Файл: Календарное планирование. Понятие критического пути (Сущность и функции планирования деятельности предприятия).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Планирование как функция управления предприятием
1.1 Сущность и функции планирования деятельности предприятия
1.2 Принципы и методы планирования
1.3 Система планов предприятия
Глава 2. Анализ системы планирования на предприятии
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Стратегическое планирование в ООО «Баско»
2.3 Тактическое и оперативное планирование в ООО «Баско»
Глава 3. Пути совершенствования планирования в ООО «Баско»
3.1 Направления совершенствования планирования остатков товарных запасов на предприятии
3.2 Мероприятие по совершенствованию планирования дебиторской задолженности
Из потенциальных конкурентов ООО «Баско» можно выделить следующих: ООО «Мир для Всех», ООО «Феникс», ООО «Булат». Указанные предприятия работают на рынке уже достаточно длительное время, занимая прочную рыночную позицию. Их основными характеристиками могут служить: широкая известность, большой опыт работы, наличие постоянных клиентов и развитой сбытовой сети. Составим сравнительную таблицу товарооборота основных конкурентов ООО «Баско».
Таблица 4 -Структура дохода основных конкурентов ООО «Баско»
п/п Тоб. |
Выручка от реализации |
|||||
2017 год |
2018год |
2019 год |
||||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
|
ООО «Мир для Всех» |
16213,98 |
24,93 |
17986,65 |
24,86 |
20199,87 |
25,14 |
ООО «Феникс» |
15999,76 |
24,61 |
17742,43 |
24,52 |
19617,00 |
24,42 |
ООО «Булат» |
16045,60 |
24,68 |
18103,45 |
25,02 |
19876,15 |
24,75 |
ООО «Баско» |
16766,95 |
25,78 |
18533,40 |
25,61 |
20636,60 |
25,69 |
Итого |
65026,29 |
100,00 |
72365,93 |
100,00 |
80319,62 |
100,00 |
По результатам исследования структуры товарооборота конкурирующих фирм можно сказать что в настоящее время лидирующие позиции занимает ООО «Баско» и ООО «Мир для Всех». В отчтеном году ситуация изменилась и лидерами стали ООО «Баско» и ООО «Булат». В 2019 году ситуация снова изменилась и лидерами стали вновь ООО «Баско» и ООО «Мир для Всех», ООО «Булат» довольно сильно снизило свои позиции. Исходя из этого, можно сказать, что на протяжении рассмотренного периода бессменным лидером является ООО «Баско».
Таблица 5 - Средние цены предприятий
Предприятия |
||||
Название предприятия |
ООО «Баско» |
ООО «Мир для Всех» |
ООО «Булат» |
ООО «Феникс» |
Средняя цена 1 единицу товара,р. |
5740,50 |
6120,00 |
7500,00 |
6860,50 |
Рассмотрев средние цены в конкурентной среде, можно сделать вывод, что наиболее низкие и доступные цены обеспечивает предприятие ООО «Баско». Следует отметить, что анализируемое предприятие предлагает продукцию высокого качества, ничем не уступающую конкурентам. Проведенный анализ сложившейся ситуации показал, что ООО «Баско» занимает достаточно хорошие позиции на рынке.
Для более подробного и обобщенного рассмотрения конкурентов ООО «Баско» необходимо провести оценку конкурентной силы, используя комплекс маркетинга (табл. 6). Для оценки используется четырехбалльная шкала, в которой чем выше оценка, тем лучше осуществляется деятельность по тому или иному критерию.
