Файл: Театр билеты 1-22 внятно.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.09.2024

Просмотров: 480

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 15. Происхождение русского театра.

Богослужебная драма

Русский театр XVII века

Русский народный театр на рубеже XVI и XVII веков

Народная историческая драма

Школьный театр

3 Е р н щ и к

Раздел 10 Русский театр XVIII века.

Тема 16 . Первые профессиональные театры в России

«Театрум» на красной площади

Кондратий баикулов и другие

Сумароков к г. Дмитревскому на смерть ф. Г. Волкова

Театр на петровке

Крепостные актеры

Раздел 11

Ермолова и ее соратники

Раздел 12 Русский театр второй половины XIX а.Н. Островский

Чехов и Горький

Раздел 13 Театр хх века введение

Московский Художественный театр

Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874—1940)

1. Мейерхольд и мхт.

2. Поиски новых форм в спектакле.

3. Вс. Э. Мейерхольд и в. Ф. Комиссаржевская.

Евгений Багратионович Вахтангов (1883—1922)

1. Вахтангов и мхт.

2. Создание собственной студии.

1. Драматургия.

2. Агитационно-политический театр Мейерхольда

Александр Яковлевич Таиров (1885—1950)

1. Рождение Камерного театра.

2. Первый период жизни театра. "Неореализм" (1914—1923)

3. Период "конкретногореализма" (1923—1934).

4. Третий период (1935—1949).

Е. Б. Вахтангов и м. А. Чехов

1. Вахтангов и революция.

2. Вахтангов в Первой студии мхт.

3. Вахтангов в Третьей студии мхат.

4. Последний год жизни Евг. Б. Вахтангова.

1. Драматургия.

Было бы удивительно, если бы сразу после свершения рево­люции появились новые драматические произведения в большом количестве. Мы знаем их два— "Мистерия-буфф" В.Маяков­ского и "Работяга Словотеков" М. Горького, созданных сразу по­сле революции и тогда же представленных в петроградских теат­рах. Но театров было много, потребность в драматургии была велика, поэтому М. Горьким в 1919 году был объявлен конкурс на лучшую советскую мелодраму. Горькому казалось, что жанр мелодрамы более доступен пониманию рабочего, крестьянина, солдата. На конкурс прислали свои работы люди, которые не имели отношения к драматургии и театру. Были это командиры и солдаты Красной Армии. Писали о том, что видели. Среди пред­ставленных на конкурс пьес были и "Красная правда" Вермише-ва, командира Красной Армии, и "Классовая борьба в Вятской губернии", написанная солдатом, крестьянином Вятской губер­нии Новожиловым, и пьесы Неверова "Захарова смерть" и "Ба­бы". Первую премию получила пьеса "Классовая борьба в Вят­ской губернии". Вермишев и Неверов составили себе имена дра­матургов, однако пьесы эти не были художественными произведениями. Диалоги фиксировали жизнь такой, какой ее видели эти драматурги, без отбора фактов, событий, слов.

Если же говорить о первых советских пьесах, которые имели успех и были художественными произведениями, то необходимо вернуться к пьесам М. Горького и В, Маяковского. Пьеса М. Горького была сатирой на людей, которые приспосабливались к Советской власти и делали карьеру при помощи красивых слов. Пьеса эта была поставлена в театре Зоологического сада К. Миклашевским23 и вызвала большой интерес у публики, но после трех спектаклей была снята с репертуара.

История "Мистерии-буфф" длиннее и насыщеннее. Маяков­ский создал пьесу к годовщине революции. И если "Работяга Словотеков" была пьесой традиционной, получившей только новое содержание, то "Мистерия-буфф" — пьеса новая и по фор­ме, и по содержанию. Маяковский использовал для пьесы биб­лейскую притчу о Всемирном потопе. Всемирный потоп он упо­добил революции. Семь пар чистых (буржуазных) представите­лей и семь пар нечистых (рабочие) составили население этой пьесы. Нечистыми был построен ковчег (корабль), который, пла­вая по волнам, посещал рай и ад в поисках земли обетованной. Тему автора нес персонаж, названный Маяковским "Человек просто". Содержанием пьесы, в которой мистерией было все торжественное в нашей революции, а буфф — все смешное, — была сама революция. Маяковский написал плакатную агитаци­онную пьесу, в которой не было ни одного характера, были од­ни маски, которая требовала яркой формы при воплощении от режиссера и умения эмоционального и внятного произнесения текста — от актера.


Маяковский предлагал, обращаясь к потомкам, сохраняя форму пьесы, вкладывать в нее новое содержание, отражающее время. Сам драматург это сделал, создав вторую редакцию пьесы и приблизив ее к событиям 1921 года, когда она была второй раз поставлена Мейерхольдом уже в Москве.

В этом варианте появились конкретные политические деяте­ли — Ллойд Джордж, Клемансо. Такие персонажи, как Соглаша­тель и Дама-истерика отразили день страны. Человек Будущего, заменивший Человека просто, давал пьесе перспективу.


2. Агитационно-политический театр Мейерхольда

Первая постановка "Мистерии-буфф" состоялась в Петрогра­де. В. Маяковский, Вс. Мейерхольд и К. Малевич, задумав поста­вить пьесу к годовщине революции, не имели ни театра, ни

актеров.

В газете "Северная коммуна" было опубликовано обраще­ние: "Товарищи актеры! Вы обязаны великий праздник револю­ции ознаменовать революционным спектаклем. Вами должна быть разыграна "Мистерия-буфф", героическое, эпическое и са­тирическое изображение нашей эпохи, сделанное Владимиром Маяковским.

