ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.09.2024
Просмотров: 479
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 15. Происхождение русского театра.
Русский народный театр на рубеже XVI и XVII веков
Раздел 10 Русский театр XVIII века.
Тема 16 . Первые профессиональные театры в России
Сумароков к г. Дмитревскому на смерть ф. Г. Волкова
Раздел 12 Русский театр второй половины XIX а.Н. Островский
Раздел 13 Театр хх века введение
Московский Художественный театр
Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874—1940)
2. Поиски новых форм в спектакле.
3. Вс. Э. Мейерхольд и в. Ф. Комиссаржевская.
Евгений Багратионович Вахтангов (1883—1922)
2. Создание собственной студии.
2. Агитационно-политический театр Мейерхольда
Александр Яковлевич Таиров (1885—1950)
2. Первый период жизни театра. "Неореализм" (1914—1923)
3. Период "конкретногореализма" (1923—1934).
2. Вахтангов в Первой студии мхт.
Не заботился Фюрст и о привлечении на спектакли возможно более широких кругов москвичей.
Зимой 1704 года русские актеры «театрума» на Красной площади дали первые три спектакля на русском языке.
В ответ на это важное событие в истории русского театра и театральной Москвы Петр предпринимает второе организационное мероприятие, направленное на укрепление своего начинания. Он издает следующий указ:
«Комедии... действовать... в понедельник и в четверг, и смотрящим всяких чинов людям.., ходить довольно и свободно без всякого опасения, а в те дни ворот городовых по Кремлю, по Китай-городу и по Белому городу в ночное время до 9 часов ночи не запирать и с проезжих указанной по верстам пошлины не имать для того, чтобы смотрящие того действия ездили в комедию охотно».
Таким же замечательным мероприятием было и установление разных цен на билеты в «театрум». Плата за места начиналась с трех копеек и не превышала десяти. Билеты-«ярлыки» продавались в особых кассах-«чуланах» всем желающим.
Были дни, когда на спектакль собиралось до четырехсот зрителей — цифра по тем временам очень внушительная, особенно если вспомнить, как необычайно трудно было в тогдашней Москве добраться до Красной площади весной или осенью.
Дороги в Москве от дождей раскисали. Только кое-где были бревенчатые мостовые. Освещения на улицах не было совсем. И если по таким дорогам, в кромешной тьме, на спектакли сходилось и съезжалось несколько сот зрителей, и среди них не только «посадские и челя-динцы», но, по имеющимся данным, случалось и крестьяне, значит велика была тяга народа к театру.
Есть предположение, что среди пьес, которые шли на сцене первого московского открытого, публичного театра две комедии: «О Тенере, Лизетине отце, винопродавце» и «О Тонвуртине, старом шляхтиче, с дочерью», принадлежали перу русского актера Семгна Смирнова, которого, таким образом, если это действительно так, можно считать первым светским русским драматургом.
Во всех спектаклях «театрума» на Красной площади действовал шут — «дурацкая персона», или, как он уже в те времена назывался, «издевочный слуга», роль которого была наиболее доступна восприятию массового зрителя.
Нужно сказать, что репертуар «театрума» был очень далек от московских зрителей. Сюжет пьес, как правило, был мало понятен им, что осложнялось еще плохим качеством переводов. Герои, их быт также были чужды русскому зрителю, которого привлекали в театр, главным образом, сопровождавшие спектакли музыка, сценические эффекты, шутовские проделки и прибаутки «издевочного слуги».
Не был доволен этим репертуаром и Петр. Пьесы, с его точки зрения, лишены были самого главного — общественно-политической направленности. Один из современников засвидетельствовал, что Петр даже обещал награду актерам, если они дадут злободневную пьесу «без любви, которую всюду навязывают, что надоело царю», или политически заостренный «веселый фарс без шутовства».
Театр на Красной площади просуществовал около пяти лет. В последний год своей жизни он перестал делать сборы и начал чахнуть и хиреть. Стало разрушаться и само здание «Комедиальной храмины». В 1707 году театр закрылся.
