Файл: Коммерческая деятельность оптового торгового предприятия и ее совершенствование.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 519
Скачиваний: 14
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ
Понятие и содержание коммерческой деятельности
Особенности организации и управления коммерческой деятельностью оптовых торговых предприятий
2. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПТОВОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ФОРСАЖ-ИНСТРУМЕНТ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности компании
2.1. Анализ организации коммерческой деятельности предприятия ООО «Форсаж-Инструмент»
Компания ООО «Форсаж-Инструмент» постоянно растет и развивается, и открывает для себя все новые и новые сегменты рынка. Недавно компания вышла на просторы интернета и открыла интернет-магазин Dipmarket, и благодаря бесценному опыту оптовых продаж торговая площадка уже в самом начале показывает хорошие результаты роста. ООО «Форсаж-Инструмент» также планирует открытие минимум 4-х розничных магазинов в ближайший год, где будет и пункт выдачи интернет-магазина, и склад постоянно поддерживаемого ассортимента.
На сегодняшний день в г. Санкт-Петербурге имеются центральный офис, и склад, деятельность которого и будет проанализирована в данной работе.
Численность работников склада ООО «Форсаж-Инструмент» составляет 7 человек. Площадь – 1000 м2.
Управление предприятием осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Предприятие самостоятельно определяет структуру предприятия и затраты на их содержание.
В ООО «Форсаж-Инструмент» используется линейная организационная структура управления (рис. 1).
Рисунок 1 – Организационная структура ООО «Форсаж-Инструмент»
Итак, численность сотрудников ООО «Форсаж-Инструмент» составляет 7 человек. Функционирование данной организационной структуры управления на предприятии поддерживается нормами общепринятой корпоративной культуры в компании, ориентирующей подчиненных на авторитет должности руководителя и на постоянный контакт с непосредственным руководителем.
Управление деятельностью осуществляется директором, используется линейная структура управления. Для этой структуры характерно сосредоточение всех функций управления в руках директора.
Режим работы склада установлен руководством торговой организации. Склад работает с 10.00 – 19.00. Без перерывов и выходных дней.
Оплата сотрудникам ООО «Форсаж-Инструмент» производится согласно штатному расписанию по должностным окладам. Форма заработной платы, используемая на предприятии, временная, рассчитывается почасово. Трудовым соглашением установлено отработать 40 часов в неделю. Размер оплаты часа зависит от разных категорий персонала. Для повышения эффективности работы персонала, руководство фирмы использует также систему премий или аккордную систему оплаты труда. Средняя заработная плата составляет 35000 рублей.
В таблице 1 проанализируем динамику основных экономических показателей хозяйственной деятельности ООО «Форсаж-Инструмент» на основании данных бухгалтерской отчетности компании (Приложения 1 и 2).
Таблица 1
Динамика основных экономических показателей хозяйственной деятельности компании ООО «Форсаж-Инструмент» за 2018-2019 г.
Наименование показателей |
2018 г. |
2019 г. |
Темп роста в % |
Оборот организации, тыс. руб. |
165854 |
212668 |
28,23 |
Валовой доход от продажи товаров: в сумме, тыс. руб. в процентах к обороту, % |
|||
3681 2,22 |
12590 5,92 |
242,03 - |
|
Издержки обращения: в сумме, тыс. руб. в процентах к обороту, % |
|||
162173 97,78 |
200078 94,08 |
23,37 - |
|
Прибыль (убыток) от продажи: в сумме, тыс. руб. в процентах к обороту, % |
|||
3681 2,22 |
12590 5,92 |
242,03 - |
|
Чистая прибыль (убыток): в сумме, тыс. руб. в процентах к обороту, % |
|||
2034 1,23 |
9842 4,63 |
383,87 - |
|
Среднесписочная численность работников, чел. |
7 |
7 |
- |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. |
151,5 |
320,5 |
111,55 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. |
40397,5 |
56267,0 |
39,28 |
Среднегодовая стоимость авансированного капитала, тыс. руб. |
40535,0 |
56587,5 |
39,60 |
Из анализа таблицы 1 видно, что за 2018-2019 гг. наблюдается рост всех основных экономических показателей хозяйственной деятельности ООО «Форсаж-Инструмент».
