ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.09.2024
Просмотров: 486
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 15. Происхождение русского театра.
Русский народный театр на рубеже XVI и XVII веков
Раздел 10 Русский театр XVIII века.
Тема 16 . Первые профессиональные театры в России
Сумароков к г. Дмитревскому на смерть ф. Г. Волкова
Раздел 12 Русский театр второй половины XIX а.Н. Островский
Раздел 13 Театр хх века введение
Московский Художественный театр
Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874—1940)
2. Поиски новых форм в спектакле.
3. Вс. Э. Мейерхольд и в. Ф. Комиссаржевская.
Евгений Багратионович Вахтангов (1883—1922)
2. Создание собственной студии.
2. Агитационно-политический театр Мейерхольда
Александр Яковлевич Таиров (1885—1950)
2. Первый период жизни театра. "Неореализм" (1914—1923)
3. Период "конкретногореализма" (1923—1934).
2. Вахтангов в Первой студии мхт.
"Опера нищих" по Б. Брехту-К. Вайлю (1930, художники Стенберги) и "Машиналь" по С. Тредуэлл (1933, художник В. Рындин) — спектакли, хотя и очень различные по содержанию, оба направлены против механизированного, бездушного, давящего на человека мира. Форма в этих спектаклях была для режиссера чрезвычайно важна, ибо через нее выражена идея спектаклей. В спектакле "Машиналь" пространство сцены было поделено художником по горизонтали на две неравные части. Внизу в небольшом пространстве существовали люди, похожие на манекены, сверху на них давили громады небоскребов. Ни клочка неба, ни глотка воздуха. В этом безвоздушном пространстве преступление становилось естественным.
В это десятилетие Таиров возвращается и к своему излюбленному жанру— оперетте. Но направление театра решительно меняется не только в сторону социальной темы Запада. Режиссер начинает обращать внимание на пьесы, появившиеся и в Советской России. Конечно, говорить о добровольности такого внимания не приходится. Однако и на этом пути театр ждет решительная победа. Он идет к ней через пьесы советских драматургов, которые навязывает театру Советская власть. Защитить театр уже некому, так как А.В. Луначарского уже нет во главе Наркомпроса, а соответствие идеологии государства требуется от всех театров.
В репертуаре театра появляются пьесы, которые не дают материала для продолжения линии, вырабатываемой театром: "Ку-кироль" П. Антокольского, В. Масса, А. Глобы, "Заговор равных" М. Левидова, "Наталья Тарпова" С. Семенова, "Линия огня" Н. Никитина, "Неизвестные солдаты" Л. Первомайского, "Кто кого" П. Маркиша. Однако работа над этими спектаклями только готовила театр к встрече с "Оптимистической трагедией" В. Вишневского.
Все работы Таирова над современной советской драматургией до "Оптимистической трагедии" — это путь к спектаклю, о котором в газете "Правда" Ф. Панферов и Б. Резников напишут:"Постановкой "Оптимистической трагедии" В. В. Вишневского Камерному театру удалось дать спектакль, полный идейного смысла и артистического мастерства. Героизм, пафос, подлинная романтика первых годов нашей революции отражены на сцене с огромной простотой и правдивостью".
А устами критика О. Литовского констатируется переход Камерного театра к новой эстетике и идеологии: "Освобождаясь от эстетической мишуры и формалистических изысков, Камерный театр обретает свой, одному ему присущий сценический язык, свой стиль, который является результатом критического освоения, с точки зрения современно чувствующего и мыслящего коллектива, всего лучшего, что накопил театр за время своего существования". "Оптимистическая трагедия" В. Вишневского — действительно высшее достижение театра в области советской пьесы.
Удача постановки заключалась, прежде всего, в том, что театр работал вместе с автором пьесы, который помог режиссеру найти точное, единственно возможное для этой пьесы решение. Вместе с художником В. Рындиным было найдено лаконичное, но выразительное решение: разорванные эллипсы, вставленные друг в друга, представляли собой по мере надобности горизонт, с нависшим над ним свинцовым небом, палубу корабля, море... Не было ничего бытового в этом решении. Все мизансцены, найденные режиссером, вписывались в эти графические линии и подчинялись им, часто повторяя эту дугу. Это было заявлено уже в первой сцене, когда полк выстраивался на палубе корабля, точно повторяя линию, проведенную художником. Строй, стройность, подчинение команде, движение по определенным линиям — будут определять норму жизни и порядка на корабле. Малейшее разрушение строя — будет вызывать тревогу, обозначать анархию. Назначение актрисы Коонен на роль Комиссара обозначало то, что и этот спектакль, несмотря на его тематику, будет доведен до трагического напряжения, свойственного дарованию исполнительницы. Она блестяще справилась с ролью, поставив ее в один ряд с такими трагическими ролями, как Саломея, Адриенна Лекуврер, Федра, Катерина... Счастливое совпадение эстетики В. Вишневского с возможностями Камерного театра сделали постановку "Оптимистической трагедии" победой театра. Это был единственный советский спектакль, в котором революция была показана не через реалии быта, а символически, героически, обобщенно. И воспринималась как трагедия. Если бы такой спектакль был поставлен во МХАТ или в театре у Мейерхольда, то это было бы нормой, но в театре, эстетика которого в течение двадцати лет утверждала иные ценности, где спектакль всегда был предлогом для самозабвенной игры, демонстрацией различных талантов и возможностей актера, режиссера, художников, эта объективная победа воспринимается как победа советской идеологии над уникальным художественным коллективом. И дальнейший ход жизни доказывает правильность такого вывода. Камерный театр и советская идеология оказываются несовместимыми.