Одновременно со спектаклями театра на Красной площади -в Москве происходили и другие, весьма важные по своему значению в истории русского театра спектакли. Так, в Славяно-греко-латинской академии театральные представления систематически устраивали ее студенты — «государственные младенцы», как их тогда называли. Это были спектакли типа «школьных драм», спектакли религиозно-нравственного характера, но в то же время теснейшим образом увязанные с событиями и интересами эпохи Петра.
На канве библейских сюжетов в этих спектаклях прославлялись реформы Петра, его победоносные походы, его защита православной церкви. Если вспомнить, что Петр встречал суровое осуждение со стороны именно тех, которые считали себя ревнителями «истинного православия» и которые иначе не называли Петра, как «антихрист», станет очевидным все значение школьных забав «государственных младенцев». Их спектакли превращались в орудие защиты деятельности Петра, получавшей в стенах академии как бы благословение самой церкви. Спектакли в Москве при Петре устраивались не только учениками духовных школ. Подобные спектакли давали и ученики Хирургической школы Московского госпиталя. Известно, что Петр часто посещал эти спектакли я щедро одаривал их участников.
После ликвидации театра на Красней площади шли спектакли и при дворе сестры Петра — Натальи Алексеевны, и в доме вдовы царя Иоанна Алексеевича — царицы Прасковьи Федоровны, в «комедии... близ Никольских ворот».
Наталья Алексеевна была любимой сестрой Петра. Она первая из русских царевен прониклась живым духом культуры и просвещения. Не раз «угощала» она Петра театральными спектаклями. После переезда Петра со своим двором в Петербург Наталья Алексеевна организовала и там театр, который явился первым в новой столице, и притом театром публичным, куда вход был открыт всем желающим. Играли в нем десять актеров, все русские. Царевна сама сочиняла трагедии и комедии, где под вымышленными именами выводились участники современных ей событий.
Отъезд Петра в северную столицу снова надолго оставляет Москву без настоящего театра. Смерть Петра на многие годы затем вообще приостанавливает развитие русского публичного театра для «всякого чина смотрельщиков». Но семена, брошенные Петром на русскую почву, в народные массы, не пропали даром. Они вскоре дали свои плоды.
Кондратий баикулов и другие
В течение тридцати пяти лет после отъезда Петра в новую столицу Москва не имела публичного театра, рассчитанного на широкие круги зрителей. Между тем стремление к театральным зрелищам у московских жителей было огромно.
Старый историк древней русской столицы И. Е. Забелин говорит, что общественная потребность в театральных зрелищах в Москве «возрастала год от году... и распространялась главным образом в кругу так называемых
разночинцев, составлявших в то время своего рода интеллигенцию Москвы, не дворянскую, но посадскую, слободскую или в собственном смысле городскую».
Представители этой городской московской интеллигенции и начали выступать в качестве инициаторов создания новых театров.
В первых числах декабря 1749 года некий Кондратий Байкулов, простой и обыкновенный москвич, подал в канцелярию полицеймейстера челобитную, в которой писал, что на время святок он нанял для устройства спектаклей четыре палаты в доме князя Засекина за Пречистенскими воротами, и просил взять с него полагающуюся пошлину, а также послать в полицейскую часть приказ отрядить к дому Засекина полицейских для наблюдения за порядком во время спектаклей.
В том же году, на то же время святок, два канцеляриста —один из государственной Горной коллегии Василий Хильковский, другой из дворцовой Счетной конторы Иван Глушков — также сняли под спектакли две палаты в доме князя Вяземского, на Дмитровке, о чем тоже подали челобитные. Труппа их состояла из двадцати человек.
