Файл: Выбор стиля руководства в организации (Теоретический анализ проблемы исследования индивидуального стиля руководства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Именно в стиле руководителя проявляются его личные качества, которые несколько изменяются в зависимости от особенностей и потребностей коллектива. Сильное воздействие на стиль оказывают интеллект и культура руководителя, уровень профессиональной и политической подготовки, особенности характера и темперамент, нравственные ценности руководителя, умение внимательно относится к подчиненным, способность вести за собой коллектив, создавать атмосферу увлеченности работой, нетерпимости к недостаткам и равнодушию [5].

Следовательно, в стиле руководства выделяют, с одной стороны, его общую объективную основу, а с другой стороны, присущие данному руководителю способы и приемы осуществления управленческих функций.

Объективная составляющая стиля определяется совокупностью социальных и экономических требований к руководящей деятельности. Субъективные компоненты характеризуются чертами личности руководителя. Стиль руководства определяет не только результативность деятельность руководителя, он непосредственно сказывается на всех сторонах деятельности системы и непосредственно на подчиненных [1, с. 68-72].

Подводя итоги теоретического обзора, отметим, что профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без «разрядки» или «освобождения» от них. Профессиональное выгорание ведет к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов человека.

Оно рассматривается в эмоциональных, когнитивных, мотивационных и поведенческих аспектах деятельности человека и формируется под влиянием различных факторов, в том числе и организационных, в которых не последнюю роль играют особенности управленческого стиля руководителя коллектива (организации).

Успешная деятельность коллектива во многом определяется выраженностью тех или иных качеств личности руководителя, которые задают направленность и продуктивность работы всей группы в целом.

Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных Управленческий индивидуальный стиль руководства складывается из объективных и субъективных компонентов. Стиль руководства во многом определяется индивидуальными качествами руководящего лица, в том числе и индивидуальным стилем его деятельности. Правильно выработанный стиль руководства, соответствующий сложившийся ситуации, способен преодолеть непреодолимые препятствия.


1.2. Виды стилей управления

Проанализировав научную разработанность проблемы стилей управления в различных научных источниках, где традиционно относят демократический стиль к «одномерным» стилям управления, не можем согласиться с утверждением, что стиль определяется каким-либо одним признаком. Не охватывает также глубины возможностей демократического стиля идея его «двухмерности», ориентирующая, с одной стороны, на создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата, налаживание человеческих отношений, а с другой - на надлежащие организационные и технические условия, в которых подчиненный полностью сможет раскрыть свои способности. Практика показывает, что эффективность управления обеспечивается и рядом других обстоятельств, осуществляющих оптимизацию управления образовательной организацией [8, с. 91-93].

Примером являются «многомерные» стили управления как набор взаимодополняющих и независимых стилей.

По нашему мнению, достижение эффективности процесса управления напрямую зависит от принятия потенциала многомерности стиля и понимания вариативности в его использовании. Благодаря этому становится возможной сбалансированность и оптимальность взаимодействия управляющего и управляемого.

Многомерность демократического стиля как особого вида управленческой деятельности создает возможность использования открытого и коллегиального стиля работы команды. Этот стиль необходим в динамичных и быстро меняющихся ситуациях.

Возможности использования вариантов форм и методов демократического стиля управления образованием усматриваются, прежде всего, в наличии активной позиции субъекта: а) социальная активность должностных лиц и соответствующих структур связана с применением властных полномочий или опорой на них; б) такая активность четко и достаточно полно нормативно регламентирована и существует в установленных формах и процедурах, в) целью этой активности является формирование и реализация управляющих воздействий [2, с. 65].

Организации, в которых доминирует та-кой стиль управления, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием профессорско-преподавательского состава в принятии решений, созданием условий, при которых выполнение служебных обязанностей оказывается привлекательным, а вознаграждением является чувство причастности к достижению успеха организации. Тогда и в стиле руководителя преобладают такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: в принадлежности, в высокой цели, автономии и самовыражении. Руководителю нет необходимости в навязывании своей воли, подчиненные имеют достаточно свободы в выполнении задач [9, с. 26].


