ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.09.2024
Просмотров: 464
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 15. Происхождение русского театра.
Русский народный театр на рубеже XVI и XVII веков
Раздел 10 Русский театр XVIII века.
Тема 16 . Первые профессиональные театры в России
Сумароков к г. Дмитревскому на смерть ф. Г. Волкова
Раздел 12 Русский театр второй половины XIX а.Н. Островский
Раздел 13 Театр хх века введение
Московский Художественный театр
Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874—1940)
2. Поиски новых форм в спектакле.
3. Вс. Э. Мейерхольд и в. Ф. Комиссаржевская.
Евгений Багратионович Вахтангов (1883—1922)
2. Создание собственной студии.
2. Агитационно-политический театр Мейерхольда
Александр Яковлевич Таиров (1885—1950)
2. Первый период жизни театра. "Неореализм" (1914—1923)
3. Период "конкретногореализма" (1923—1934).
2. Вахтангов в Первой студии мхт.
Быстро развивающийся, самостоятельно мыслящий режиссер в 1913 году — уже не ученик, он по-своему видит пьесу, над которой работает. Станиславский и Сулержицкий этого не замечают и корректируют его работу на правах педагогов, которые обязаны указывать на ошибки ученика.
Вахтангов страстно мечтает о собственной студии, где он будет главным, где его мировосприятие, его понимание школы и театра будет законом для его учеников. Случай помогает ему создать студию.
2. Создание собственной студии.
В конце 1913 года группа студентов Коммерческого института просит Вахтангова стать руководителем театрального кружка, который они создали. Вахтангов начинает с ними работать. Студенты не владеют никакими театральными навыками. Вахтангов пытается их учить по "системе" Станиславского, но времени для этого очень мало. На конец марта уже назначена премьера "Усадьбы Ланиных" Б. Зайцева. Для спектакля снято помещение Охотничьего клуба на Воздвиженке. 24 марта 1914 года спектакль сыграли и провалились. Вахтангов предвидел этот провал, так как его актеры не умели двигаться по сцене, не умели "перебросить" эмоцию в зрительный зал, не владели голосом. Однако спектакль объединил молодых людей. Вахтангов предложил студентам найти помещение, в котором они могли бы постоянно работать, и 10 октября (23 октября по новому стилю) в доме № 3 по Мансуровскому переулку он прочел свою первую лекцию по "системе" Станиславского.
С этого числа начинает свое летоисчисление Театральный институт им. Бориса Щукина при Государственном академическом театре им. Евг. Вахтангова.
Вахтангов заложил основу не только школы (из учеников сразу стал воспитывать педагогов; в педагоги были назначены
(Б. Е. Захава, Ю. А. Завадский, юная В. К. Львова), но и театра — ибо готовил не только актеров, но и режиссеров, выбирая склонных к этой профессии учеников и обучая их теории и практике режиссерской профессии. Так закладываются основы будущего Театра им. Евг. Вахтангова (1926).
"Школа — студия — театр" — формулирует один из законов театра Вахтангов. Это естественный путь коллектива единомышленников в его развитии. Школа дает навыки, технику игры, студия — это период поисков пути коллектива, выработка единомыслия. Театр — высшая форма развития, в которую выливаются две предыдущие. Другой закон звучит: "автор — время — коллектив". Это триада, в которой все компоненты зависимы друг от друга и изменяются под воздействием друг друга. Меняется время и изменяется коллектив, но и восприятие произведения, несмотря на закрепленность текста, меняется под воздействием времени и коллектива. Оба закона раскрывают диалектическое развитие театра, обосновывают его движение во времени и в пространстве.
Театр и революция
Революция для истинного художника всегда означает свободу творчества. Революция открывает безграничные возможности эксперимента. Художник в бурное, переломное время прозревает новое, находит в Революции вдохновение открытий.
Февральская революция, свершившаяся 25 февраля 1917 года в результате отречения от власти Николая II, качественно не изменила жизнь, но свободу принесла. Люди искусства обрели возможность безцензурно, во весь голос предъявить себя миру.
