ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.09.2024
Просмотров: 475
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 15. Происхождение русского театра.
Русский народный театр на рубеже XVI и XVII веков
Раздел 10 Русский театр XVIII века.
Тема 16 . Первые профессиональные театры в России
Сумароков к г. Дмитревскому на смерть ф. Г. Волкова
Раздел 12 Русский театр второй половины XIX а.Н. Островский
Раздел 13 Театр хх века введение
Московский Художественный театр
Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874—1940)
2. Поиски новых форм в спектакле.
3. Вс. Э. Мейерхольд и в. Ф. Комиссаржевская.
Евгений Багратионович Вахтангов (1883—1922)
2. Создание собственной студии.
2. Агитационно-политический театр Мейерхольда
Александр Яковлевич Таиров (1885—1950)
2. Первый период жизни театра. "Неореализм" (1914—1923)
3. Период "конкретногореализма" (1923—1934).
2. Вахтангов в Первой студии мхт.
1. Драматургия.
Было бы удивительно, если бы сразу после свершения революции появились новые драматические произведения в большом количестве. Мы знаем их два— "Мистерия-буфф" В.Маяковского и "Работяга Словотеков" М. Горького, созданных сразу после революции и тогда же представленных в петроградских театрах. Но театров было много, потребность в драматургии была велика, поэтому М. Горьким в 1919 году был объявлен конкурс на лучшую советскую мелодраму. Горькому казалось, что жанр мелодрамы более доступен пониманию рабочего, крестьянина, солдата. На конкурс прислали свои работы люди, которые не имели отношения к драматургии и театру. Были это командиры и солдаты Красной Армии. Писали о том, что видели. Среди представленных на конкурс пьес были и "Красная правда" Вермише-ва, командира Красной Армии, и "Классовая борьба в Вятской губернии", написанная солдатом, крестьянином Вятской губернии Новожиловым, и пьесы Неверова "Захарова смерть" и "Бабы". Первую премию получила пьеса "Классовая борьба в Вятской губернии". Вермишев и Неверов составили себе имена драматургов, однако пьесы эти не были художественными произведениями. Диалоги фиксировали жизнь такой, какой ее видели эти драматурги, без отбора фактов, событий, слов.
Если же говорить о первых советских пьесах, которые имели успех и были художественными произведениями, то необходимо вернуться к пьесам М. Горького и В, Маяковского. Пьеса М. Горького была сатирой на людей, которые приспосабливались к Советской власти и делали карьеру при помощи красивых слов. Пьеса эта была поставлена в театре Зоологического сада К. Миклашевским23 и вызвала большой интерес у публики, но после трех спектаклей была снята с репертуара.
История "Мистерии-буфф" длиннее и насыщеннее. Маяковский создал пьесу к годовщине революции. И если "Работяга Словотеков" была пьесой традиционной, получившей только новое содержание, то "Мистерия-буфф" — пьеса новая и по форме, и по содержанию. Маяковский использовал для пьесы библейскую притчу о Всемирном потопе. Всемирный потоп он уподобил революции. Семь пар чистых (буржуазных) представителей и семь пар нечистых (рабочие) составили население этой пьесы. Нечистыми был построен ковчег (корабль), который, плавая по волнам, посещал рай и ад в поисках земли обетованной. Тему автора нес персонаж, названный Маяковским "Человек просто". Содержанием пьесы, в которой мистерией было все торжественное в нашей революции, а буфф — все смешное, — была сама революция. Маяковский написал плакатную агитационную пьесу, в которой не было ни одного характера, были одни маски, которая требовала яркой формы при воплощении от режиссера и умения эмоционального и внятного произнесения текста — от актера.
Маяковский предлагал, обращаясь к потомкам, сохраняя форму пьесы, вкладывать в нее новое содержание, отражающее время. Сам драматург это сделал, создав вторую редакцию пьесы и приблизив ее к событиям 1921 года, когда она была второй раз поставлена Мейерхольдом уже в Москве.
В этом варианте появились конкретные политические деятели — Ллойд Джордж, Клемансо. Такие персонажи, как Соглашатель и Дама-истерика отразили день страны. Человек Будущего, заменивший Человека просто, давал пьесе перспективу.
2. Агитационно-политический театр Мейерхольда
Первая постановка "Мистерии-буфф" состоялась в Петрограде. В. Маяковский, Вс. Мейерхольд и К. Малевич, задумав поставить пьесу к годовщине революции, не имели ни театра, ни
актеров.
В газете "Северная коммуна" было опубликовано обращение: "Товарищи актеры! Вы обязаны великий праздник революции ознаменовать революционным спектаклем. Вами должна быть разыграна "Мистерия-буфф", героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи, сделанное Владимиром Маяковским.
Приходите все в воскресенье, 13 октября, в концертный зал Тенишевского училища (Моховая, 33). Автор прочтет текст мистерии, режиссер изложит план постановки, художник покажет эскизы, и те из вас, кто загорится этой работой, будут исполнителями. Центральное бюро по устройству октябрьских торжеств предоставляет все необходимые средства осуществления мистерии.
