ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.09.2024
Просмотров: 472
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 15. Происхождение русского театра.
Русский народный театр на рубеже XVI и XVII веков
Раздел 10 Русский театр XVIII века.
Тема 16 . Первые профессиональные театры в России
Сумароков к г. Дмитревскому на смерть ф. Г. Волкова
Раздел 12 Русский театр второй половины XIX а.Н. Островский
Раздел 13 Театр хх века введение
Московский Художественный театр
Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874—1940)
2. Поиски новых форм в спектакле.
3. Вс. Э. Мейерхольд и в. Ф. Комиссаржевская.
Евгений Багратионович Вахтангов (1883—1922)
2. Создание собственной студии.
2. Агитационно-политический театр Мейерхольда
Александр Яковлевич Таиров (1885—1950)
2. Первый период жизни театра. "Неореализм" (1914—1923)
3. Период "конкретногореализма" (1923—1934).
2. Вахтангов в Первой студии мхт.
Вахтангов и М. Чехов были единомышленниками, работали в Первой студии МХТ, Вахтангов преимущественно режиссером, М. Чехов — актером. Оба увлекались педагогикой, изучали "систему" Станиславского. Вахтангов проверял ее правильность на себе и перестраивал таким образом (от простого к сложному), чтобы она могла помочь воспитать ученика. М. Чехов, осмыслив "систему", присвоив ее в какой-то степени, стал надстраивать ее, предлагая свои пути работы актера над собой и над образом.
2. Вахтангов в Первой студии мхт.
Уже в первых режиссерских работах Вахтангов проявил самостоятельный взгляд на драматургию, над которой работал. Третья его работа в Первой студии — пьеса Г. Ибсена "Росмерсхольм" — получила одобрение Вл. И. Немировича-Данченко, который над этой пьесой работал в Московском Художественном театре. Он вспоминал: "Когда я пошел на "Росмерсхольм" у Вахтангова, я был поражен: все, чего я добивался, было налицо: слова роли Ребекки, Росмера, Кроля стали своими. Это был один из огромнейших результатов работы, характеризующей режиссера Вахтангова". Молодой режиссер прочел странную мистическую и символическую пьесу Ибсена как вполне реалистическую. В своем решении он пошел от названия пьесы: Росмерсхольм — дом Росмера. Дом и вековые традиции дома стали определяющими в решении спектакля. Люди, живущие в этом доме, оказались так малы, так не защищены от этого сытого властного окружения, что погибали. В решении была заложена экспрессия. Все было в движении света, который создавал иллюзию жизни мертвой материи. Эти же приемы, но только детально разработанные, появились и в следующем спектакле Вахтангова в Первой студии.
В 1921 году он поставил пьесу "Эрик XIV" с М. Чеховым в заглавной роли. Эта пьеса шведского драматурга А. Стриндберга (1849—1912) хорошо ложилась на философию Вахтангова, который видел трагическую раздвоенность мира. Он много писал о мире живых и мире мертвых в духовном проявлении человека. На основе этой философии и была разобрана пьеса А. Стриндберга. Эрик оказывался между двух миров. Вахтангов писал о главном герое: "Эрик— человек, родившийся для несчастья. Эрик создает, чтобы разрушать. Между омертвевшим миром бледнолицых и бескровных придворных и миром живых и простых людей мечется он, страстно жаждущий покоя, и нет ему, обреченному, места. Смерть и жизнь зажали его в тиски неумолимого. <...> То гневный, то нежный, то высокомерный, то простой, то протестующий, то покорный, верящий в бога и в сатану, то безрассудно несправедливый, то безрассудно милостивый, то гениально сообразительный, то беспомощный до улыбки и растерянный, то молниеносно решительный, то медлительный и сомневающийся. Бог и ад, огонь и вода. Господин и раб — он, сотканный из контрастов, стиснутый контрастами жизни и смерти, неотвратимо должен сам уничтожить себя. И он погибает" .
Экспрессионизм стал основным и в решении этого спектакля. Занавес открывал пространство, динамично построенное режиссером и художником И. И. Нивинским. Серые выщербленные колонны, поставленные косо, создавали иллюзию летящего пространства. Динамика эта усугублялась тем, что еще до того, как на сцене появлялся Эрик— М. Чехов, — с балкона летел цветочный горшок и разбивался посреди сцены, раскидывая вокруг себя землю и поломанные стебли. Вслед за этим из дома в развевающихся одеждах выбегал король Эрик XIV. Эрика создал М. Чехов. Актер сумел воплотить замысел режиссера очень точно. О нем писал чешский писатель и театральный деятель Карел Чапек: "Его игра не поддается описанию, даже если бы я окончательно изгрыз свой карандаш, мне все равно не удалось бы выразить словами ни одного из нетерпеливых, стремительных, резких движений его аристократической руки. Или вот он топнул ногой — быстрый поворот, мгновенный взгляд сверкающих пронзительных глаз... нет, ни о чем этом не расскажешь. <...> В двух словах "телесной" и "духовной" — и заключается тайна этого потрясающего актерского исполнения. Тело может "облекать", может "символизировать" ее, может ее "выражать". Но вот приходит Чехов и доказывает вам (просто и вместе с тем загадочно), что тело и есть душа, сама душа, отчаявшаяся, мечущая, трепещущая. <...> Для Чехова не существует никакого "внутри"; все происходит обнаженно, ничто не скрыто, все выражается импульсивно и резко, в каждом движении, в игре всего тела, всего этого тончайшего и трепещущего клубка нервов. И все же я никогда не встречал игры, столь целомудренно передающей внутреннюю жизнь души, столь чуждой всему внешнему"49.
