ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.11.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Периферический отдел слуховой сенсорной системы. Строение и функции звукопроводящего аппарата.
2. Классификация условных рефлексов.
5. Классификация рецепторов и рецепторных органов. Критерии классификации.
6. Учение а.А.Ухтомского о доминанте. Принцип доминанты в деятельности мозга. Свойства доминанты.
8. Типы внд, их обусловленность характером корково-подкорковых взаимодействий.
9. Внутренне ухо. Строение улитки, микроструктура спирального (кортиева) органа.
10. Торможение условных рефлексов, их виды и механизмы.
12. Стадии выработки условного рефлекса.
14. Представление о временной (условной) связи. Механизмы ее замыкания.
18. Предмет и задачи физиологии внд. Компоненты высшей нервной деятельности.
19. Различение сигналов: психофизиологический закон Вебера-Фехнера.
20. Мотивации как физиологическое состояние, их биологическая роль и механизмы.
22. Эмоции, их биологическая роль и нейрофизиологические механизмы.
23. Зрачковые реакции, их значение для восприятия и психодиагностики.
24. Основные положения учения и.М.Сеченова и и.П. Павлова.
25. Спектральная чувствительность глаза. Цветовое зрение. Нарушения цветовосприятия.
26. Стадии выработки условного рефлекса.
27. . Механизм восприятия звуков, рецепция звуков разной частоты.
29. Гравитационная (вестибулярная) сенсорная система.
31. Внутреннее ухо. Анатомическое строение органов слуха и равновесия.
32. Типологические особенности высшей нервной деятельности детей.
32. Пространственное (стереоскопическое) зрение, острота зрения, методы их оценки.
33. Нейрофизиологические особенности поведения. Структура поведенческого акта.
33. Кожная сенсорная система: рецепторы кожи, проводящие пути и корковый отдел.
22. Эмоции, их биологическая роль и нейрофизиологические механизмы.
В структуре мотивации особую функцию выполняет ее эмоциональный компонент. Эмоция, возникающая в составе мотивации, играет важную роль в определении направленности поведения и способов его реализации.
Эмоция — особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций, обусловленную отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.
Эмоции охватывают широкий круг явлений. Так, П. Милнер считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т. п.) от так называемых общих ощущений (голода, жажды и т. д.), тем не менее они обнаруживают много общего и их разделение достаточно условно. Одной из причин их различения является разная степень связи субъективных переживаний с возбуждением рецепторов. Так, переживание жары, боли субъективно связывается с возбуждением определенных рецепторов (температурных, болевых).Основное биологическое значение эмоционального переживания состоит в том, что, по существу, только оно позволяет животному и человеку быстро оценить свое внутреннее состояние, возникшую потребность, а также возможности ее удовлетворения в результате уже совершенных действий. В самом деле, мы никогда не оцениваем истинную пищевую потребность в количестве белков, жиров, углеводов, витаминов, солей и т. д. Возникновения ощущения, переживания голода уже достаточно. Удовлетворение потребности также отражается и оценивается в эмоции. Например, в ощущении сытости. В процессе деятельности эмоциональные переживания закономерно сменяют друг друга.
Исследователи выделяют несколько функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.
Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и тем самым производят почти мгновенную интеграцию, обобщение всех видов деятельности, которые им выполняются, что позволяет прежде всего определить полезность и вредность воздействующих на него факторов и реагировать прежде, чем будет определена локализация вредного воздействия. Оценочная или отражательная функция эмоций непосредственно связана с ее побуждающей функцией.Эмоции выражаются не только в двигательных реакциях: мимике, жестах, но и в уровне тонического напряжения мышц. В клинике мышечный тонус часто используется как мера аффекта. Многие рассматривают повышенный мышечный тонус как показатель отрицательного эмоционального состояния (дискомфорта), состояния тревоги. Тоническая реакция диффузна, генерализована, захватывает все мышцы и тем затрудняет выполнение движений. В конечном счете она ведет к тремору и хаотичным, неуправляемым движениям.