Все к работе!
Время дорого!
Просят являться только товарищей, желающих принять участие в постановке. Число мест ограничено". Подписали воззвание Вс. Мейерхольд, В. Маяковский, П. Лебедев, Л. Жевержеев, О. Брик.
Для репетиций и спектакля было снято помещение коммунального Театра музыкальной драмы. На призыв откликнулось много людей: профессиональные актеры, актеры-любители, студенты... Все эти люди с любопытством выслушали пьесу, которую читал Маяковский, не очень ее поняв и не слишком заинтересовавшись, поэтому в течение времени, пока шли репетиции, состав актеров менялся постоянно, и Мейерхольд вынужден был назначать новых исполнителей. Маяковскому приходилось объяснять содержание реплик, отстукивать ритм стиха, помогать найти интонацию. Спектакль постоянно был под угрозой срыва.
Но, тем не менее, 7 и 8 ноября 1918 года пьеса была сыграна. В роли Человека просто выступил Маяковский. Но так как несколько актеров не пришли на премьеру, то Маяковскому пришлось играть еще и роль Святого.
Так как этих, идущих за большими мастерами, было много, то и появился термин "формализм". А так как чиновники считали виновником этого явления Мейерхольда, то он, признавая факт существования таких режиссеров-ремесленников, дал формализму имя "мейерхольдовщина". Часто выступал на эту тему, пытаясь отделить Мейерхольда от мейерхольдовщины. Но это ему плохо удавалось. В 1938 году театр Мейерхольда был закрыт, Мейерхольд в 1939 году арестован и расстрелян 2 февраля 1940 года.
Александр Яковлевич Таиров (1885—1950)
1. Рождение Камерного театра.
Александр Яковлевич Таиров на пути к театру прошел стадию любительства, ученичества и, наконец, уйдя из театра В. Ф. Комиссаржевской, где он работал в сезоне 1906/07 года в качестве актера под руководством режиссера Вс. Мейерхольда, попробовал свои силы в режиссуре самостоятельно. Пресса приветствовала его первые постановки ("Гамлет", "Дядя Ваня"). Приписывали ему открытия в области постановки спектакля, которые уже были сделаны Мейерхольдом. Окончательное решение связать свою судьбу с театром Таиров принимает в 1913 году, согласившись на предложение К. А. Марджанова (1872—1933) вместе работать в только что созданном им Свободном театре.
Театр этот был задуман Марджановым как театр синтетический. Режиссер мечтал, что в театре будут осваиваться разные театральные жанры и играться они будут синтетическими актерами, умеющими равно талантливо проявиться в драме, пантомиме, опере и балете. Таирову были предложены для работы драма "Желтая кофта" Г. Бернимо и Дж. Хазлтона и пантомима "Покрывало Пьеретты" А. Шницлера — Э. Донаньи. Таиров свою задачу выполнил, интересно поставив оба спектакля, но Свободный театр просуществовал всего лишь сезон и был закрыт из-за недостатка средств. Однако Таиров уже не мог уйти от театра.
В Свободном театре Таиров встретил молодую актрису, свою будущую жену и сподвижницу Алису Георгиевну Коонен (1889—1974). Вместе с ней и другими энтузиастами, мечтавшими осуществить идею синтетического театра, Таиров создал Камерный театр. Название это возникло из желания ограничить количество зрителей нового, экспериментального театра, отсеять по возможности зрителя мещанского, посещающего театр для развлечения. Но ни камерные спектакли, ни камерные методы не стали основой поиска нового коллектива. Таирову хотелось создать театр актера, театр, в котором актер будет хозяином спектакля. Он хотел вернуть театр в театр.
Камерный открылся в декабре 1914 года. Выбор пьесы Калидасы "Сакунтала" был обусловлен программой Таирова. Легенда о девушке-отшельнице диктовала стиль спектакля. Художником спектакля был выбран Павел Кузнецов, заглавную роль исполняла А. Г. Коонен.
Первый же спектакль заявил о театре, который непременно хотел быть профессиональным во всех областях сценического искусства. Режиссеру надо было очень много сделать: воспитать синтетического актера, найти театральных художников, которые были бы единомышленниками, необходимо было найти новые формы спектаклей, которые бы не повторяли ни форм натуралистического, ни форм условного театров. Таиров понимал, что поиски Художественного театра и поиски Мейерхольда были необходимы в борьбе со старым театром, работавшим на штампах. Но, по мнению Таирова, поиски и Станиславского, и Мейерхольда приводили к крайним результатам. Таирову хотелось найти синтез, который помог бы театру пойти по единственно верному пути. Впрочем, любому ищущему художнику путь его поиска кажется наиболее верным. Не будем утверждать, что путь Камерного театра был единственно возможным путем, но был он интересным и для данного театра плодотворным.
Весь творческий путь, пройденный Камерным театром, можно условно разделить на три, неравных по протяженности, периода. Сохраняя в каждом из периодов поставленные перед театром общие задачи, Таиров резко менял выбор драматургии и тем самым находил для развития театра новый путь.