Файл: Календарное планирование. Понятие критического пути (Сущность и функции планирования деятельности предприятия).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Планирование как функция управления предприятием
1.1 Сущность и функции планирования деятельности предприятия
1.2 Принципы и методы планирования
1.3 Система планов предприятия
Глава 2. Анализ системы планирования на предприятии
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Стратегическое планирование в ООО «Баско»
2.3 Тактическое и оперативное планирование в ООО «Баско»
Глава 3. Пути совершенствования планирования в ООО «Баско»
3.1 Направления совершенствования планирования остатков товарных запасов на предприятии
3.2 Мероприятие по совершенствованию планирования дебиторской задолженности
Введение
В условиях рынка каждая организация стремится завоевать свое экономическое пространство, не только удержаться в нем, но и обрести благополучное развитие. Конкуренция на рынке заставляет организации формировать и реализовывать новые бизнес идеи по развитию предприятия.
При этом, одним из важных механизмов стратегического развития предприятия является бизнес-план. Процесс разработки бизнес-плана является частью долгосрочной стратегии развития предприятия, позволяя ему решать определенные проблемы (выпуск новой продукции, выделение нового структурного подразделения, запуск дополнительной линии и т.п.).
Планирование на предприятии позволяет обеспечить ему благополучное существование и развитие в будущем. Неотъемлемой частью функции планирования является составление бизнес-плана. В том случае если подготовка бизнес-плана осуществляется на основе стандартных требований к содержанию, то прорабатываются максимально точные финансовые показатели, позволяющие финансировать деятельность любого предприятия эффективно. Приведенные обстоятельства обусловили актуальность темы исследования.
Проблемы совершенствования организации работы в области планирования российских предприятий раскрываются в трудах российских экономистов: Балацкого Е., Большакова С.В, Воронова А., А.Г. Грязновой, Таранухина Ю.В., Целиковой Л.В. и др.
Цель работы- исследование места и роли внутрифирменного планирования в управлении современным предприятиям.
Задачи обусловлены установленной целью и определили структуру данной работы:
- Исследование сущности, принципов и функций внутрифирменного планирования деятельности предприятия;
- Изучение видов планов, методов планирования;
- Анализ процесса планирования на предприятии;
- Выявление путей совершенствования планирования на предприятии.
Предметом работы является изучение теоретических и практических вопросов планирования.
Объект исследования - система планирования на современном предприятии.
Методическое обеспечение работы составляют общенаучные и экономические методы исследований: аналитические, логические, экономико-статистические и расчетные.
Глава 1. Планирование как функция управления предприятием
1.1 Сущность и функции планирования деятельности предприятия
Планирование - это планирование средств всех имеющихся и поступающих доходов и распределения, и расходования денежных средств предприятия для обеспечения его эффективной деятельности. Планирование осуществляется с помощью отдельных планов, которые зависят от задач и объектов деятельности хозяйствующего субъекта.
Планирование — это инструмент хозяйственной деятельности в деятельности предприятия, который выполняет важнейшую функцию управления.
К основным задачам которое решает планирование можно отнести:
• использование и обеспечение эффективной деятельности предприятия финансовыми ресурсами с помощью различных источников;
• разработка и использование бизнес-планов для эффективного вложения инвестиций
• условия выполнения обязательств предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами;
• мобилизация ресурсов в целях эффективного использования прибыли и других доходов;
• контроль финансовых ресурсов и финансового состояния.
Таки образом основной целью планирования — это сбалансировать доходы и расходы. Управленческая команда предприятия имеет задачу в своей деятельности планирование всех имеющихся финансовых ресурсов.
Процесс планирования имеет следующие этапы:
1. Анализ финансовых показателей за предшествующий период, с помощью бухгалтерской отчетности предприятия, с помощью данных планируются и рассчитываются финансовые показатели деятельности предприятия.
2. Расчет и составление прогнозных бухгалтерских документов.
3. Анализ полученных показателей и использование в деятельности предприятия.
4.Использование оперативного и текущего планирование.
5.Завершение планирования с помощью внедрения в деятельность полученных показателей.
Основные этапы планирования представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Процесс планирования
Планирование обеспечивает увязку отдельных решений управления в течении различных временных периодов. Можно говорить о том, что процесс планирования разделен на области, в которых менеджмент пытается ответить на вопросы:
1. В каком месте в настоящее время мы находимся? Руководители обязаны проводить оценку сильных и слабых сторон организации в этих очень важных сферах как маркетинг, финансы, производство, научные исследования и исследования, трудовые средства. Все без исключения осуществляется с целью установить, чего же может действительно достичь предприятие.
2. Куда мы все хотим продвигаться? Оценивая способности и опасности в окружающей компанию среде, подобные равно как конкурентная борьба, покупатели, законы, политические факторы, экономические условия, технология, обеспечение, общественные и культурные перемены, руководство устанавливает, каковым должны быть цели компании и то, что может воспрепятствовать компании добиться данных целей.