Октябрьский переворот(по старому стилю — 25 октября 1917 года) все назвал своими именами, резко обозначил задачу художника служить революции. У власти стал тот, "кто был ничем", кто хотел разрушить "весь мир насилия", кто хотел стать "всем". Идеалы "народного театра" обрели новый смысл. Но возникло и множество сложностей. Новые люди— рабочие, крестьяне, в массе безграмотные, не умели слушать музыку, не умели читать, не понимали живописи, не знали театра. Надо было их научить не только читать и писать, но и приучить видеть, слышать, понимать искусство. В прологе первой советской пьесы "Мистерия-буфф" Маяковский выразил эмоцию времени:
Сегодня над пылью театров Наш загорится девиз: Все заново! Стой и дивись!
Между Февральской и Октябрьской революциями, в сентябре 1917 года, в Петрограде возникла организация, которая ставила своей целью создать новую культуру освобожденного народа. Организация эта называлась "Пролеткульт" (Пролетарская культурно-просветительская организация). Развивалось это движение под влиянием идей и теорий философа-идеалиста А. А. Богданова. Во главе его стояли П. И. Лебедев-Полянский и В. Ф. Плетнев, а теоретиком движения был П. М. Керженцев. Задачей Пролеткульта была организация рабочей самодеятельности. Ячейки этой организации внедрялись в рабочую среду на фабриках и заводах. Организация объявила свою независимость от какой бы то ни было власти — политической и художественной. Весь опыт мирового искусства был объявлен несуществующим, ненужным. Новое пролетарское искусство должно было строиться на чистом, пустом месте. Искусство должно было вырасти из повседневного опыта рабочего человека, перенесенного на театральные подмостки. Столяр играл столяра, каменщик — каменщика, пекарь — пекаря и так далее. Но больше всего организаторов занимало желание создать однородную, коллективную пролетарскую культуру. Профессиональных помощников и учителей пролеткультовцы в ранний период своей деятельности не принимали. И только к 20-м годам, когда ответвления организации размножились и возникли театры Пролеткульта, профессионалы были допущены к работе. Постепенно вытеснялись непрофессиональные кадры, однако основа этого движения была порочна.
Пролеткульт, отметая культуру прошлого, ошибался в самом главном. Поэтому заслуги этой организации заканчивались агитацией, которая искусством не являлась, ибо проводилась деятелями, к художественному творчеству отношения не имевшими. В. И. Ленин и ЦК партии несколько раз выступали против ошибочного направления работы этой организации, но не запрещали ее деятельности. Организация была массовой, занималась агитационной работой среди пролетариата и этим была полезна власти. В театрах Пролеткульта рождалась новая советская драматургия, которая была понятна актерам-рабочим, но которая не составила репертуара профессиональных театров. В 1922 году организации Пролеткульта стали распадаться, театры же попали в ведение профсоюзов. Тогда-то они стали местом экспериментов
режиссеров-профессионалов.
В сезоне 1921/22 года в Пролеткульт пришел Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898—1948). Его юность совпала с революцией, и он принял авангард как естественное и единственно возможное развитие искусства. Начав свой творческий путь в 1918 году в провинциальной самодеятельности, он выступил и как художник, и как режиссер, и как актер. В 1921 году переехал в Москву, поступил на Государственные Высшие режиссерские курсы (ГВЫРМ) под руководством Мейерхольда, а параллельно начал работать в качестве художника в Мастфоре (Мастерская Николая Фореггера) и в Первом рабочем театре Пролеткульта. У Мейерхольда он сразу был отмечен и привлечен к различным работам, сначала в качестве художника, а в 1922 году уже помогал Мастеру в постановке "Смерти Тарелкина" Сухово-Кобылина, числился в работе ассистентом-режиссером. Спектакль в Мастфоре "Хорошее отношение к лошадям" по пьесе В. Масса имел успех, и рецензенты обратили внимание на работу художников: "Костюмы и декорации Эйзенштейна и Юткевича— в тон постановке, такие яркие, красочные, футуристические" .
