ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.09.2024
Просмотров: 465
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 15. Происхождение русского театра.
Русский народный театр на рубеже XVI и XVII веков
Раздел 10 Русский театр XVIII века.
Тема 16 . Первые профессиональные театры в России
Сумароков к г. Дмитревскому на смерть ф. Г. Волкова
Раздел 12 Русский театр второй половины XIX а.Н. Островский
Раздел 13 Театр хх века введение
Московский Художественный театр
Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874—1940)
2. Поиски новых форм в спектакле.
3. Вс. Э. Мейерхольд и в. Ф. Комиссаржевская.
Евгений Багратионович Вахтангов (1883—1922)
2. Создание собственной студии.
2. Агитационно-политический театр Мейерхольда
Александр Яковлевич Таиров (1885—1950)
2. Первый период жизни театра. "Неореализм" (1914—1923)
3. Период "конкретногореализма" (1923—1934).
2. Вахтангов в Первой студии мхт.
17 октября 1672 года в «Комедийной хоромине» состоялся первый спектакль. Согласно воле царя, на сцене шла «учиненная на библии» пьеса «Эсфирь, или Артаксерксово действо». Начался спектакль в пятом часу нет, по нашему времени — в девять часов вечера. Представление длилось десять часов. Царь, просидевший все эти десять часов, как засвидетельствовал современник, не вставая с места, остался очень доволен спектаклем. Он обласкал и похвалил всех его участников, а экземпляр пьесы приказал переплести в сафьян с золотом. Экземпляр этот, однако, до наших дней не сохранился.
За первым спектаклем вскоре последовал второй — пьеса «Юдифь».
Но немецкий язык, на котором разыгрывались спектакли «Комедийной хоромины», был чужд и непонятен русским зрителям. Увлечь их, естественно, мог только театр, со сцены которого звучала бы не чужая речь, а своя — русская. В начале 1673 года и было поэтому приказано отобрать двадцать шесть русских ребят —сыновей подьячих и мещан—и составить из них новую труппу театра.
Родители будущих актеров недолго сопротивлялись этому приказу царя. Интерес его к театральной «потехе» поневоле примирял царских подьячих с новой «комедийной службой» их детей. Об этом очень хорошо рассказано у великого русского драматурга Островского в его пьесе «Комик XVII столетия». Подьячий старик Кочетков полон отчаяния, что его сыну предстоит стать скоморохом, но, узнав о наградах, ожидающих участников царских «потех», он сам приводит своего сына к боярину Матвееву и говорит: «Да будет он царев комедиант».
Проходит еще некоторое время, и со сцены «Комедийной хоромины» начинает звучать русская речь. В том же 1673 году царь указал приспособить под «комедию» палаты над аптекой в Кремлевском дворце. Так возник еще один театральный зал. Спектакли труппы «Комедийной хоромины» начинают чередоваться между селом Преображенским и Москвой.
В репертуаре театра, кроме «Артаксерксова действа» и «Юдифи», были еще комедии: о «Товии», «Малая комедия о преизрядной добродетели и сердечной чистоте в действии об Иосифе», «Темир-Аксаково действо, или малая комедия о Баязете и Тамерлане», «Жалостная комедия об Адаме и Еве» и другие. Все эти пьесы представляли собой литературную переработку библейских сюжетов или исторических легенд.
До наших дней не дошли такие свидетельства, на основе которых можно было бы дать подробное описание спектаклей «Комедийной хоромины». Историки все же располагают достаточными материалами, опираясь на которые нетрудно составить себе общее представление о характере спектаклей театра, организованного Артамоном Матвеевым.
Это были представления по своей форме живые и веселые, несмотря на библейские сюжеты. Сопровождались они музыкой, пением, танцами. В центре спектаклей, независимо от их содержания, стоял шут—«дурацкая персона». Писаного текста своей роли шут не имел: он импровизировал. Легко допустить, что в своих импровизациях шут — «дурацкая персона» — пользовался проверенными по части воздействия на зрителей приемами, остротами и присказками скоморохов и таким образом привносил в спектакли, созданные придворными кругами, элементы самобытного крестьянского, русского народного творчества.
