большой свой монолог, скамья и тумба с амуром, вместе с декорациями, взвиваются на глазах у публики вверх, а сверху спускается традиционный колоннадный зал (Н. Н. Сапунов). В сцене, когда с криками "факелы!" появляются маски из-за кулис, бутафоры держат две железки с пылающим бенгальским огнем, и видно не только пламя, но и две руки, держащие железки"9.
Отрицались факты, отрицалось правдоподобие, отрицались стили, отрицалось все, но при помощи этого отрицания утверждалось нечто новое— утверждалось условное направление в театре. То, что искусство условно по своей природе, известно давно. Этот закон искусства в России сформулировал еще Пушкин. Но Мейерхольд предложил нечто иное: он предложил театральную условность как направление, которое поглощало собой все до сих пор существовавшие направления. Он считал, что если художник предложит зрителю определенную эстетику постановки, то и судить его зритель должен по "законам им самим над собой признанным"10. Условиться, договориться о языке творчества— это было главным в том открытии, которое сделал Мейерхольд. Теперь в театре можно было делать все, что казалось актерам и режиссерам интересным, с одним только условием: автор, его стилистика, его идеи раскрывались через видение режиссера, не искажаясь. Автор, авторский текст для Мейерхольда был очень важен, являлся первоосновой, над которой он размышлял, в которую стремился проникнуть и раскрыть при помощи приемов условного направления.
С момента утверждения условного направления все иные открытия Мейерхольда стали естественными и не очень важными: сломает ли режиссер планшет пола в "Вечной сказке" С. Пши-бышевского (Театр на Офицерской, 1906) или выстроит двухэтажную сцену в "Пробуждении весны" Ф. Ведекинда (Театр на Офицерской, 1907), выведет ли на сцену слуг просцениума— арапчат в "Поклонении кресту" П. Кальдерона ("Башенный театр", 1910), затем в "Дон Жуане" Ж.-Б. Мольера (Императорский театр, С.-Петербург, 1910), отыграет ли пышную отходную императорскому дому в "Маскараде" М.Лермонтова (Императорский театр, С.-Петербург, 1917)— все будет уже разработкой этого главного открытия, сделанного Мейерхольдом.
То, что происходит в России в конце XIX—начале XX века — процесс общемировой. Идеи носятся в воздухе, переходят из одной страны в другую, возникают в 1880-е годы во Франции (Анту-ан) и Германии (Брам), в 1890-е годы во Франции (Люнье По), в 1900-е годы в Англии (Крэг), Германии (Рейнхардт), Франции (Копо). Нельзя никому отдать приоритет, потому что эти процессы одновременны и параллельны. Художники не выясняют, кто из них первый сказал то или иное, а встретившись,— интересуются открытиями друг друга.
После своего посещения Москвы в 1935 году Г. Крэг писал о Мейерхольде: "Он — великолепный экспериментатор, завоеватель вершин, он не знает отдыха и чуть не каждый год, гордо закинув голову, берет новую высоту. Познакомьтесь с историей его пути, и вы увидете, как свободен его дух, — никогда он упрямо не держится ни за свои прежние, ни за свои последние предубеждения. <...> Часы, которые я провел в его доме, были свободны от педантизма; я провел их с человеком, который хотел бы, как хотел бы и я, быть художником Театра"".
Евгений Багратионович Вахтангов (1883—1922)
1. Вахтангов и мхт.
История, любая история — искусство, литература, театр — это непрерывная цепь событий, фактов, явлений, которые, сопрягаясь, рождают неожиданные последствия, влияя друг на друга.
В середине XIX века М. С. Щепкин (1788—1863) размышлял над природой актерского творчества. Обращал внимание своих учеников на многочисленные элементы, из которых состоит процесс работы над образом: внимание, наблюдения, общение, биография персонажа, общая идея пьесы, взаимоотношения с
образом.
В год смерти М. С. Щепкина в 1863 году родился Константин Сергеевич Станиславский, который подхватил и развил идею Щепкина о школе для актера. Школа должна научить технике, а она складывается из элементов, помогающих актеру эту технику освоить и закрепить. Начиная с 1906 года Станиславский работает над "системой", в которую закладывает обработку этих естественных элементов, помогающих актеру работать над образом, а потом этот образ долго сохранять в первозданном виде. К 1911 году "система" почти сложилась и требовала проверки. Станиславский мечтает о новой студии. Рядом со Станиславским работает его друг и единомышленник Л. А. Сулержицкий (1875—1916), который, помимо режиссерской работы в Московском Художественном театре, является педагогом частной драматической школы актера МХТ А. И. Адашева. В школу Адашева в 1909 году поступает приехавший из Владикавказа Евгений Багратионович Вахтангов. Он актер и режиссер-любитель с большим стажем работы в различных драматических кружках. В школе Адашева Вахтангов настойчиво учится. Особенно его привлекают уроки Сулержиц-кого, так как на них происходит знакомство учеников с "системой" Станиславского. Талантливый ученик быстро усваивает эти уроки и когда в 1911 году заканчивает школу, Сулержицкий представляет его Станиславскому с лестной характеристикой: "Этот молодой человек умеет придумывать упражнения по системе".
В 1911 году Вахтангов запишет в дневник: "Проверить систему К. С. на самих себе. Принять или отвергнуть ее. Исправить, дополнить или убрать ложь".
Станиславский поручает Вахтангову занятия с молодыми сотрудниками МХТ, среди которых С. Бирман, С. Гиацинтова, Л. Дейкун, А. Дикий и другие. И в результате этой работы в сентябре 1912 года возникает студия МХТ, которая впоследствии получит название "Первая студия МХТ". Во главе студии будет стоять Станиславский. Ее руководителем назовет Л. А. Сулержицкого. Вахтангов будет заниматься со студийцами упражнениями по "системе" и поставит здесь первые профессиональные спектакли: "Праздник мира" по пьесе Г. Гауптмана (1913), "Потоп" по пьесе Ю.-Х. Бергера (1915).