Файл: Коммерческая деятельность оптового торгового предприятия и ее совершенствование.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 523
Скачиваний: 14
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ
Понятие и содержание коммерческой деятельности
Особенности организации и управления коммерческой деятельностью оптовых торговых предприятий
2. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПТОВОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ФОРСАЖ-ИНСТРУМЕНТ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности компании
2.1. Анализ организации коммерческой деятельности предприятия ООО «Форсаж-Инструмент»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что коммерческая деятельность представляет наиболее важное направление в работе предприятий, функционирующих в современных условиях рыночных экономических отношений. Своевременность и качество выполнения предприятиями своих коммерческих функций в конкретный момент времени определяет эффективность хозяйственной деятельности и скорость развития, а иногда даже сам факт их существования. Это свидетельствует об актуальности и важности вопросов коммерческой деятельности.
Наиболее ощутимо проявляются формы коммерции в сфере товарного обращения. Именно в ней проявляются результаты работы предприятий через полученные доходы от продажи продукции и товаров.
Важнейшая форма обмена товара на деньги – это оптовая и розничная торговля. Предприятия оптовой торговли представляют собой сеть структурных образований всех форм собственности, осуществляющих коммерческое посредничество между производством товаров и торговлей.
В настоящее время оптовые торговые предприятия существенно изменяют свои функции, технологию и организацию работы, становятся торговыми посредниками финансовых, материальных, информационных потоков, строящими отношения с клиентами на взаимовыгодных условиях.
Коммерческая деятельность оптовых торговых предприятий охватывает фактически все направления их деятельности, в том числе, вопросы изучения спроса населения и рынка сбыта товаров, выявления и изучения источников поступления и поставщиков товаров, организации рациональных хозяйственных связей с поставщиками, включая разработку и представление им заявок и заказов на товары, заключения договоров на поставку товаров, организации учета и контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств.
Совершенствование эффективности коммерческой деятельности оптовых торговых предприятия – задача, от решения которой зависит успех развития предприятий в современных условиях рыночной экономики. Анализ эффективности коммерческой деятельности важен для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях экономики.
Вопросы организации и управления коммерческой деятельностью в оптовой торговле рассматриваются в работах А.Л. Бобкова, Р.И. Бунеевой, М.Г. Вербицкой, Л.П. Гаврилова, В.Н. Дормана, Г.Г. Иванова, Т.Л. Крутякова, О.В. Памбухчиянц, М.В. Прокиной и ряда других ученых.
Однако характеризуя состояние изученности проблемы организации и управления коммерческой деятельностью оптовых торговых предприятий, следует отметить, что анализ современной монографической и периодической литературы позволяет сделать вывод о недостаточной теоретической и практической разработанности вопросов в данной области.
Таким образом, актуальность и недостаточная проработанность теоретических и методических аспектов обусловили необходимость исследования организации и управления коммерческой деятельностью предприятий оптовой торговли, а практическая потребность в осуществлении такого рода исследований определили выбор темы данной работы.
Цель данной работы – анализ организации и управления коммерческой деятельностью оптового торгового предприятия и ее совершенствование на примере ООО «Форсаж-Инструмент».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть понятие и содержание коммерческой деятельности.
2. Изучить особенности организации и управления коммерческой деятельностью оптовых торговых предприятий.
3. Провести анализ коммерческой деятельности на примере оптового торгового предприятия ООО «Форсаж-Инструмент».
4. Разработать предложения по совершенствованию коммерческой деятельности компании ООО «Форсаж-Инструмент».
Объектом исследования выступает ООО «Форсаж-Инструмент».
Предмет исследования – организация и управление коммерческой деятельностью оптового торгового предприятия.
В качестве методов исследования в работе использовались общенаучные методы познания (анализ, синтез, обобщение, логический метод).
В числе информационных источников работы использованы: научные источники (данные и сведения из книг, журнальных статей и т.д.) и бухгалтерская отчетность ООО «Форсаж-Инструмент» за 2018-2019 гг.
Научная новизна и практическая значимость исследования определяется его актуальностью и заключается в возможности применения разработанных мероприятий по совершенствованию коммерческой деятельности не только исследуемого предприятия, а и других компаний, что имеет особое значение для стабильной деятельности организаций данного сектора в условиях современной экономики.
Структура работы состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения, списка использованных источников и приложений.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ
Понятие и содержание коммерческой деятельности
В современной экономической литературе дается множество определений понятия «коммерческая деятельность», большинство из которых сводится к различным трактовкам термина «торговля», процесса купли‑продажи, что недостаточно полно, по нашему мнению.
Слово «коммерция» происходит от латинского commercium, что в переводе означает торговля. Поэтому эти слова часто используют как синонимы, а термин «коммерческая деятельность» трактуется в узком смысле как деятельность, связанная с торговлей, куплей-продажей товаров [18, с. 9].
Непременным условием коммерческой деятельности является то, что она всегда направлена на получение коммерческой (торговой) прибыли.
Коммерческая деятельность – экономически более широкое понятие, чем торговля. В основе торговли лежит коммерция, но не каждая коммерческая деятельность сводится только к торговле. Многие коммерческие юридические лица осуществляют сложный комплекс производственной, заготовительной, инвестиционной, строительной и другой предпринимательской деятельности в целях ее дальнейшей реализации через процессы купли‑продажи для выручки доходов и получения прибыли [14, с. 28].