От спектакля к спектаклю рос успех созданной Артамоном Матвеевым «комедии». Театральная «потеха» становилась любимым развлечением двора, и ее участники начинают подумывать о том, как бы внести в эту «потеху» больше разнообразия. Так рождается мысль о создании балетных спектаклей. История сохранила точные данные об одном из таких балетных спектаклей. Назывался он «Орфей». Балет начинался прологом, прославляющим мудрость и добродетель Алексея Михайловича, а затем следовали танцы на фоне живописных «преспектив». Современники свидетельствуют, что таких балетных представлений состоялось несколько.
И все же положение самих актеров «Комедийной хоромины» было незавидным. До нас дошла челобитная группы актеров Алексею Михайловичу. Васька Мешалкин с товарищами обратился к царю с таким заявлением:
«...По твоему великого государя указу отослали нас, холопей твоих для научения комедийного дела, а твоего великого государя жалования, корму нам, холопем твоим, ничего не учинено, и ныне мы, холопи твои, платьишком ободрались, и сапожишками обносились, и пить-есть нечего, и помираем мы, холопи твои, голодного смертию Милосердный государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа великия и малыя и белыя России самодержец! Пожалуй нас, холопей своих, вели, государь, нам свое великого государя жалование на пропитание поденной корм учинить, чтоб нам,холопем твоим, будучи у того комедийного дела, голодною смертью не умереть».
Царь «пожаловал» и приказал выдать по четыре деньги на день каждому из своих комедиантов. Расписки в получении этих денег сохранили нам имена и товарищей Васьки Мешалкина: Николая и Родиона Ивановых, Тимофея Максимова, Луки Степанова — имена первых московских актеров...
На престол вступил царь Федор — сын Алексея Михайловича от первого брака. Вместе с Федором к власти пришла родня его матери — реакционные бояре Милославские, и сразу же наступил конец «бесовскому игрищу». Царь Федор немедленно приказал очистить палаты, занятые под «комедию». Главный ее зачинщик, сторонник просвещения и культуры----боярин Артамон Матвеев был сослан в Пустозерск. Из всех его соратников при дворе удержался только один — Симеон Полоцкий, хитрый монах, воспитатель царских детей, которому принадлежали обработки некоторых пьес репертуара «Комедийной хоромины». Этот монах сумел заранее обелить себя в глазах царя Федора и окружающих его защитников старины. Перед самым закрытием «хоромины», предвидя новое наступление реакции, он поспешил написать «Комедию — притчу о блудном сыне», в которой, осуждая стремления молодежи к науке, призывал «не полагаться на свет разума, а слушать наставления старших».
«Комедийная хоромина» Алексея Михайловича просуществовала всего четыре года. Она была первым театром в Москве. Со спектаклей, которые шли в этой «хоромине», и начинается история русского театра, история театральной Москвы.
«Театрум» на красной площади
Двадцать шесть лет после закрытия «Комедийной хоромины» в Москве не было театра. Возник он вторично в знаменательные для России годы царствования Петра I. Возник уже на новой принципиальной основе.
В 1701 году Петр дал приказ состоявшему на царской службе Ивану Сплавскому ехать в Польшу и привезти оттуда труппу артистов.
В Данциге Сплавскому с большим трудом удалось заключить контракт с антрепренером немцем Яганом Кунстом, который согласился со своей труппой поехать в Россию за шесть тысяч ефимков, по тем временам сумму очень большую, равную примерно четырем тысячам золотых рублей. Кроме того, Кунст выговорил для себя еще и особую дотацию на изготовление костюмов и декораций. Приехав в Москву, Кунст предложил приступить к постройке театрального здания длиной в двадцать сажен, шириной в пятнадцать и высотой в семь сажен. Но самого Петра в Москве в это время не было, он воевал со шведами, а приказные, которым было поручено встретить иноземных комедиантов и сделать все для них необходимое, не очень-то торопились выполнять требования Кунста.