Среди разновидностей и форм демократического управления консультативный и партисипативный выделены нами как в наибольшей степени иллюстрирующие возможности в настоящем и намечающие перспективы для качественного управления образованием.

Консультативный стиль предполагает в значительной степени доверие руководителя к сотрудникам, необходимость консультирования с ними, стремление использовать лучшие предложения, которые ими предлагаются. В качестве стимулов сотрудники поощряются, а наказания возможны в чрезвычайных случаях. При этом подчиненных в целом устраивает стиль управления, даже если они не принимают непосредственного участия в принятии решений.

Что касается партисипативного стиля управления, то среди различных форм демократии исследователи отмечают высшей так называемую «партисипативную демократию», когда общество активно участвует в процессе принятия и реализации управленческих решений [7, с. 206; 11, с. 108].

Партисипативная демократия получила название «демократии участия» и определяется в контексте исследуемой проблемы как отношения руководителя и подчиненного, полное доверие к подчиненным во всех вопросах, использование конструктивных предложений, широкий обмен информацией, привлечение к постановке целей и к контролю за их исполнением.

Кроме выделенных В. И. Бочкаревым преимуществ этой формы демократии, таких как открытость, позволяющая убедиться в порядочности и честности руководителя; привлечение интеллектуалов, высокообразованных членов коллектива и внешних экспертов, ученых, оптимизирующее процесс решения имеющихся проблем; осознание своей при-частности к делам и проблемам организации, усиливающее моральную ответственность за непопулярные решения [3, с. 5], на первое место все же стоит вынести субъективные характеристики.

Опираясь на характеристики демократии участия [11, с. 106], выделяют следующие субъективные характеристики, необходимые руководителю: обязательность высокого уровня профессиональной подготовки, знаний и опыта; открытость к диалогу; доверие к подчиненным; отказ от личных привилегий; готовность делегировать полномочия; предоставление возможности самостоятельно исполнять текущие задачи; контролировать ход исполнения через официальные инстанции; контролировать результаты; обосновывать перед сотрудниками факты единоличного принятия решений. При таком стиле управления отношения между руководителем и подчиненными являются партнерскими.

Руководитель исполняет управленческие функции: планирование, организация, координация, принятие решений, оценка и контроль. Лица, управляющие учебными заведениями (ректор, проректор, директор школы, заместители директора, директоры школ), должны быть подготовленными менеджерами и уметь успешно работать с человеческими ресурсами (преподаватели, студенты), финансовыми, материальными и дидактическими ресурсами, что отражается на результатах учреждения, подготовке студента и развитии его личности и на всем учебно-воспитательном процессе.


Поэтому важной составляющей в стиле управления руководителя является внимание к работе с кадрами. Сегодня наряду с практикой формирования коллектива из контингента субъектов, неизменно находящихся в подчинении руководителя, существует индивидуальные способы и кадровые стратегии, которыми пользуются руководители. С более узким толкованием подбора персонала, прежде всего, связывают изучение соответствия кандидатов и выбор среди них сотрудников для назначения на ту или иную должность [3, с. 16; 5, с. 12, 271].

Не вызывает сомнения, что различие качеств руководителя и подчиненных влияет на эффективность совместной деятельности. Тут уместно говорить о совместимости, подобии и дополняемости субъектов управленческого процесса. Руководитель, подбирая персонал, должен учитывать не только интересы самой управленческой деятельности, но и собственные задачи организации взаимодействия как по горизонтали, так и по вертикали: определяется направленность подбора - для решения внешней или собственной проблемы; где подбирается персонал (команда) - внутри структуры или привлекаются специалисты извне; кто осуществляет отбор - сам руководитель или доверенное лицо; подбираются исключительно исполнители или генераторы новой деятельности и т. п.

При возрастании роли подчиненных возрастают и требования к стилю руководителя, который должен быть ориентирован на управление в менеджменте: желание брать на себя ответственность; выраженная потребность в самостоятельности; готовность и способность отвечать за свои действия; тяга к творчеству и личностному росту; интерес к работе; ориентация на перспективные жизненные и организационные цели; высокая значимость мнения коллег; высокий уровень самоконтроля; наличие контролирующих прав, желание и умение их использовать.