Приходите все в воскресенье, 13 октября, в концертный зал Тенишевского училища (Моховая, 33). Автор прочтет текст мистерии, режиссер изложит план постановки, художник пока­жет эскизы, и те из вас, кто загорится этой работой, будут ис­полнителями. Центральное бюро по устройству октябрьских торжеств предоставляет все необходимые средства осуществле­ния мистерии.

Все к работе!

Время дорого!

Просят являться только товарищей, желающих принять уча­стие в постановке. Число мест ограничено". Подписали воззвание Вс. Мейерхольд, В. Маяковский, П. Лебедев, Л. Жевержеев, О. Брик.

Для репетиций и спектакля было снято помещение комму­нального Театра музыкальной драмы. На призыв откликнулось много людей: профессиональные актеры, актеры-любители, сту­денты... Все эти люди с любопытством выслушали пьесу, кото­рую читал Маяковский, не очень ее поняв и не слишком заинте­ресовавшись, поэтому в течение времени, пока шли репетиции, состав актеров менялся постоянно, и Мейерхольд вынужден был назначать новых исполнителей. Маяковскому приходилось объ­яснять содержание реплик, отстукивать ритм стиха, помогать найти интонацию. Спектакль постоянно был под угрозой срыва.

Но, тем не менее, 7 и 8 ноября 1918 года пьеса была сыграна. В роли Человека просто выступил Маяковский. Но так как не­сколько актеров не пришли на премьеру, то Маяковскому при­шлось играть еще и роль Святого.

Так как этих, идущих за большими мастерами, было много, то и появился термин "формализм". А так как чиновники счи­тали виновником этого явления Мейерхольда, то он, признавая факт существования таких режиссеров-ремесленников, дал фор­мализму имя "мейерхольдовщина". Часто выступал на эту тему, пытаясь отделить Мейерхольда от мейерхольдовщины. Но это ему плохо удавалось. В 1938 году театр Мейерхольда был за­крыт, Мейерхольд в 1939 году арестован и расстрелян 2 февра­ля 1940 года.


Александр Яковлевич Таиров (1885—1950)

1. Рождение Камерного театра.

Александр Яковлевич Таиров на пути к театру прошел ста­дию любительства, ученичества и, наконец, уйдя из театра В. Ф. Комиссаржевской, где он работал в сезоне 1906/07 года в качестве актера под руководством режиссера Вс. Мейерхольда, попробовал свои силы в режиссуре самостоятельно. Пресса при­ветствовала его первые постановки ("Гамлет", "Дядя Ваня"). Приписывали ему открытия в области постановки спектакля, ко­торые уже были сделаны Мейерхольдом. Окончательное решение связать свою судьбу с театром Таиров принимает в 1913 году, согласившись на предложение К. А. Марджанова (1872—1933) вместе работать в только что созданном им Свободном театре.

Театр этот был задуман Марджановым как театр синтетиче­ский. Режиссер мечтал, что в театре будут осваиваться разные театральные жанры и играться они будут синтетическими акте­рами, умеющими равно талантливо проявиться в драме, панто­миме, опере и балете. Таирову были предложены для работы драма "Желтая кофта" Г. Бернимо и Дж. Хазлтона и пантомима "Покрывало Пьеретты" А. Шницлера — Э. Донаньи. Таиров свою задачу выполнил, интересно поставив оба спектакля, но Свобод­ный театр просуществовал всего лишь сезон и был закрыт из-за недостатка средств. Однако Таиров уже не мог уйти от театра.

В Свободном театре Таиров встретил молодую актрису, свою будущую жену и сподвижницу Алису Георгиевну Коонен (1889—1974). Вместе с ней и другими энтузиастами, мечтавшими осуществить идею синтетического театра, Таиров создал Камер­ный театр. Название это возникло из желания ограничить количе­ство зрителей нового, экспериментального театра, отсеять по возможности зрителя мещанского, посещающего театр для раз­влечения. Но ни камерные спектакли, ни камерные методы не стали основой поиска нового коллектива. Таирову хотелось соз­дать театр актера, театр, в котором актер будет хозяином спек­такля. Он хотел вернуть театр в театр.

Камерный открылся в декабре 1914 года. Выбор пьесы Калидасы "Сакунтала" был обусловлен программой Таирова. Легенда о девушке-отшельнице диктовала стиль спектакля. Художником спектакля был выбран Павел Кузнецов, заглавную роль исполняла А. Г. Коонен.

Первый же спектакль заявил о театре, который непременно хотел быть профессиональным во всех областях сценического искусства. Режиссеру надо было очень много сделать: воспитать синтетического актера, найти театральных художников, которые были бы единомышленниками, необходимо было найти новые формы спектаклей, которые бы не повторяли ни форм натурали­стического, ни форм условного театров. Таиров понимал, что по­иски Художественного театра и поиски Мейерхольда были необ­ходимы в борьбе со старым театром, работавшим на штампах. Но, по мнению Таирова, поиски и Станиславского, и Мейерхоль­да приводили к крайним результатам. Таирову хотелось найти синтез, который помог бы театру пойти по единственно верному пути. Впрочем, любому ищущему художнику путь его поиска кажется наиболее верным. Не будем утверждать, что путь Камер­ного театра был единственно возможным путем, но был он инте­ресным и для данного театра плодотворным.


Весь творческий путь, пройденный Камерным театром, мож­но условно разделить на три, неравных по протяженности, пе­риода. Сохраняя в каждом из периодов поставленные перед теат­ром общие задачи, Таиров резко менял выбор драматургии и тем самым находил для развития театра новый путь.