Файл: Театр билеты 1-22 внятно.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.09.2024

Просмотров: 473

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 15. Происхождение русского театра.

Богослужебная драма

Русский театр XVII века

Русский народный театр на рубеже XVI и XVII веков

Народная историческая драма

Школьный театр

3 Е р н щ и к

Раздел 10 Русский театр XVIII века.

Тема 16 . Первые профессиональные театры в России

«Театрум» на красной площади

Кондратий баикулов и другие

Сумароков к г. Дмитревскому на смерть ф. Г. Волкова

Театр на петровке

Крепостные актеры

Раздел 11

Ермолова и ее соратники

Раздел 12 Русский театр второй половины XIX а.Н. Островский

Чехов и Горький

Раздел 13 Театр хх века введение

Московский Художественный театр

Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874—1940)

1. Мейерхольд и мхт.

2. Поиски новых форм в спектакле.

3. Вс. Э. Мейерхольд и в. Ф. Комиссаржевская.

Евгений Багратионович Вахтангов (1883—1922)

1. Вахтангов и мхт.

2. Создание собственной студии.

1. Драматургия.

2. Агитационно-политический театр Мейерхольда

Александр Яковлевич Таиров (1885—1950)

1. Рождение Камерного театра.

2. Первый период жизни театра. "Неореализм" (1914—1923)

3. Период "конкретногореализма" (1923—1934).

4. Третий период (1935—1949).

Е. Б. Вахтангов и м. А. Чехов

1. Вахтангов и революция.

2. Вахтангов в Первой студии мхт.

3. Вахтангов в Третьей студии мхат.

4. Последний год жизни Евг. Б. Вахтангова.


Сумароков к г. Дмитревскому на смерть ф. Г. Волкова

Котурна - Волкова пресеклися часы.

Прости, мой друг, навек, прости, мой друг любезный!

Пролей со мной поток, о Мельпомена, слезный,

Восплачь и возрыдай и растрепли власы!

Мой весь мятется дух, тоска меня терзает,

Пегасов предо мной источник - замерзает.

Расинов я теятр явил, о россы, вам;

Богиня -, а тебе поставил пышный храм;

В небытие теперь сей храм перенесется,

И основание его уже трясется.

Се смысла моего и тщания плоды,

Се века целого прилежность и труды!

Что, Дмитревский, зачнем мы с сей теперь судьбою?!

Расстался Волков наш со мною и с тобою,

И с музами навек. Воззри на гроб его,

Оплачь, оплачь со мной ты друга своего,

Которого, как нас, потомство не забудет!

Переломи кинжал; теятра уж не будет.

Простись с отторженным от драмы и от нас,

Простися с Волковым уже в последний раз,

В последнем как ты с ним играни прощался,

И молви, как тогда Оскольду извещался,

Пустив днесь горькие струи из смутных глаз:

"Коликим горестям подвластны человеки !

Прости, любезный друг, проспи, мой друг, навеки!"

<1763>

Организация русского профессионального театра в сто­личном Петербурге, куда для этого были вызваны скром­ные ярославские актеры, во главе которых стал драма­тург Александр Сумароков—творец первых русских классических трагедий и комедий, была подготовлена всем ходом истории. Начинание купеческого пасынка Федора Волкова в Ярославле не только по времени сов­падало с попытками московских канцеляристов и «чер­нильных дел мастеров» создать театр, но и по существу ничем от них не отличалось. Федор Волков и его сорат­ники — Дмитриевский и Сумароков организационно оформили, воплотили <в жизнь идею, которая уже носи­лась в воздухе, которую родила сама история России, сама жизнь.

И не случайно почти одновременно с учреждением первого профессионального «Русского для представления трагедий и комедий театра» в Петербурге начинает оформляться такой же театр и в Москве. Зарождается он в недрах Московского университета.


Московский университет, созданный по проекту гениального русского ученого и поэта М. В. Ломоносова, открылся всего за год до указа об учреждении русского театра. В учебную программу университета органической частью входило искусство. Художественные дисципли­ны образовывали специальный цикл. Студентам преподавались декламация, мимика, уменье сочинять стихи и прозу. Класс художественных дисциплин был своего рода театральной школой. Из стен этой университетской театральной школы вышло много впоследствии знаменитых актеров профессионального русского театра. Студенты университета, под руководством его «ассистента», а позже директора — драматурга и поэта Хераскова, и были зачинателями русского профессионального театра в Москве.