И Мейерхольд и Фореггер убеждали Эйзенштейна в правильности выбранного пути. Став в 1922 году заведующим ТЕО (Театрального отдела) Пролеткульта, Эйзенштейн наметил новый путь развития этого организма. Он решительно стал искоренять влияние МХАТ, принесенное в Пролеткульт В. С. Смышляевым, режиссером Первой студии МХАТ. Выступая перед актерами, Эйзенштейн предлагал им новую программу: "...нужен не театр "актера", или театр "пьес", или театр "декораций", — а нужен "театр аттракционов"—театр спектакля—зрелище в новом понимании: театр, формальной задачей коего является воздействие на зрителя всеми средствами, даваемыми современными возможностями и техникой, театр, где актер займет свое место, наряду и столь же равноправно, сколь и пулемет, который холостым зарядом будет шпарить в публику, как и качающийся пол зрительного зала или наводящий панику дрессированный леопард. Театр, строящийся по принципу—цель оправдывает средства, и где не будет средств почтенных и полупочтенных, — не согласных с "эстетикой театра и театральности"15. На основе этой программы был построен и первый профессиональный спектакль, который поставил Эйзенштейн. На афише значилось так: "Постановка, режиссура, планировка манежа, монтаж, костюмы, реквизит—С. М. Эйзенштейна. Вольная композиция текста — С.М.Третьякова. Сценарий и монтаж— С. М. Эйзенштейна". Премьера спектакля "На всякого мудреца довольно простоты" состоялась 22 апреля 1923 года.
Был поставлен "агит-гротеск", действие которого проходило на арене цирка. Глумов был представлен как клоун Жорж. В спектакле было много акробатики и цирка. Актеров-рабочих заменили актеры-профессионалы. Пресса и зрители реагировали на спектакль по-разному, но успех все же был налицо. За два сезона спектакль прошел 60 раз. Критики, хотя и указывали на недостатки спектакля, все же признавали его современность и изобретательность. X. Херсонский писал: "...бесспорно, что постановка "Мудреца" чрезвычайно характерна для "левого" фронта. Беря многие приемы Мастерской Мейерхольда (биомеханика, "конструктивизм вещественного оформления", эксцентрический балаган "Смерти Тарелкина", введение кино и прочее), этот спектакль в то же время целиком завершает и работу Мастфора и доводит до логического результата: до цирковой клоунады. Площадка действия названа манежем, пьеса сделана целиком для цирка: акробаты и клоуны работают со своими цирковыми снарядами. Условия зала Пролеткульта использованы исчерпывающе — очень остроумно. Эстетика эксцентрического "левого" фронта находит свое яркое выражение во всем. <...> Текст С. Третьякова, конечно, не по Островскому и даже против Островского — это только сплошное издевательство над бытом, нравами всех изображаемых лиц"1 . Эйзенштейну не нравилась рецензия X. Херсонского. Он считал, что И. Аксенов писал более объективно: "Борьба со сценической коробкой, особенно настойчиво провозглашавшаяся в 1922 году, им доведена до победного конца. Исчезли не только рампа, не только подмостки, но портал и непобедимые для других кулисы. Предметы сцены потеряли всякое декоративное значение и обращены в станок для игры тем отчетливее, что они по большей части являются гимнастическими приборами, а сама "игра" — акробатическими номерами. Выход на сцену заменен подходом к снаряду, а отход от него означает прекращение участия актера в действии, причем его присутствие в поле зрения публики ничуть не путает ее восприятия. <...> В спектакле Пролеткульта мы имеем как будто посрамление театральной эстетики. Все привычные приятности сцены, вся трогательная лирика и умопомрачительная веселость, и юмористика изгнаны. Но заменены они не менее привычными обольщениями. Только не театральными, а цирковыми. <...> Подобно многим современным режиссерам, С. М. Эйзенштейн совершенно поглощен зрительным сценарием спектакля. Актеры его говорят невозможными голосами и с такой дикцией, что в маленьком зале Пролеткульта и в первых рядах ничего не разобрать. Спектакль драматической пародии превращается, помимо воли постановщика, в пантомиму, среди которой довольно беспомощно болтаются обрывки текста, слабо различаемые аудиторией"17.