Осознание возможностей, которые предоставляет демократический стиль управления, позволит сформировать стиль руководства, при котором снизится степень отчуждения подчиненных от результатов своего труда, в процессе предоставления образовательных услуг органично будут сочетаться личные цели (самореализация) с целями и задачами как конкретного учреждения, так и образовательной деятельности в целом.

2. Особенности стиля управления на предприятии «Новосибирск Марриотт отель»


1.2. Общая характеристика предприятия «Новосибирск Марриотт Отель»

Отель «Новосибирск Марриотт» располагается по адресу г. Новосибирск, ул. Орджоникидзе, 31. Отель «Новосибирск Марриотт» является конкурентоспособным предприятием, демонстрирующим удовлетворительные показатели эффективности своей деятельности. Однако, данная компания функционирует на конкурентном рынке, и чтобы сохранить и улучшить свои показатели, ей необходимо совершенствовать систему управления и обслуживание клиентов, а также поддерживать спрос с помощью рекламных и маркетинговых мероприятий.

Номерной фонд «Новосибирск Марриотт» состоит из 146 комфортабельных номеров категорий «стандарт», «повышенной комфортности», «люкс», «элеганс-сьют» от 15 до 70 кв.м. В каждом номере гостиницы находится кондиционер, удобная мебель, современно оснащённая ванная комната, кабельное телевидение, телефон с прямым междугородним и международным доступом, проводной и беспроводной Wi-Fi Интернет, мини-бар, сейф индивидуального пользования.

Также, «Новосибирск Марриотт» оказывает профессиональную помощь клиентам в организации тренингов, семинаров, конференций, бизнес-встреч, кофе-брейков и праздничных концертных банкетов, которые зачастую закрывают различные деловые мероприятия. К услугам гостей представлены 6 конференц - зала, вместимостью от 20 до 150 человек.

Организационная структура «Новосибирск Марриотт» является линейно-функциональной. В основе данной структуры управления лежит принцип функциональной департаментализации (процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности). Конкретные характеристики и черты деятельности того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всей организации.

Организационная структура компании отражена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Организационная структура отеля «Новосибирск Марриотт»

Проведем анализ основных экономических показателей отеля за 2016-2018 гг. (таблица 1).

Таблица 1 – основные экономические показатели отеля «Новосибирск Марриотт»

Наименование показателей

2016 г.

2017 г.

2018 г.

1. Доходы от предоставляемых услуг, тыс. руб.:

26100

26150

28430

1.1 Выручка от продажи номеров/путевок

17600

17820

19670

1.2 Выручка от дополнительных платных услуг, не входящих в стоимость проживания

3800

4590

4810

1.3 Доходы от общественного питания

4700

3740

3950

2. Расходы, тыс. руб.:

22200

22460

24420

2.1 Расходы, связанные с производством и реализацией продукции

21040

21140

22980

2.2 Прочие расходы

1220

1320

1440

3. Валовая прибыль, тыс. руб.

3700

3690

4010

4. Коммерческие, управленческие, операционные и внереализационные расходы, тыс. руб.

1940

1930

2060

5. Операционные и внереализационные доходы, тыс.

руб-

430

470

640

6. Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

2140

2230

2590

7. Налог на прибыль, тыс. руб.

520

535

622

8. Чистая прибыль, тыс. руб.

1570

1695

1968

9. Число работников, чел.

97

108

129

10. Общая величина активов, тыс. руб.

330606

330700

340200

11. Стоимость основных средств, тыс. руб.

290000

290500

295400

12. Годовой фонд оплаты труда, тыс. руб.

18140

18340

18760

13. Рентабельность продаж, %

6,20

6,48

6,92

14. Рентабельность совокупных активов, %

0,47

0,51

0,58

15. Рентабельность основной деятельности, %

7,40

7,55

8,06

16. Затраты на 1 рубль реализованной продукции

0,80

0,86

0,86

17. Производительность труда

400,67

408,59

444,22

18. Средняя годовая заработная плата, тыс. руб.

290

287

293