ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.09.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
В либретто оратории чередуются тексты трех видов: мадригальные, евангельские и песенные. Автор мадригальных стихов не известен, но можно предположить, что и сам Бах участвовал в написании стихов, а также постоянный сотрудник Баха в Лейпциге в этот период – Пикандер. Библейские тексты: Использованы тексты из Лук., Мф. (вторые главы). Песенные тексты использованы и в сольных номерах и в хоровых. Авторы стихов разные – Герхард, Лютер, Рист, Рунге, Франк.
Библ. текст в оратории. Играет весьма скромную роль. Ярко проявляется в трех последних частях (в 4ч. есть только 1 речит.Евангелиста, сообщающий о наречении Младенца именем Иисус). Фрагменты библейского повествования ввыполняют функцию кратких тезисов, которые задают тему для последующего осмысления. Можно было бы сказать, что значение евангельских текстов здесь ничтожно. НО! Номера, которые следуют за библ. текстом они раскрывают прямой и непосредственный смысл предшествующего фрагмента еванг. текста, отсылают слушателя к «параллельным местам» Священного писания. Комментирование библейского текста нов и индивидуален.Евангельские слова необходимы Баху, но ему их недостаточно для того, чтобы выразить всю полноту веры. Из-за этого поэтические тексты, комментирующие Священное Писание, разъясняют и дополняют то, что в нем сказано. Отсылки к параллельным местам в большем количестве присутствуют в Еванг. по Матфею (гл.2 история поклонения волхвов). За изложением библейских событий в произведении скрывается вполне самостоятельный «внутренний сюжет». Исчерпать, раскрыть в полной мере внутренний сюжет этого произведения невозможно, но что-то я постараюсь вам показать конкретно на примерах разбора частей.
Первая кантата.
Структура и содержание. Открывается торжественным хором (матер. возвращается в заключит. хорале в виде инстр.интермедий. Такими арками Бах подчеркивает внутреннюю завершенность составляющих цикла. Центральная часть, помещенная внутрь первой кантаты, делится на две группы номеров, начинающихсяс речитативов Евангелиста. В первом из них (№ 2) Евангелие от Луки сообщает о прибытии Марии с Иосифом в Вифлеем и о том, что настало Ей время родить; во втором (№ 6) говорится о рождении Сына и о том, что Ему не нашлось иного места, кроме убогих яслей, рядом со скотом. Образы мадриг. и хоральн. номеров, возникающие в ответ на эти сообщения, логично вытекают из содержания библейского рассказа. Центральный образ первой группы номеров — аллегорическая фигура Дочери Сиона, ожидающей своего Жениха. Вторая группа номеров представляет собой музыкальный вариант традиционной рождественской проповеди — о том, что Величайший из царей, Божий Сын, появляется на свет в совершенно не подобающих Ему условиях. Главным номером, доносящим до слушателей произведения мысль о смирении и умалении являющегося к людям Христа, оказывается не только «царственная» ария (в символичной тональности D-dur, с солирующей трубой). Еще особое изобретение композитора, впервые появляющееся в №7: сочетание хорала сопрано (в сопровождении двух альтовых гобоев и концертирующей партии континуо) с мадригальным речитативом баса.
Тематика двух групп номеров раскрывает образ Христа в двух разных, дополняющих друг друга аспектах. Отражают также духовное содержание «Страстей по М.» и «Страстей по И.». Востребованным в первой части «Рождественской оратории» оказывается и образ Христа как Жениха и Возлюбленного – «Страсти по Матфею». Фигура Христа как кенотического Царя – «Страсти по Иоанну». Свою великую жертву Иисус приносит— из любви ко всему человечеству и к каждому из людей. «..Из любви умирает Спаситель, не ведая греха..»(С.по М. №49 ария сопрано)
Тональности арий. Царственный D-dur - №8 (скрытая главная тональность «С.по И.»; a-moll — символический центр «С.по М.» Бахом использована хасслеровской мелодии (№ 5, заключит. хорал №64) – Страсти по Матфею (№62). Цель: отослать слушателя от яслей (от чрева Девы Марии) ко Кресту; кроме этого, личные, глубокие осмысленные отношения верующего со Христом.
Разбор № 7.Функции участников этого удивительно ансамбля четко разграничены. Сопрано излагает догматы христианской веры: как, почему и зачем Христос приходит в мир; насыщенная риторическими приемами партия баса, доносит положения веры до людей. Наконец, инструменты — спутники сопрано — выполняют функции изобразительные и символические: цепочки из кратких мотивов (по две восьмые длительности), постоянно возникающие в их партиях, в контексте данного номера воспринимаются как шаги полного любви и нежности Жениха. Мелодия лютеровской песни в трехдольном размере (вместо ориг. двухдольного). Троичность музыкального ансамбля, сопровожд. партию сопрано. Обилие ходов параллельными терциями. Состав исполнителей здесь также символичен: два альтовых гобоя (Oboed’amore), определяющие звучание инструментального ансамбля, говорят сами за себя — и названием, и густым «любовным» тембром; светлое и чистое сопрано.