Оборот организации ООО «Форсаж-Инструмент» вырос с 165854 тыс. руб. в 2018 г. до 212668 тыс. руб. в 2019 г. Темп роста составил 28,23%, что является положительной тенденцией. Валовый доход от продажи товаров ООО «Форсаж-Инструмент» заметно вырос – на 242,03%. Его уровень к обороту также вырос – с 2,22% в 2018 г. до 5,92% в 2019 г. Сумма издержек обращения ООО «Форсаж-Инструмент» увеличилась за исследуемый период на 23,37%, а уровень – уменьшился с 97,78 в 2018 г. до 94,08% в 2019 г. Сравнив темп роста оборота компании с издержками обращения видим, что темп роста оборота выше темпа роста издержек (28,23>23,37), что говорит об эффективности деятельности ООО «Форсаж-Инструмент», и что обусловило снижения уровня издержек обращения. Так как у компании нет ни коммерческих, ни управленческих расходов, сумма прибыли от продаж равна сумме валового дохода от продаж и составила на конец отчетного периода 12590 тыс. руб., что на 242,03% больше, чем в 2018 г. В итоге компания ООО «Форсаж-Инструмент» получила чистую прибыль в размере 9842 тыс. руб. в 2019 г., что на 383,87% больше, чем в 2018 г., уровень которой также вырос с 1,23% в 2018 г. до 4,63% в 2019 г., и однозначно является положительным фактором в деятельности экономического субъекта. Среднесписочная численность работников ООО «Форсаж-Инструмент» за 2018-2019 гг. не изменилась и составляет 7 человек. Среднегодовая стоимость основных средств увеличилась на 111,55%, а среднегодовая стоимость оборотных средств – на 39,28%. Также выросла среднегодовая стоимость авансированного капитала за исследуемый период на 39,60%, что является положительной динамикой.
Таким образом, в целом деятельность компании ООО «Форсаж-Инструмент» является эффективной и прибыльной, за анализируемый период 2018-2019 гг. на предприятии увеличились и оборот, и прибыль, и стоимость основных средств, и оборотных средств, и авансированного капитала, что является положительной тенденцией, однако увеличение произошло и по суммам и уровням издержек обращения и расходов предприятия, что негативно повлияло на динамику прибыли. Поэтому для повышения прибыли и в целом улучшения деятельности компании ООО «Форсаж-Инструмент» рекомендуется снижать затраты и издержки обращения.
2.1. Анализ организации коммерческой деятельности предприятия
ООО «Форсаж-Инструмент»
Оптовая реализация товаров имеет ведущее значение для получения прибыли торгового предприятия ООО «Форсаж-Инструмент», обеспечивает удовлетворение спроса розничных организаций в товарах, а, следовательно, и потребностей конечного потребителя.
Можно выделить следующие этапы организации процесса закупок в ООО «Форсаж-Инструмент»:
1. Сбор и обработка информации о конъюнктуре оптового рынка авто инструмента и гаражного оборудования, действующих условиях торговли, доставки, хранения и т.д.
2. Выбор поставщиков.
3. Размещение заказов и их реализация.
4. Организация делопроизводства по учету товаров и расчетам за приобретенные строительные материалы.
5. Поддержание отношений с поставщиками и оценка их надежности.
ООО «Форсаж-Инструмент» осуществляет оптовую торговлю авто инструментами, а также аксессуарами для салона автомобиля, средствами по уходу за салоном автомобиля, кузовом. Также представлены полироли, краски, инструменты и т.д.
Обеспечение устойчивости ассортимента зависит от наличия и движения товарных запасов.
К факторам, обусловливающим образование и изменение запасов, относятся условия производства, транспортные условия, условия поставок, условия потребления.
Группировка ассортимента автозапчастей ООО «Форсаж-Инструмент» в зависимости от частоты наличия в продаже представлена в таблице 2.
