Файл: Театр билеты 1-22 внятно.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.09.2024

Просмотров: 479

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 15. Происхождение русского театра.

Богослужебная драма

Русский театр XVII века

Русский народный театр на рубеже XVI и XVII веков

Народная историческая драма

Школьный театр

3 Е р н щ и к

Раздел 10 Русский театр XVIII века.

Тема 16 . Первые профессиональные театры в России

«Театрум» на красной площади

Кондратий баикулов и другие

Сумароков к г. Дмитревскому на смерть ф. Г. Волкова

Театр на петровке

Крепостные актеры

Раздел 11

Ермолова и ее соратники

Раздел 12 Русский театр второй половины XIX а.Н. Островский

Чехов и Горький

Раздел 13 Театр хх века введение

Московский Художественный театр

Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874—1940)

1. Мейерхольд и мхт.

2. Поиски новых форм в спектакле.

3. Вс. Э. Мейерхольд и в. Ф. Комиссаржевская.

Евгений Багратионович Вахтангов (1883—1922)

1. Вахтангов и мхт.

2. Создание собственной студии.

1. Драматургия.

2. Агитационно-политический театр Мейерхольда

Александр Яковлевич Таиров (1885—1950)

1. Рождение Камерного театра.

2. Первый период жизни театра. "Неореализм" (1914—1923)

3. Период "конкретногореализма" (1923—1934).

4. Третий период (1935—1949).

Е. Б. Вахтангов и м. А. Чехов

1. Вахтангов и революция.

2. Вахтангов в Первой студии мхт.

3. Вахтангов в Третьей студии мхат.

4. Последний год жизни Евг. Б. Вахтангова.

Не заботился Фюрст и о привлечении на спектакли возможно более широких кругов москвичей.

Зимой 1704 года русские актеры «театрума» на Красной площади дали первые три спектакля на русском языке.

В ответ на это важное событие в истории русского театра и театральной Москвы Петр предпринимает второе организационное мероприятие, направленное на укрепление своего начинания. Он издает следующий указ:

«Комедии... действовать... в понедельник и в четверг, и смотрящим всяких чинов людям.., ходить довольно и свободно без всякого опасения, а в те дни ворот городовых по Кремлю, по Китай-городу и по Белому городу в ночное время до 9 часов ночи не запирать и с проезжих указанной по верстам пошлины не имать для того, чтобы смотрящие того действия ездили в комедию охотно».

Таким же замечательным мероприятием было и установление разных цен на билеты в «театрум». Плата за места начиналась с трех копеек и не превышала десяти. Билеты-«ярлыки» продавались в особых кассах-«чуланах» всем желающим.

Были дни, когда на спектакль собиралось до четырех­сот зрителей — цифра по тем временам очень внуши­тельная, особенно если вспомнить, как необычайно труд­но было в тогдашней Москве добраться до Красной пло­щади весной или осенью.

Дороги в Москве от дождей раскисали. Только кое-где были бревенчатые мостовые. Освещения на улицах не было совсем. И если по таким дорогам, в кромешной тьме, на спектакли сходилось и съезжалось несколько сот зрителей, и среди них не только «посадские и челя-динцы», но, по имеющимся данным, случалось и кре­стьяне, значит велика была тяга народа к театру.

Есть предположение, что среди пьес, которые шли на сцене первого московского открытого, публичного теат­ра две комедии: «О Тенере, Лизетине отце, винопродавце» и «О Тонвуртине, старом шляхтиче, с дочерью», принадлежали перу русского актера Семгна Смирнова, которого, таким образом, если это действительно так, можно считать первым светским русским драматургом.

Во всех спектаклях «театрума» на Красной площади действовал шут — «дурацкая персона», или, как он уже в те времена назывался, «издевочный слуга», роль ко­торого была наиболее доступна восприятию массового зрителя.

Нужно сказать, что репертуар «театрума» был очень далек от московских зрителей. Сюжет пьес, как правило, был мало понятен им, что осложнялось еще плохим ка­чеством переводов. Герои, их быт также были чужды русскому зрителю, которого привлекали в театр, глав­ным образом, сопровождавшие спектакли музыка, сце­нические эффекты, шутовские проделки и прибаутки «издевочного слуги».