Лица, страдающие от различных конфликтов и особенно с невротическими отклонениями, характеризуются, как правило, большей скованностью движений, чем другие. Р. Мальмо с сотрудниками показали, что мышечная напряженность у психических больных выше, чем в контрольной группе. Особенно она высока у психоневротиков с преобладанием патологической тревожности. Многие психотерапевтические приемы связаны со снятием этой напряженности, например, методы релаксации и аутогенной тренировки. Они учат расслабляться, в результате чего уменьшается раздражительность, тревожность и связанные с ними нарушения.
23. Зрачковые реакции, их значение для восприятия и психодиагностики.
Зрачковая реакция— общее название некоторых видов зрачковых рефлексов, в основном на свет, аккомодацию и конвергенцию.
Зрачковая реакция гемианопическая — см. Вернике симптом. Зрачковая реакция кохлеарная — см. Рефлекс улиткозрачковый. Зрачковая реакция миотоническая — З. р., характеризующаяся замедленным сужением зрачков при конвергенции и последующим замедленным их расширением; наблюдается при поражении ц.н.с. Зрачковая реакция нейротоническая (син. пупиллотония) — З. р., характеризующаяся замедленным сужением зрачков при освещении глаз и замедленным расширением их после прекращения освещения (З. р. на конвергенцию при этом протекает нормально); наблюдается при поражении ц.н.с. Зрачковая реакция отогенная — см. Рефлекс улиткозрачковый. Зрачковая реакция прямая — З. р. в виде сужения зрачка при воздействии светового раздражителя. Зрачковая реакция содружественная — З. р. в виде сужения зрачка одного глаза при воздействии светового раздражителя на другой глаз.Вернике симптом (K. Wernicke; син.: зрачковая реакция гемианопическая, неподвижность зрачков гемианопическая) — отсутствие реакции зрачков при освещении нефункционирующих половин сетчаток в случае гомонимной гемианопсии и сохранение ее при освещении функционирующих половин; наблюдается при одностороннем поражении зрительного тракта.Рефлекторные движения зрачка, т. е. сокращения радужки, возникают:
1) от действия света на глаз, 2) под влиянием аккомодации и 3) под влиянием конвергенции глазных яблок.
Эти три вида рефлексов поэтому называются: 1) реакцией на свет,
2) реакцией на аккомодацию и 3) реакцией на конвергенцию. Все эти три вида реакций состоят в сужении зрачка.
24. Основные положения учения и.М.Сеченова и и.П. Павлова.
В разработке вопросов высшей нервной деятельности идейным вдохновителем И.П. Павлова, о чем он сам говорил неоднократно, являлся И.М. Сеченов (1829-1905). И.М. Сеченов впервые в истории естествознания высказал мысль о том, что сознание представляет собой лишь отражение реальной действительности и познание окружающей человека среды возможно лишь при помощи органов чувств, продукты которых являются первоначальным источником всей психической деятельности. И.М. Сеченов был, глубоко убежден, что первопричина всякого человеческого действия лежит вне его. Наблюдая за поведением и формированием сознания ребенка, Сеченов показал, как врожденные рефлексы с возрастом усложняются, вступают в разнообразные связи друг с другом и создают всю сложность человеческого поведения. Он писал, что все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы.С деятельностью больших полушарий головного мозга И.М. Сеченов связывает четыре категории: инстинкты (внутреннее побуждение), осмысленное чувствование, осмысленное движение и согласование двух последних в осмысленное действие (поведение). Правда, за счет каких механизмов все это происходит, еще неизвестно, подчеркивает Сеченов.
Открытие одного из фундаментальных механизмов деятельности мозга — центрального торможения — механизма, совершенно необходимого для точной координированной деятельности нервной системы, а также экспериментальные факты и тонкая наблюдательность позволили И.М. Сеченову выдвинуть постулат о непременном существовании по крайней мере трех основных механизмов, формирующих целостную деятельность мозга. Это: 1) деятельность «чисто отражательного аппарата» (анализаторов), т. е. совокупность структур, обеспечивающих преобразование воздействий среды в нервные сигналы, их переработку и передачу к исполнительным органам (так называемые специфические системы мозга); 2) механизмы «центрального торможения» ; 3) деятельность особых «станций усиления» рефлекторных актов. Однако почти целое столетие после выхода в свет книги И.М-. Сеченова «Рефлексы головного мозга» оставалась не вполне ясной морфологическая и функциональная сущность «тормозящих» и «усиливающих» центров в интегративной деятельности мозга, выступивших в форме допущений. Лишь в 1949 г. выдающийся американский физиолог Г. Мэгун совместно с итальянским исследователем Г. Моруцци сделали открытие, которое существенно изменило представления о строении и принципах функционирования мозга, и подтвердили предвидения И.М. Сеченова.