Боярин Головин, сопровождавший Петра в его походе, написал в Москву:
«По указу Великого Государя прикажите комедиальный дом строить по размеру и желанию комедиантов... сделать частые большие окна для всякого случая, чтобы возможно было в окно двум человекам пролезть, а окон-чин в них не делать, для того, что не потребен свет в комедии; в окнах сделать двойные затворы, и велеть внутри вытесать, на затворах сделать задвижные крюки, когда надобно затворить... также и отворить было бы удобно. И около того дому сделать три или четыре избы... для приезду желающих действа комедийного посмотреть».
Последние строки письма по поводу изб, в которых могли бы останавливаться зрители, чрезвычайно знаменательны. Посылая Ивана Сплавского за актерами, Петр задумал создать театр совсем не такого типа, какой существовал при дворе его отца. Он полагал организовать театр не для личной забавы, театр не придворный, а такой, который обслуживал бы самые широкие круги зрителей. Комедийную «потеху» Петр хотел превратить в общенародное увеселение, и думал он о театре публичном.
Вернувшись с войны в Москву и выслушав доклад Сплавского, Петр прежде всего поинтересовался, говорят ли приехавшие актеры по-польски, и остался очень недоволен тем, что Сплавский привез не славянских актеров, язык которых хоть немного был бы понятен москвичам, а немецких.
Не успела труппа приступить к работе, как Петр уже дал ей задание «в скорости как мощно. новую комедию о победе и вручении крепости Орешка великому государю составить».
В то же время Петр приказал отобрать «разных приказов подьячих» и отправить их к Кунсту, «чтоб он их, комедиям всяким учил с добрым радением и откровением» и «чтоб им те 'комедии выучить в скорых числах», хотя обучать русских актеров и не входило по контракту в обязанности антрепренера.
В конце 1702 года На Красной площади, на самом «знатном» месте Москвы, была закончена постройка «Комедиальной деревянной храмины». Были в этой «храмине», по описанию современника, «и театрум, и хоры, и лавки, и двери, и окна, и внутри ее потолок подбит и крозля покрыта, а снаружи обита тесом».
Еще до окончания строительства театра приезжая труппа начала давать свои спектакли в доме любимца Петра — генерала Франца Лефорта, где также были сооружены «комедийный театрум и хоры».
В театре на Красной площади вскоре начали выступать и русские актеры, которых обучал Кунст. Но выступали они на первых порах, повидимому, только с отдельными номерами. Любопытно, что и эти актеры, как некогда Васька Мешалкин с товарищами, подали жалобу царю о том, что, обучаясь комедийному делу, они платьем и обувью обносились. Им также было установлено государево жалованье, но уже не как при Алексее Михайловиче — всем одинаковое, а по-петровски, с хозяйственным подходом: «смотря по персонам, за кем дело больше — тому больше, за кем ело меньше — тому меньше».
Труппа Кунста явно не удовлетворяла Петра. Спектакли, которые она давала, были непонятны большинству москвичей, и если царь терпел ее, то только потому, что Кунст со своей женой Анной подготавливали кадры русских актеров.
В 1703 году во главе театра на Красной площади становится новое лицо — проживающий в Немецкой слободе Отто Фюрст. Но и он оказался неспособным стать проводником предначертаний Петра, задумавшего создать первый в России открытый публичный театр.
Прежде всего, Фюрст не проявил нужной заботы о подготовке русских учеников. До наших дней дошел замечательный документ — грамота, которую подал на Фюрста один из русских комедиантов — Петр Боков. В этой грамоте-жалобе Боков, проявив высокий пример национального сознания, сообщает, что русские актеры, «выучив комедии... действуют не в твердости» и что происходит это из-за нерадения Фюрста к делу воспитания учеников, из-за того, что «он, немец, их русского поведения не знает».