Таблица 2
Группировка ассортимента автозапчастей ООО «Форсаж-Инструмент»
в зависимости от частоты наличия в продаже
Показатели |
Ассортиментные группы |
Удельный вес в общем числе разновидностей, % |
Товары постоянного (частого) предложения |
Домкрат механический «ромб» 2т (h min 110мм, h max 395мм, L-425мм) в водоотталкивающем чехле, FK-10152 Компрессор поршневой автомобильный F-20141175 «FORSAGE» (35л/мин, 15А) 12V, F-20141175 Набор ключей комбинированных 6пр. (8,10,12,13,14,17мм) в пласт. держателе, KT-3006MP |
55 |
Товары периодического предложения |
Домкрат бутылочный 2т с клапаном +доп. ремкомплект (h min-148мм, h max-278мм, ход штока-80мм, ход в, FK-T90204S Шуруповерт аккумуляторный (12 V, 0-350/1200 об/мин, max ф 10 мм, 30 Nm, 2АКБx 1.5 Ah Ni-cd), CDM12V-Ni-cd |
30 |
Товары редкого предложения |
Набор инструмента 222пр. 3/8»,1/2»,1/4», HT1R244 Набор инструмента 142пр. 1/4»&3/8»1/2»(6-гран)(4-32мм+ключи трещоточные 8*10,10*11,12*13,17*19), BR-142 Набор инструментов ударных 26пр 3/4» (21-24,26-32,34,36,38,41,46,50) 1» (55,60,65), в кейсе 6гр, F-68262MPB(пл.кейс) |
15 |
Степень обновления ассортимента означает удельный вес новых изделий в общем объеме, поставленных на продажу.
Структура ассортимента характеризуется удельным весом товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в общей сумме товарооборота.
В таблице 3 представлен анализ показателей ассортимента ООО «Форсаж-Инструмент».
Таблица 3
Анализ показателей ассортимента ООО «Форсаж-Инструмент», %
Показатель |
Значение 2018 г |
Значение 2019 г. |
Отклонение |
Коэффициент обновления товарного ассортимента |
0,31 |
0,40 |
0,09 |
Коэффициент устойчивости |
0,81 |
0,82 |
0,01 |
Коэффициент полноты |
0,88 |
0,89 |
0,01 |
Коэффициент широты |
0,78 |
0,77 |
-0,01 |
Проведенный анализ ассортимента магазина ООО «Форсаж-Инструмент» показал, что в 2019 г. улучшились показатели обновления ассортимента на 0,09%, а также его устойчивости (на 0,01%) и полноты (также на 0,01). Незначительно ухудшился показатель широты ассортимента на 0,01%, это связано с тем, что вследствие расширения ассортимента предприятие имеет договора с большим количеством новых поставщиков, которые не всегда точны в сроках поставок.
Всего предприятие ООО «Форсаж-Инструмент» пользуется услугами двух поставщиков:
1. ТД «Форсаж-Инструмент» г. Минск.
2. ИП Михалев Олег Васильевич («Маякавто»).
При выборе поставщиков предприятие руководствуется следующими основными критериями:
- финансовое положение поставщика;
- возможность поставлять продукцию на условиях отсрочки платежа или ее оплаты после продажи;
- возможность предоставления поставщиком товарного кредита;
- возможность бесплатной доставки приобретенных товаров;
- сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
- наличие резервных мощностей;
- повышение качества выпускаемой продукции;
- удаленность поставщика от потребителя;
- организация управления качеством у поставщика;
- профессиональный уровень персонала поставщика, текучесть кадров;
Особое внимание предприятие ООО «Форсаж-Инструмент» уделяет таким критериям, как возможность предоставления отсрочки платежа или поставки продукции «под реализацию», возможности предоставления поставщиком товарного кредита и бесплатной доставки приобретаемой продукции.
Одним из условий долгосрочной работы с новым поставщиком, является надежность, финансовая ликвидность компании. ООО «Форсаж-Инструмент» использует следующие методы проверки надежности поставщиков:
- личная встреча с руководством компании;
- местные источники (действующие на данной территории юридические лица или «осведомители» официальных органов);
- банки и финансовые институты;
- конкуренты потенциального поставщика;
- торговые ассоциации;
- информационные агентства;
- государственные источники (регистрационные палаты, налоговая инспекция и др., обладающие открытой для ознакомления информацией).
Все поставщики предприятия отвечают этому критерию.
Основными клиентами ООО «Форсаж-Инструмент» выступают крупные перевозчики, частные транспортные компании, станции технического обслуживания автомобилей и другие магазины автозапчастей (табл. 4).
Итак, основными покупателями товаров ООО «Форсаж-Инструмент» являются крупные компании-перевозчики и частные транспортные компании, на долю которых приходится около 68% от общего объема продаж в 2019 году. То есть, политику позиционирования товаров данного оптового торгового предприятия следует продолжать концентрировать именно в данных сегментах рынка.
Таблица 4
Объем продаж товаров ООО «Форсаж-Инструмент» по целевым сегментам, %