Замечательная книга И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», по выражению И.П. Павлова, «гениальный взмах русской научной мысли», перевернула
мировоззрение целого поколения ученых, указала новые пути в науке. Идеи о рефлекторном принципе деятельности мозга, высказанные в ней, стали фундаментом учения о высшей нервной деятельности животных и человека которое было создано И.П. Павловым, и его физиологической школой.
Развивая идеи Сеченова, Павлов открыл совершенно особый класс проявлений работы головного мозга — условные рефлексы. Именно в этих рефлексах закрепляется и реализуется индивидуальный опыт высших живых существ от элементарных поведенческих актов до грандиозной системы специально человеческих речевых сигналов. Павловское учение подняло рефлекторную теорию на качественно новую ступень, поставило эту теорию на незыблемую почву точных экспериментальных фактов.
25. Спектральная чувствительность глаза. Цветовое зрение. Нарушения цветовосприятия.
В сетчатке имеется три типа колбочек, которые реагируют на лучи разной волны. Цветное зрение – это способность животного различать свет по спектральному составу. Люди в норме триохроматы. Люди без нарушения цветного зрения имеют три вида колбочек и палочек. Ген, кодирующий эти палочки и колбочки располагается в седьмой хромосоме. Различают врожденную и приобретенную формы цветоаномалии. При врожденной цветоаномалии чаще наблюдается снижение чувствительности к синему цвету, а при приобретенной — к зеленому. Цветоаномалия Дальтона (дальтонизм) заключается в снижении чувствительности к оттенкам красного и зеленого цветов. Этим заболеванием страдают около 10 % мужчин и 0,5 % женщин.
1. Не восприятия красного.
2. Синий и зеленый – кажется бесцветным.
Дальтонизм.
- ослабевания восприятия основных цветов
- отсутствие восприятия одного из них.
- цветовая слепота.
Эритропсия – все в красном цвете. Санопсия – восприятия в желтом цвете.
26. Стадии выработки условного рефлекса.
(смотри вопросов №12)
27. . Механизм восприятия звуков, рецепция звуков разной частоты.
Механизм восприятия звука
Физиологический механизм восприятия звука основан на двух процессах, происходящих в улитке: 1) разделение звуков различной частоты по месту их наибольшего воздействия на основную мембрану улитки и 2) преобразование рецепторными клетками механических колебаний в нервное возбуждение. Звуковые колебания, поступающие во внутреннее ухо через овальное окно, передаются перилимфе, а колебания этой жидкости приводят к смещениям основной мембраны. От высоты звука зависит высота столба колеблющейся жидкости и, соответственно, место наибольшего смещения основной мембраны. Таким образом, при различных по высоте звуках возбуждаются разные волосковые клетки и разные нервные волокна. Увеличение силы звука приводит к увеличению числа возбужденных волосковых клеток и нервных волокон, что позволяет различать интенсивность звуковых колебаний.
Преобразование колебаний в процесс возбуждения осуществляется специальными рецепторами — волосковыми клетками. Волоски этих клеток погружены в покровную мембрану. Механические колебания при действии звука приводят к смещению покровной мембраны относительно рецепторных клеток и изгибанию волосков. В рецепторных клетках механическое смещение волосков вызывает процесс возбуждений.Различают воздушную и костную проводимость. В обычных условиях у человека преобладает воздушная проводимость: звуковые волны улавливаются наружным ухом, и воздушные колебания передаются через наружный слуховой проход в среднее и внутреннее ухо. В случае костной проводимости звуковые колебания передаются через кости черепа непосредственно улитке. Этот механизм передачи звуковых колебаний имеет значение при погружениях человека под воду.