Таблица 6 - Оценка конкурентной силы на рынке
Факторы конкурентоспособности предприятия |
Балльная оценка |
|||
ООО «Баско» |
ООО «Феникс» |
ООО «Булат» |
ООО«Мир для Всех» |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1.Товар: -широта и глубина товарного ассортимента -качество товара -престиж торговой марки -уникальность товара -качество упаковки -многовариантность в использовании -защищенность патентом -надежность -уровень торгового обслуживания |
3 3 2 3 3 3 3 4 3 |
2 2 3 1 3 2 1 3 2 |
2 3 3 1 3 3 2 3 2 |
4 3 4 2 3 3 3 3 3 |
Сумма баллов Средний балл |
27 3,00 |
19 2,11 |
22 2,44 |
28 3,11 |
2.Цена: -уровень цен -система скидок -наличие кредита -срок платежа -условия и порядок расчета |
3 3 4 3 2 |
2 3 1 1 1 |
1 3 2 1 2 |
3 3 4 3 2 |
Сумма баллов Средний балл |
15 3,00 |
8 1,60 |
9 1,80 |
15 3,00 |
3.Сбыт: -степень охвата рынка -мерчендайзинг -уровень квалификации персонала -система транспортировки -формы сбыта -система контроля товарных запасов |
3 2 3 3 3 3 |
2 3 3 2 4 1 |
2 2 3 2 4 1 |
3 2 3 3 4 2 |
Сумма баллов Средний балл |
20 3,33 |
15 2,50 |
14 2,33 |
17 2,83 |
4.Продвижение: -реклама для потребителей - реклама для торговых посредников -персональные продажи -методы стимулирования сбыта |
2 3 1 3 |
2 2 2 3 |
3 2 1 2 |
3 3 1 2 |
-показ образцов изделий -продвижение продуктов по каналам торговли -мероприятия по связям с общественностью |
3 3 2 |
2 2 1 |
1 2 2 |
3 3 3 |
Сумма баллов Средний балл |
17 2,42 |
14 2,00 |
13 1,86 |
18 2,57 |
Итого сумма баллов |
79 |
56 |
58 |
78 |
Средний балл |
20,30 |
14,00 |
14,50 |
19,50 |
Далее, необходимо составить многоугольник конкурентоспособности, исходя из представленных оценок по предприятиям (рис. 2). Одно деление будет равно 5 баллам.
Цена
Продвижение
Товар
Сбыт
ООО «Баско»
ООО «Мир для Всех»
ООО «Булат»
ООО «Феникс»
Рис. 2 - Многоугольник конкурентоспособности ООО «Баско»
Исходя из приведенных оценок и из анализа многоугольника конкурентоспособности следует, что по всем факторам лидирующие позиции занимает ООО «Баско». По фактору «Товар» самую низкую оценку получило предприятие ООО «Феникс». По фактору «Цена» низкий балл поставлен также ООО «Феникс». По факторам «Сбыт» и «Продвижение» низкий балл был поставлен предприятию ООО «Булат». Из анализа многоугольника можно сделать вывод о том, что самую большую долю рынка занимает предприятие ООО «Баско», а самые низкие доли имеют предприятия ООО «Булат» и ООО «Феникс».
Основным конкурентом является ООО «Мир для Всех», поскольку именно это предприятие имеет высшую среднюю оценку после ООО «Баско». ООО «Мир для Всех» имеет довольно неплохие оценки факторов «Товар» (28 баллов) и «Продвижение» (18 баллов), но этого все же недостаточно для обеспечения сильной конкуренции. В будущем предприятию ООО «Баско» необходимо более усиленно следить за конкурентными силами, поскольку остальные предприятия могут его нагнать.
2.3 Тактическое и оперативное планирование в ООО «Баско»
Денежные потоки - совокупность распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств предприятия, генерируемых его хозяйственной деятельностью. Процесс управления потоками денежных поступлений представляет собой постоянный мониторинг влияния различных объективных и субъективных факторов, которые приводят к возникновению трех ситуаций:
- Выплаты превышают поступления предприятия на определенный период. В этом случае возникает дефицит средств, устранение которого требует привлечения дополнительных финансовых активов, также связано с дополнительными затратами.
Дефицит денежных средств в дальнейшем приводит к:
- задержкам в выплате заработной платы;
- рост доли просроченной задолженности по кредитным займам;
- снижение ликвидности активов предприятия;
- рост продолжительности производственного цикла за несвоевременные поставки сырья и комплектующих.
- Поступление превышают выплаты, что может привести к избыточной ликвидности. Свободные деньги - некоммерческий актив, поэтому они имеют быть задействованы в получении дополнительной прибыли, что требует осуществления финансовых мероприятий по размещению таких средств.