4. Третий период (1935—1949).
Наступление идеологии загоняет театр в тупик, хотя Таиров все еще борется за сохранение эстетики своего театра. Ему не удается этого сделать во всех спектаклях, но в некоторых из них он останется верен славному прошлому театра. Одной из таких работ стал спектакль "Египетские ночи" — композиция, в которую вошли произведения А. С. Пушкина, "Антоний и Клеопатра" У. Шекспира и "Цезарь и Клеопатра" Б. Шоу. Спектакль был поставлен в 1934 году, его художником был В. Ф. Рындин. Эта попытка дать Коонен достойную ее таланта работу, по-видимому, не имела удовлетворительного результата — прежде всего потому, что три разнородных произведения, написанных в разное время, не слились органично в единую композицию. Критика называла спектакль помпезным и холодным, несколько внешним и декламационным, но хвалила театр за его "плодотворный путь к реализму и социальному осмыслению произведения .
Последние пятнадцать лет жизни Камерного театра посвящены, в основном, попытке выжить в идеологическом мире СССР. Одна за другой ставятся пьесы советских авторов, часто очень сомнительных с точки зрения их дарования. И лишь изредка на их фоне возникают имена А. Н. Островского, А. П. Чехова, М. Горького, такие несвойственные Камерному театру, но безупречные по качеству. И все чаще в связи с постановками Таирова используется определение: реалистический, психологический. В русле этих определений возникает спектакль по роману Г. Флобера "Мадам Бовари" (1940, художники Е.К.Коваленко и В. Ф. Кривошеина). Сегодня последние пятнадцать лет истории Камерного театра воспринимаются как постоянное падение и измена тем идеалам, ради которых он был создан. Однако в конце этого периода, как бы в отчаянии, Таиров обратится к своей любимой западной драматургии и поставит спектакль по пьесе О. Уайльда "Веер леди Уиндермер". Все, кто присутствовал на генеральной репетиции спектакля, вспоминают о его красоте и гармонии, но спектакля зрители не увидели, он был запрещен. Было это в 1948 году.
1948 год памятен в советском искусстве пресловутыми постановлениями о "безродных критиках-космополитах". Началась борьба со всем иностранным. Зарубежная драматургия подверглась преследованию и несколько лет с большим трудом просачивалась на сцены советских театров. Естественно, что отчаянный порыв Таирова был пресечен. Падение же интереса к Камерному театру, который занимался не своим делом, ставя плохие советские пьесы, было воспринято в правящих кругах как показатель ненужности театра. В 1949 году Таиров был отстранен от руководства театром и переведен очередным режиссером в Театр имени Евг. Вахтангова. А 9 августа 1950 года Приказом 669 Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР, в связи с реорганизацией, Камерный театр был переименован в Московский театр имени А.С.Пушкина и главным режиссером нового театра был назначен актер В. В. Ванин. Так закончилась еще одна трагическая страница истории советского художника-авангардиста.
Е. Б. Вахтангов и м. А. Чехов
1. Вахтангов и революция.
Судьбы Евг. Б. Вахтангова и М. А. Чехова не так трагичны, как судьбы Вс. Э. Мейерхольда, В. В. Маяковского и А. Я. Таирова, умершего через год после разрушения его театра. Но и эти ученики Художественного театра внесли свой заметный вклад в развитие театра революционной эпохи. Их взгляды на революцию были иными, чем у Мейерхольда и Маяковского.
Вахтангов не пробовал идти в ногу с революцией, но пытался ее осмыслить. В статье "С художника спросится" он писал: "А когда идет она, выжигающая красными следами своих ураганных шагов линию, делящую мир на "до" и "после", как может она не коснуться сердца художника? Как может ухо художника, услышав крик в мир, не понять, чей это крик? Как может душа художника не почувствовать, что "новое", только им созданное, но созданное "до" Нее, уже стало "старым" сейчас же после первого шага Ее? <...> Если художник хочет творить "новое", творить после того, как пришла она, Революция, то он должен творить "вместе" с Народом. Ни для него, ни ради него, ни вне его, а вместе с ним. Чтобы создать новое и одержать победу, художнику нужна Антеева земля. Народ — вот эта земля".
На вопросы учеников, как соответствовать времени, отвечал странно. Предлагал отказаться от прямого отражения своего времени, советовал брать для работы материал, далекий от происходящих событий, и через него выражать свое отношение к происходящему. Б. Е. Захаве не советовал брать в работу пьесу Лопе де Вега "Фуэнте Овехуна", хотя эта пьеса ставилась многими театрами, заменяя им отсутствующую драматургию о революции. Сам отказался от работы над пьесой М. Чехова "Сказка об Иване-дураке", потому что пьеса была пацифистской, а шла война. В 1922 году поставил сказку К. Гоцци "Принцесса Турандот" и при помощи этого спектакля выразил отношение молодого поколения к событиям революции. Но это не было политическим, прямым выражением своего отношения к событиям, а творческим выражением нового мироощущения.
Вахтангов и М. Чехов сразу отделили политику и идеологию от искусства. М.Чехов писал А.В.Луначарскому в 1928 году: "Театр и торжественность неразлучны, как брат и сестра. Наши же критики требуют от театрального искусства простого повторения того, что ежедневно печатается в газетах, произносится на собраниях и звучит через трубы громкоговорителей. Театр по существу своему не может замкнуться в узкие границы повседневных тем: он не только шире, но он совсем иной природы. Со сцены нельзя представлять 2x2=4, со сцены можно представлять только: 2x2=8. Это не только интереснее, волнительнее и значительнее, чем 4, но это секрет всякого искусства вообще".