Гримы актеров не были реалистичны. Наоборот, они странно оттеняли неестественность лиц персонажей, но гармонично сочетались с пространством. Они также были экспрессивны.
Вахтангов несколько сократил пьесу, придал ей драматическое напряжение. А в финале вместо убийства короля придворными, ввел его самоубийство. В момент самоубийства Эрик выпивал яд. М. Чехов играл сцену смерти очень просто. С него просто спадали пышные одежды короля, и актер оставался в черном трико. Не было ни падения, ни конвульсий, актер просто стоял, и зритель понимал, что герой его умер, а эта черненькая фигурка — все, что от него осталось, это сущность Эрика.
Вокруг спектакля было много споров. Большинство советских театральных критиков не приняли постановку. Но со временем все встало на свои места, и много лет спустя после смерти Вахтангова В. А. Подгорный писал: "Постановка "Эрика" была большой победой уже вполне зрелого мастера, нашедшего свойственный ему стиль, убедительные по своей выразительности приемы работы. Не все товарищи сразу поверили в его новое на театре слово. Не все из своих замыслов он смог, благодаря этому, претворить в сценическую жизнь. Но для всех эта постановка ясно показала, что в театр пришел крупнейший художник, что ему суждено произнести новое слово, что в нем заложены огромные творческие силы"50. Этот спектакль был венцом всех предыдущих поисков Вахтангова и последним спектаклем, поставленным им в Первой студии МХТ.
3. Вахтангов в Третьей студии мхат.
Параллельно с Первой студией, где Вахтангов был режиссером и актером, работал он и в студии, созданной в 1914 году со студентами Коммерческого института. Она в разное время носила разные названия: Студенческая, Мансуровская (по местонахождению), Третья студия МХТ (с 1920 года), Студия имени Вахтангова. В своей студии Вахтангов был преимущественно педагогом. По-существу, его школа была первой театральной школой, которая имела свою, разработанную на основе системы Станиславского, программу. Она строилась для ученика, начинающего свою жизнь в искусстве, по элементам, которые усложнялись по мере прохождения курса. Но в каждом следующем, более сложном, обязательно присутствовал предыдущий, более простой элемент.
В этой программе было заложено не только профессиональное и эстетическое воспитание, но и этическое. Следуя заветам своего учителя Леопольда Антоновича Сулержицкого, Вахтангов воспитывал своих учеников в любви к своей профессии, к своему дому-студии, друг к другу. Говорил, что любовь приходит вместе с делом рук человека, который работает во имя целого —г- школы. Он учил их созиданию, учил единомыслию, учил радости творчества. Писал своим ученикам в письме: ""Студийность" есть сущность, ради которой и при помощи которой существует Студия. Эта сущность освещает все: и отношение к искусству, и друг к другу, и поведение в стенах Студии, и представительство на стороне. Эта сущность звучит и в художественной, и в этической, и в моральной, и в духовной, и в товарищеской, и в общественной жизни каждого студийца. Она есть прежде всего — дисциплина. Дисциплина во всем. В каждом шаге" '.
Вахтангов понимал, что для нового искусства надо воспитать нового человека. До него никто такой задачи не ставил. Путь ее выполнения был в формуле Вахтангова: "Школа — Студия — Театр". Ученики Вахтангова последовательно этот путь прошли.
Первый вариант спектакля "Чудо святого Антония" по драме М. Метерлинка, находившийся в работе с 1916 года, был показан в 1918 году и стал для студийцев дипломным спектаклем. Вахтангов щадил молодых актеров, которые еще не умели создавать образ, далекий от их индивидуальности, поэтому предложил сыграть сатирическую пьесу как психологическую драму. Предложил актерам оправдать поведение каждого персонажа в предлагаемых пьесой обстоятельствах. И лишь в 1921 году, когда старшее поколение студийцев достаточно окрепло и стало хорошо понимать профессию, появилась возможность сатирического решения. Студийцы сами почувствовали, что пьесу невозможно уже играть как психологическую драму. В этой второй постановке Вахтангов использовал прием гротеска52 и так формулировал открывающиеся перспективы: "Бытовой театр должен умереть. "Характерные" актеры больше не нужны. Все, имеющие способность к характерности, должны почувствовать трагизм (даже комики) любой характерной роли и должны научиться выявлять себя гротескно. Гротеск—трагический, комический". Размышляя над законами творчества, записывал в тетрадь: "Сознание никогда ничего не творит... творит бессознание. В область бессознания, помимо ее самостоятельной способности выбирать без ведома сознания, может быть послан материал для творчества путем сознания. В этом смысле каждая репетиция пьесы только тогда продуктивна, когда на ней ищется или дается материал для следующей репетиции; в промежутках между репетициями и происходит в бессознании творческая работа перерабатывания полученного материала. Из ничего нельзя ничего и создать, вот почему нельзя сыграть роль без работы — "по вдохновению". Вдохновение — это момент, когда бессознание скомбинировало материал предшествовавших работ и без участия сознания — только по зову его — дает всему одну форму".
Осмысливая время, Вахтангов пытался понять, в какой зависимости находятся автор — время — коллектив. В его записных тетрадях находим планы постановки пьесы "Зори" Э. Верхарна разными театрами Москвы. К сожалению, проект этот не был осуществлен. Вахтангов умер 29 мая 1922 года, в самом расцвете своего таланта, многое не успев сделать. Возможно, предчувствуя свой скорый конец, в 1921—1922 годах работал очень интенсивно, на пределе своих физических сил.