Не был доволен этим репертуаром и Петр. Пьесы, с его точки зрения, лишены были самого главного — обще­ственно-политической направленности. Один из совре­менников засвидетельствовал, что Петр даже обещал награду актерам, если они дадут злободневную пьесу «без любви, которую всюду навязывают, что надоело царю», или политически заостренный «веселый фарс без шутовства».

Театр на Красной площади просуществовал около пя­ти лет. В последний год своей жизни он перестал делать сборы и начал чахнуть и хиреть. Стало разрушаться и само здание «Комедиальной храмины». В 1707 году театр закрылся.

Одновременно со спектаклями театра на Красной пло­щади -в Москве происходили и другие, весьма важные по своему значению в истории русского театра спектакли. Так, в Славяно-греко-латинской академии театральные представления систематически устраивали ее студенты — «государственные младенцы», как их тогда называли. Это были спектакли типа «школьных драм», спектакли религиозно-нравственного характера, но в то же время теснейшим образом увязанные с событиями и интереса­ми эпохи Петра.

На канве библейских сюжетов в этих спектаклях про­славлялись реформы Петра, его победоносные походы, его защита православной церкви. Если вспомнить, что Петр встречал суровое осуждение со стороны именно тех, которые считали себя ревнителями «истинного правосла­вия» и которые иначе не называли Петра, как «анти­христ», станет очевидным все значение школьных забав «государственных младенцев». Их спектакли превраща­лись в орудие защиты деятельности Петра, получавшей в стенах академии как бы благословение самой церкви. Спектакли в Москве при Петре устраивались не толь­ко учениками духовных школ. Подобные спектакли давали и ученики Хирургической школы Московского госпи­таля. Известно, что Петр часто посещал эти спектакли я щедро одаривал их участников.

После ликвидации театра на Красней площади шли спектакли и при дворе сестры Петра — Натальи Алек­сеевны, и в доме вдовы царя Иоанна Алексеевича — царицы Прасковьи Федоровны, в «комедии... близ Ни­кольских ворот».

Наталья Алексеевна была любимой сестрой Петра. Она первая из русских царевен прониклась живым ду­хом культуры и просвещения. Не раз «угощала» она Петра театральными спектаклями. После переезда Пет­ра со своим двором в Петербург Наталья Алексеевна ор­ганизовала и там театр, который явился первым в новой столице, и притом театром публичным, куда вход был открыт всем желающим. Играли в нем десять актеров, все русские. Царевна сама сочиняла трагедии и комедии, где под вымышленными именами выводились участники современных ей событий.


Отъезд Петра в северную столицу снова надолго оста­вляет Москву без настоящего театра. Смерть Петра на многие годы затем вообще приостанавливает развитие русского публичного театра для «всякого чина смотрельщиков». Но семена, брошенные Петром на русскую поч­ву, в народные массы, не пропали даром. Они вскоре дали свои плоды.


Кондратий баикулов и другие

В течение тридцати пяти лет после отъезда Петра в новую столицу Москва не имела публичного театра, рас­считанного на широкие круги зрителей. Между тем стремление к театральным зрелищам у московских жи­телей было огромно.

Старый историк древней русской столицы И. Е. За­белин говорит, что общественная потребность в театраль­ных зрелищах в Москве «возрастала год от году... и рас­пространялась главным образом в кругу так называемых

разночинцев, составлявших в то время своего рода ин­теллигенцию Москвы, не дворянскую, но посадскую, сло­бодскую или в собственном смысле городскую».

Представители этой городской московской интелли­генции и начали выступать в качестве инициаторов со­здания новых театров.

В первых числах декабря 1749 года некий Кондратий Байкулов, простой и обыкновенный москвич, подал в кан­целярию полицеймейстера челобитную, в которой писал, что на время святок он нанял для устройства спектаклей четыре палаты в доме князя Засекина за Пречистенски­ми воротами, и просил взять с него полагающуюся пош­лину, а также послать в полицейскую часть приказ от­рядить к дому Засекина полицейских для наблюдения за порядком во время спектаклей.

В том же году, на то же время святок, два канцеля­риста —один из государственной Горной коллегии Ва­силий Хильковский, другой из дворцовой Счетной конто­ры Иван Глушков — также сняли под спектакли две па­латы в доме князя Вяземского, на Дмитровке, о чем то­же подали челобитные. Труппа их состояла из двадцати человек.