Драматургия: мадриг. речитатив комментирует каждую строфу песни. После первой строфы бас останавливается на ум.септаккорде – страдания Христа. Разрешение в e-moll, длительный уход в минорные тональности (в тексте страдания людей и милость Бога) – e, c, d. Знаки страдания сохраняются в речитативе. В этом номере прослеживаются две линии: одна из них ведет к спасению человека от страданий; вторая — путь иисуса, восходящего на Голгофу. Добровольные страдания Христа освобождают род людской от греха. Соотношение предпоследний строки хорала с заключит. фразой баса. У сопрано – обретение людьми ангельского блаженства на небесах, и в это время у баса – вочеловечевание Христа – восходящий скачок на октаву, ум.септ.
(Первый раздел) Сразу после первых слов Евангелиста в речитативе альта еще не родившегося Младенца называют Женихом. Каждый верующий христианин становится Невестой, Дочерью Сиона (песня песней).
Хорал №5. разбор. связь с № 62 из «Страстей по Матфею» - хасслеровская мелодия – гармонизация одной и той же мелодии во фригийском ладу. Поэзия Герхардта – дарование каждому верующему света разума.. В «Р.О.» гармонии не столь напряженны, как в «Стр. по М.». Задача: в условиях тесного пространства фактуры, свойственной канционалу, предельно насытить голоса движением, раздвинуть диапазон каждого из них, создать пластичные, выразительные линии. Шагающие группы из двух восьмых, образующие диссонансы, предвосхищают инструментальную фактуру № 7. Приближается Спаситель мира, и душа сама стремится к нему навстречу. Этот образ представлен в виде строго 4-ехголосного хорала. Заканчивается хорал неустойчивой фригийской каденцией – томление по Христу. И только в единении с ним он может обрести покой и блаженство.
Вторая кантата. Рассказ евангелиста Луки о явлении Ангела пастухам (Ев. от Луки глава 2). Происходит целый ряд важнейших в духовном отношении событий. Некоторые из них прямо изложены в Священном Писании: Ангел сообщает пастухам о рождении Христа, Небесное Воинство приветствует Младенца. Другие же скрыты от нас, не даны на прямую. Они происходят в душах и умах людей: весть о Рождестве уже рождает веру, суть веры формулируется догматически, и все это сопровождается великой радостью и ликованием!! Возможно, что с самого начала Бах имел в виду здесь вселенский образ человечества, вместе с ангелами восхваляющего БогаВот и Все! Основные события свершились, в самом начале оратории. В последующих частях свершившееся будет осмысленно с разных сторон.
Синфония и последний хорал № 23 Открывается часть синфонией. Написана для двух инструментальных ансамбля: с одной стороны струнные и флейты, дублир. партии первых и вторых скрипок; с другой стороны – альтовые и теноровые гобои. Можно представить как совместное музицирование пастухов и ангелов. Каждый из ансамблей придерживается собственного мотива.На всем протяжении Синфонии происходит постепенное сближение музыки «пастушеских» инструментов с «божественной музыкой». Мотив ангелов в конце звучит сначала у струнных, затем у гобоев. В самом конце сливаются в один аккорд Соль мажора. Но изначально земная и небесная музыка имеют много общего в тематизме (гобои заимствуют синкопированный ритм у скрипок с флейтами). Синфония многоярусна – можно предположить, что Христос как Богочеловек объединяет Небеса и Землю. И в Синфонии как будто все мироздание приветствует родившегося Младенца. В последнем из номеров этой части возвращаются оба эти мотива – ангельское ликование в заключительном хорале. Еще больше в последнем номере подчеркивается антифонный принцип – вокальным голосам и струнным отвечают деревянные духовые инструменты. Но иерархия преодолевается Бахом:флейты достигают верхней части своего диапазона, возносятся к небесам. А мотив ангелов, который раньше был у скрипок и флейт, теперь сопровождает человеческое пение. Последний хорал № 23 становится кульминацией ликования и главной песней, прославляющей Бога во второй части оратории.
Последнему хору предшествует Ангельское славословие. Как его трактовать?? Первый раздел хора. Его плотная полиф. фактура, мощь движения, энергичные ритмы ассоциируются с образом самого Небесного воинства. Безостановочное движение восьмых в кантинуо
Задача Третьей кантаты! Задача проста: довести до конца рассказ Евангелиста Луки и подвести первые итоги познания Бога через историю Его Рождества. Третья часть делится на два больших, различных по смыслу и по функциям раздела. Первый раздел – продолжение и окончание рассказа о Поклонении пастухов, которое началось еще во второй части оратории. Только лишь одна строка библейского текста в первом разделе – речитатив Евангелиста (№25) и хор пастухов (№26). Во втором разделе в центре внимания оказывается Дева Мария, являющая образец веры для всех будущих христиан («Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце своем»). Как уже отмечалось, в большинстве случаев Бах завершает части «рождественской оратории» хоралами, в которые включает основной тематический материал первых частей. Но здесь в третьей части вслед за канциональным хоралом №35, композитор полностью воспроизводит первый хор № 24 из этой части, целиком. Тем самым Бах подчеркивает самостоятельность первых трех частей оратории как особого цикла внутри произведения. Внешние признаки единства: один текст (Ев. от Луки) и время исполнения – три дня подряд. Внутренние признаки: последовательная история обретения христианской веры во всей ее полноте благодаря встрече с Младенцем Христом.
Функция остальных частей – раскрыть особые аспекты веры: крайне важные, но уже второстепенные по отношению к основной части «Р.О.»
Пятая и Шестая части на текст Евангелия от Матфея. В этих двух частях рассказывается о Поклонении Волхвов (как они узнали, разговор с Иродом, Вифлеемская звезда, Дары Волхвов ).