Сведения, дошедшие до нас о зарождении университетского театра, очень отрывочны и скупы. Студенты впервые стали давать свои спектакли в 1756 году. Университетская администрация приглашала на эти спектакли московское дворянство. Через год на страницах «Московских ведомостей» появилось такое объявление: «Женщинам и девицам, имеющим способность представлять театральные действия, также петь и обучать тому других, явиться в канцелярию московского императорского уни­верситета».

Объявление это доказывает, что в университете оформлялась постоянная труппа и что эта труппа пыта­лась привлечь в свои ряды женщин.

В составе первых русских театров женщин вообще не было. Не было их и в петербургской труппе Волкова, где женские роли обычно играл Дмитриевский. В те времена решиться выступать на сцене, посвятить себя театру — делу не очень нравственному с точки зрения всех классов тогдашнего общества — могла только женщина смелая и незаурядная.

И все же такая смелая женщина нашлась и пришла в университет, как нашлась и пришла женщина в труппу Волкова. Имена этих двух женщин: москвички Татьяны Михайловны Троепольской, вступившей в университетскую труппу Хераскова, и Аграфены Михайловны Му­синой-Пушкиной, вступившей в труппу Волкова и впоследствии ставшей женой Дмитриевского, вписаны золотыми буквами в историю русского театра, как имена первых русских актрис.

Следует, однако, заметить, что еще долгие годы и пос­ле того, как уже были подобраны первые актрисы русских театров, многие женские роли исполнялись мужчинами. Среди актеров выработались даже особые специалисты на амплуа «комических старух». Таков был, например, Яков Шуйский, прославившийся своей превосходной игрой в ролях пожилых женщин.



Театр на петровке

Нового компаньона князя Урусова звали Меккл Маддокс. Это был заезжий комедиант, приехавший в Москву в 1776 году с «кабинетом механических и физи­ческих представлений», характер которых сейчас не со­всем ясен, но которые, судя по дошедшим до нас отзы­вам современников, были интересным зрелищем, осно­ванным на технике сценических эффектов.

Привлеченный представлениями Маддокса, его тех­ническими познаниями и осведомленный о том, что он — человек со средствами, Урусов и предложил ему стать своим компаньоном. Маддокс согласился.

Антрепренеры сразу же начали, дело широко. Они за­ново отремонтировали театральное здание Воронцова на Знаменке, обновили декорации и бутафорию, а глав­ное — собрали и объединили всех проживающих в Москве русских актеров.

В труппу нового театра вступили и супруги Померанцевы, и Калиграф, и Ожогин, и ставшие впоследствии знаменитостями Мария Синявская, Петр Плавильщиков, Сила Сакдунов, Яков Шушерин.

На сцене Знаменского театра произошли выдающиеся события русской театральной истории. Здесь в 1777 году была поставлена русская опера «Перерождение» Матинского, созданная по мотивам русских народных песен. Здесь же два года спустя увидела свет рампы и знаменитая опера Аблесимова «Мельник, колдун, обманщик и сват», не забытая до сих пор. На сцене Знаменского театра была показана и четырехактная «драма с голосом» «Розана и Любим» Николева на музыку Керцелия — одна из первых русских комических опер.

Из драматического репертуара в Знаменском театре, наряду с «Димитрием Самозванцем» Сумарокова, шла новая трагедия Хераскова «Гонимые», ставились траге­дии Вольтера, комедии Гольдони и Мольера.

Укрепляя и расширяя театр на Знаменке, антрепренеры не очень торопились приступить к исполнению основного своего обязательства о постройке нового театра. Только через четыре года по их заказу архитектор сделал модель будущего здания театра.

Но неожиданно 26 февраля 1780 года в Знаменском театре, во время представления «Димитрия Самозванца», вспыхнул большой пожар, уничтоживший дом Воронцова и все театральное имущество. Из публики никто во вре­мя этого пожара не пострадал, но косвенно он стоил жизни талантливому актеру Калиграфу, который во вре­мя тушения огня простудился и вскоре умер. Убытки, причиненные пожаром, настолько расстроили дела Уру­сова, что он отказался от дальнейшего участия в антрепризе и за 28 500 рублей переуступил свою привилегию Маддоксу.