Подобные челобитные сохранились за много лет. Все они исходят или от оазличных канцеляристов, или от бывших питомцев Славяно-греко-латинской академии. Среди этих челобитных имеется одна, представляющая выдающийся интерес. Ее подал «московской типографии чернильных дел мастер» Иван Иванов сын Голубев. Этот типографский мастер, прося разрешения на открытие те­атра, между прочим, сообщает, что спектакли он будет давать с «печатных комедиев».

Типографский рабочий в роли организатора «комедии»! Этот факт был ярчайшим выражением начинающегося процесса демократизации русского театра.

Значение этих, создаваемых рядовыми москвичами, театров станет особенно очевидным, если учесть, что их массовое появление и наибольший расцвет совпадают с одним из важнейших событий истории русского театра, отмеченным 1756 годом.


В 1756 году императрица Елизавета Петровна издала указ «Об учреждении Русского для представления тра­гедий и комедий театра». Указ этот закреплял прави­тельственной поддержкой и «высочайшим» покровитель­ством попытку театральных любителей из Ярославля, объединенных двумя русскими гениальными самородка­ми — Федором Волковым и Иваном Дмитриевским, создать постоянный русский театр.

Волков, Федор Григорьевич – считается основателем русского театра; родился 20 февраля (9 февраля по старому стилю) 1729 г. в Костроме. Отец его, костромской купец, умер во время его малолетства, а мать вышла замуж вторично за ярославского купца Полушкина. Отчим В. был человек состоятельный и добрый. Первые уроки грамотности мальчик получил от пастора, состоявшего при герцоге Бироне, сосланном в Ярославль; затем был отправлен в Москву в Заиконоспасскую академию, где пробыл около трех лет, и в 1743 г. был взят оттуда отчимом. Последний сделал В. и его братьев товарищами своих промышленных и торговых предприятий. В 1746 г. молодой купец прибыл по делам в Петербург, и здесь, по преданию, посещение придворного театра произвело на него потрясающее впечатление. Он весь отдался новой страсти и в течение двух лет пребывания в Петербурге занимался искусствами и изучением сценического дела. В 1747 году Полушкин †, и Волкову пришлось возвратиться в Ярославль. Здесь он организовал труппу и начал давать представления в каменном амбаре. Первый спектакль состоялся 29 июня 1750 г.; была дана драма "Эсфирь" и пастораль "Эвмон и Берфа". Ближайшими соучастниками были два брата В., Григорий и Гаврило, Дьяконов (впоследствии Дмитревский), Чулков, Попов и др. Представления имели успех, и вскоре был выстроен на пожертвования настоящий деревянный театр. Слух о нем дошел до императрицы, и в 1752 г. В. со своей труппой вызван в Петербург. Молодые ярославцы дебютировали в Царском Селе в трагедии "Хорев". Затем они все были определены в кадетский корпус и всем было назначено казенное содержание. 30 августа 1756 г. последовал указ об учреждении русского театра, а В. присвоено звание первого "придворного актера". С этого времени растет слава В.; его талант засвидетельствован и иностранцами. В 1759 г. он был посылаем в Москву для упорядочения тамошнего театра. В перевороте при восшествии на престол Екатерины II В. принимал деятельное участие, за что и получил дворянство и 700 душ крестьян. Для коронации в 1763 г. он сочинил маскарад "Торжествующая Минерва". Умер 15 апреля (4 апреля по старому стилю) 1763 г. Как актер, Волков стремился к реальности; его декламация, по словам Новикова, была "только что природная и не украшенная искусством". Вот это-то отсутствие аффектации и перешло к русским артистам. В общем, однако, В. не создал школы. Он исполнял больше 60 ролей; лучшие его роли были трагические. Главная заслуга В. - в создании у нас самого театра, чему способствовали его многие таланты: он был актер, драматург, поэт, музыкант, живописец и скульптор. Литературная деятельность Волкова заключалась в писании бытовых пьес и переводе французских трагедий и комедий; все они погибли, за исключением переводов Мольера, хранящихся в парижской библиотеке. Ф. Г. Волков умер в Москве 5 апреля 1763 г., заболев во время уличного маскарада «Торжествующая Минерва».