По мнению Ю.Н. Богдановой, коммерческая деятельность – это часть предпринимательской деятельности на товарном рынке и отличается от нее лишь тем, что не охватывает сам процесс изготовления товара или оказания услуги [3, с. 9].
Р.И. Бунеева считает, что коммерческая деятельность представляет собой деятельность физических и юридических лиц, связанная с осуществлением операций купли-продажи для удовлетворения спроса и получения прибыли [4, с. 6].
В понимании Г.Г. Иванова, коммерческая деятельность – это совокупность процессов, связанных с куплей-продажей, удовлетворением спроса, получением прибыли и минимизацией расходов. Но коммерческая деятельность – это не просто акты купли-продажи, а совокупность операций и процессов, которые направлены на обеспечение эффективной купли-продажи с ориентацией на спрос и получение максимально возможной прибыли. От коммерческой деятельности требуется адекватная и своевременная реакция на изменение рыночной ситуации, что будет способствовать устойчивому положению организации на рынке [12, с. 6-7].
Более полное определение дают И.М. Синяева, О.Н. Жильцова, С.В. Земляк, В.В. Синяев: «Коммерческая деятельность – это сложная организационная система, которая направлена на обеспечение совершения эффективных процессов купли‑продажи с учетом текущих и перспективных рыночных изменений для полного, своевременного и качественного удовлетворения спроса населения и получения прибыли. Коммерческая деятельность – это такая деятельность, которая позволяет успешно взаимодействовать всем участникам коммерческого оборота на всех этапах реализации торговых сделок с учетом взаимной выгоды. Именно коммерческая деятельность в значительной степени определяет экономическое положение предприятия, его коммерческий успех с учетом переменных ситуаций на рынке» [14, с. 31].
Ф.Г. Панкратов и Н.Ф. Солдатова считают, что коммерческая деятельность – это обширная сфера оперативно-организационной деятельности торговых предприятий, направленная на совершение эффективных процессов купли-продажи товаров или оказания услуг для удовлетворения спроса и получения прибыли.
Авторы отмечают, что коммерческая деятельность в торговле – это понятие более широкое, чем простая купля-продажа товара. Чтобы акт купли-продажи состоялся, торговому предпринимателю необходимо совершить некоторые оперативно-организационные и хозяйственные операции, в том числе изучение спроса населения и рынка сбыта товаров, нахождение поставщиков и покупателей товаров или услуг, налаживание с ними рациональных хозяйственных связей, транспортировку товаров, рекламно-информационную работу, организацию торгового обслуживания и т. д. [19, с. 16-17]
В качестве предмета коммерческой деятельности выступает купля-продажа товаров. Однако в самом широком смысле слова в качестве товара следует рассматривать не только произведенные материально-вещественные объекты, но и услуги, и даже объекты интеллектуальной собственности. Товар как объект коммерческих операций (сделок купли-продажи) обладает реальной и потенциальной полезностью. Потенциальная полезность товара (услуги и т.п.) или способность какого-либо продукта труда удовлетворять индивидуальные конкретные потребности с учетом доступности по цене определяется двумя его неотъемлемыми характеристиками: ценой и качеством. Реальная полезность товара появляется в момент его приобретения потребителем (реализации продавцом), т. е. в результате обмена.
Создание условий для реализации потенциальной полезности товара – важнейшая задача коммерческой деятельности. Именно для этого и формируются соответствующие службы сбыта, создаются торгово-посреднические фирмы и накапливаются материальные запасы [3, с. 11].
Коммерческая деятельность торгового предприятия состоит из целого ряда торгово-организационных операций и управления ими. Основой ее осуществления являются теоретические и практические знания об организации и техники осуществления торговых операций. Потребительский рынок имеет отличительную особенность осуществления коммерческих операций. Основная его задача – обслуживание процесса обмена [22, с. 15].
Для успешной реализации процесса купли-продажи требуется выполнить выстроенные в определенном порядке и взаимосвязанные действия, которые носят коммерческий характер и отражают организационную, социальную и политическую составляющую процесса:
- изучение рынка и определение потребности в товаре или услуги;
- поиск поставщиков и покупателей;
- заключение торгового договора;
- обеспечение выполнения договора [15, с. 48].
При помощи коммерческой деятельности устанавливается взаимосвязь между изготовителями и производителями товара с их непосредственными потребителями и управление процессом товарного обмена. Действия, которые осуществляются в процессе, отличаются коммерческим характером и влиянием на итоговые результаты работы предприятия [23, с. 110].
Множество форм коммерческой деятельности связано с развитием товарно-денежных отношений. В процессе коммерческой деятельности предприятия торговли изучают спрос населения и рынок сбыта товаров, определяют в них потребность, выявляют источники поступления и поставщиков товаров, устанавливают хозяйственные связи с ними, ведут оптовую и розничную торговлю, а также занимаются рекламно-информационной деятельностью. Помимо этого, проводят работу по оказанию торговых услуг, формированию ассортимента и управлению товарными запасами. Все эти операции выполняются в определенной последовательности и взаимосвязаны между собой. То есть, коммерческая деятельность является важным фактором обеспечения эффективной работы экономической системы в современных рыночных условиях [13, с. 2406].
Таким образом, коммерческая деятельность – это процесс торгового обмена товарами, услугами (совершение акта купли-продажи) между субъектами хозяйствования, конечной целью которого является получение прибыли.