- Сбалансированность потоков платежей обеспечивает состояние финансового равновесия, которое позволяет поддерживать оптимальные условия эффективного и рационального хозяйствования. Денежные потоки являются важнейшим самостоятельным объектом бюджетирования предприятия, помогает в достижении поставленных текущих и стратегических целей и способствует формированию положительных финансовых результатов.
Проведем анализ движения денежных средств предприятия – таблица 7.
Таблица 7 - Анализ движения денежных средств ООО «Баско»
Показатель |
2018 год |
2019 год |
Абсолютный рост |
|||
Приход |
Расход |
|||||
Приход |
Расход |
Приход |
Расход |
|||
База Абсолют |
6431,13 |
7317,63 |
8279,78 |
13119,05 |
1848,65 |
5801,42 |
Офис Абсолют |
1149,12 |
215,9 |
9037,34 |
4373,2 |
7888,23 |
4157,3 |
Абсолют Синюк Е.В. |
- |
- |
171,15 |
- |
- |
- |
Абсолют СКБ |
34913,38 |
34565,2 |
147790,71 |
148070,69 |
112877,34 |
113505,49 |
Итого |
42493,63 |
42098,73 |
165278,99 |
165562,95 |
122785,36 |
123464,22 |
Проведенный анализ движения денежных средств ООО «Баско» следует отметить увеличением как приходной, так и расходной части, что связано со спецификой деятельности предприятия, а именно – торговля.
В 2018 году денежный поток по приходной части превышает расход на 394,9 тыс. руб., по всем банковским счетам, исключение составляет только «База Абсолют» - расход превышает приход на 886,5 тыс. руб.
В отчетном периоде тенденция движения денежных средств изменяется. Расходная часть превышает приход на 283,96 тыс. руб. по всем счетам, исключение составляет только Офис Абсолют, приходная часть превышает на 4664,14 тыс. руб. расход.
Следует отметить, увеличение приходной и расходной части движения денежных средств на 122785,36 и 123464,22 тыс. руб., что связано с расширением масштабов деятельности ООО «Баско».
Структура движения денежных средств ООО «ТоргМастер представлена в таблице 8.
Таблица 8 - Анализ структуры движения денежных средств ООО «Баско», %
Показатель |
2018 год |
2019 год |
Абсолютный рост |
|||
Приход |
Расход |
Приход |
Расход |
|||
Приход |
Расход |
|||||
База Абсолют |
15,13 |
17,38 |
5,00 |
7,92 |
-10,13 |
-9,46 |
Офис Абсолют |
2,7 |
0,50 |
5,47 |
2,64 |
2,77 |
+2,14 |
Абсолют Синюк Е.В. |
- |
- |
0,1 |
- |
- |
- |
Абсолют СКБ |
82,16 |
82,12 |
89,42 |
89,44 |
7,26 |
7,32 |
Итого |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
Х |
Х |
Анализируя структура движения денежных средств следует отметить, что как в отчетном, так и базовом периоде наибольший удельный вес денежных средств от 82 % относится на Абсолют СКБ, что связано с особенностями формирования денежных средств.
В рамках оперативного планирования на предприятии составляется платежный календарь. Платежный календарь можно составлять в месяц, декаду, пятидневку путем уточнения и конкретизации плановых показателей очередного квартала (месяца). В процессе его составления принимается во внимание необходимость обеспечения синхронности поступления и расходования средств; соблюдение приоритетности платежей; установление момента возникновения дефицита денежных ресурсов и разработка мероприятий по его преодоления; определение объемов временно свободных средств (с учетом целевого остатка) и пути их выгодного размещения.
Платежный календарь ООО «Баско» - таблица 9.
Таблица 9 - Платежный календарь ООО «Баско»
Показатель |
ТоргМастер-ТЛК СКБ |
База ТоргМастер ТЛК |
Офис ТоргМастер ТЛК |
Остаток на начало периода |
348,18 |
-886,51 |
933,22 |
Заказы покупателей |
10960,66 |
- |
- |
Итого сумма к использованию |
11308,84 |
-886,51 |
933,22 |
Итого планируемый остаток |
11308,84 |
-886,51 |
933,22 |