Подобные челобитные сохранились за много лет. Все они исходят или от оазличных канцеляристов, или от бывших питомцев Славяно-греко-латинской академии. Среди этих челобитных имеется одна, представляющая выдающийся интерес. Ее подал «московской типографии чернильных дел мастер» Иван Иванов сын Голубев. Этот типографский мастер, прося разрешения на открытие театра, между прочим, сообщает, что спектакли он будет давать с «печатных комедиев».
Типографский рабочий в роли организатора «комедии»! Этот факт был ярчайшим выражением начинающегося процесса демократизации русского театра.
Значение этих, создаваемых рядовыми москвичами, театров станет особенно очевидным, если учесть, что их массовое появление и наибольший расцвет совпадают с одним из важнейших событий истории русского театра, отмеченным 1756 годом.
В 1756 году императрица Елизавета Петровна издала указ «Об учреждении Русского для представления трагедий и комедий театра». Указ этот закреплял правительственной поддержкой и «высочайшим» покровительством попытку театральных любителей из Ярославля, объединенных двумя русскими гениальными самородками — Федором Волковым и Иваном Дмитриевским, создать постоянный русский театр.
Волков, Федор Григорьевич – считается основателем русского театра; родился 20 февраля (9 февраля по старому стилю) 1729 г. в Костроме. Отец его, костромской купец, умер во время его малолетства, а мать вышла замуж вторично за ярославского купца Полушкина. Отчим В. был человек состоятельный и добрый. Первые уроки грамотности мальчик получил от пастора, состоявшего при герцоге Бироне, сосланном в Ярославль; затем был отправлен в Москву в Заиконоспасскую академию, где пробыл около трех лет, и в 1743 г. был взят оттуда отчимом. Последний сделал В. и его братьев товарищами своих промышленных и торговых предприятий. В 1746 г. молодой купец прибыл по делам в Петербург, и здесь, по преданию, посещение придворного театра произвело на него потрясающее впечатление. Он весь отдался новой страсти и в течение двух лет пребывания в Петербурге занимался искусствами и изучением сценического дела. В 1747 году Полушкин †, и Волкову пришлось возвратиться в Ярославль. Здесь он организовал труппу и начал давать представления в каменном амбаре. Первый спектакль состоялся 29 июня 1750 г.; была дана драма "Эсфирь" и пастораль "Эвмон и Берфа". Ближайшими соучастниками были два брата В., Григорий и Гаврило, Дьяконов (впоследствии Дмитревский), Чулков, Попов и др. Представления имели успех, и вскоре был выстроен на пожертвования настоящий деревянный театр. Слух о нем дошел до императрицы, и в 1752 г. В. со своей труппой вызван в Петербург. Молодые ярославцы дебютировали в Царском Селе в трагедии "Хорев". Затем они все были определены в кадетский корпус и всем было назначено казенное содержание. 30 августа 1756 г. последовал указ об учреждении русского театра, а В. присвоено звание первого "придворного актера". С этого времени растет слава В.; его талант засвидетельствован и иностранцами. В 1759 г. он был посылаем в Москву для упорядочения тамошнего театра. В перевороте при восшествии на престол Екатерины II В. принимал деятельное участие, за что и получил дворянство и 700 душ крестьян. Для коронации в 1763 г. он сочинил маскарад "Торжествующая Минерва". Умер 15 апреля (4 апреля по старому стилю) 1763 г. Как актер, Волков стремился к реальности; его декламация, по словам Новикова, была "только что природная и не украшенная искусством". Вот это-то отсутствие аффектации и перешло к русским артистам. В общем, однако, В. не создал школы. Он исполнял больше 60 ролей; лучшие его роли были трагические. Главная заслуга В. - в создании у нас самого театра, чему способствовали его многие таланты: он был актер, драматург, поэт, музыкант, живописец и скульптор. Литературная деятельность Волкова заключалась в писании бытовых пьес и переводе французских трагедий и комедий; все они погибли, за исключением переводов Мольера, хранящихся в парижской библиотеке. Ф. Г. Волков умер в Москве 5 апреля 1763 г., заболев во время уличного маскарада «Торжествующая Минерва».