С помощью планирования руководство старается определить ключевые направления усилий и принятия заключений, которые обеспечат целостность цели абсолютно для всех членов компании. Иными словами, планирование – это способ. С его помощью руководство гарантирует единое направление усилий всех членов компании к достижению ее единых целей.
Планирование деятельности предприятия можно определить, как установление направления и пропорции развития бизнес-процесса с учётом имеющихся ресурсов на основе наиболее полного выявления требуемых рынку видов, объёмов товаров и сроков их выпуска.
Планирование – это процесс разработки и последующего контроля за ходом реализации плана и его корректировки в соответствии с изменяющимся условиями. Планирование представляет собой функцию управления, включающую следующий комплекс работ:
– исследование ситуации на рынке с учетом оперативных факторов внутренней и внешней среды;
– целеполагание, прогнозирование, оценка и оптимизация альтернативных вариантов достижения целей;
– реализация и контроль намеченного плана.
1.2 Принципы и методы планирования
Основные принципы планирования, следующие:
1. Принцип единства, который предполагает использование системный характера планирования. Так как планирование - это процесс разработки и выполнения различных планов. В рамках реализации миссии и стратегии предприятия создаются локальные планы в различных временных промежутках. Принцип единства предполагает взаимодействия различных планов в целях повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. Этот принцип заключается в сочетании перспективных, годовых и оперативных планов.
2. Принцип координации планов основан на том, что неэффективно планировать деятельность одних подразделений, без учета деятельности других. Все планы должны быть объединены, и вносимые изменения должны касаться всех показателей, которые могут быть взаимозависимыми. Взаимосвязь и одновременность - основные черты координации в планировании.
3. Принцип участия. В основе этого принципа является то, что в организации планирования должны быть задействованы как можно больше сотрудников, подразделений предприятия. Этот принцип основан на том, что любые планы реализуются гораздо успешнее, если в их составлении были задействованы сами сотрудники, а спущенные планы «сверху» вызывают протест у работников.
4. Принцип непрерывности основан на том, что любая плановая деятельность должна осуществляться постоянно и непрерывно в рамках установленного цикла. Разработанные планы должны последовательно приходить на смену уже выполненным с учетом отклонений, возникших в процессе финансово- хозяйственной деятельности. Соблюдение принципа может дать руководству предприятия большие возможности с помощью, которых управленческая команда может сохранить и преувеличить собственные средства для улучшения деятельности.
5. Принцип гибкости. Возможность менять отдельные элементы или направленность в процессе реализации и под воздействием внутренних и внешних факторов. Принцип гибкости тесно связан с принципом непрерывности. Эффективный план всегда допускает возможность корректировки в процессе реализации.
6. Принцип точности предполагает определенную степень детализации для конкретных планов. Всякий план должен быть составлен с такой высокой степенью детализации, насколько это позволяют известные обстоятельства сложившейся экономической ситуации. Причем конкретика и проработанность отдельных деталей являются непременным атрибутом для планов деятельности отдельных подразделений в течении небольших промежутков времени.
Сущность методологии планирования заключается в использовании совокупности приемов и методов, посредством которых разрабатываются планы.
Необходимо отметить три важнейших метода планирования:
Наиболее простым является планирование от достигнутого уровня. В данном случае не следует акцентировать внимание на научно-техническом прогрессе, он не настраивает сотрудников на поиск резервов для роста показателей эффективности производства. Данный способ подразумевает наличие опасности переноса недостатков отчетного периода на плановый период. [11, с. 32]
Более прогрессивным методом является процедура оптимального планирования, которая основана на использовании системы научно обоснованных нормативов и экономико-математических методик. Данный тип планирования, как правило, имеет отношение к коренным качественным преобразованиям в системе. Однако, необходимо отметить, что данные метод может не учитывать возникающие изменения производственных заданий.
Широким применением отличается процедура адаптивного планирования, посредством которой можно предоставить оперативную реакцию на изменения внешней среды.
Главная цель планирования заключается в том, чтобы — насколько можно при имеющихся условиях — найти наиболее рациональное решение задач, которые ставит перед собой предприятие.
В настоящее время используется широкий инструментарий, позволяющий решить обширный круг вопросов. Большинство методов отличаются широкой известностью и применением не только в ходе планирования. Часть методов является формализованной и достигает уровня экономико-математической модели, остальные отличаются слабым описанием. В качестве основных методов планирования необходимо выделить: балансовый; опытно-статистический; нормативный; экономико-математический; программно-целевой.
В составе каждого из перечисленных методов выделяют десятки, а то и сотни видов, приемов и методик расчета.
1) Для балансового метода характерно установление материально-вещественной и стоимостной пропорции в системе показателей. Как правило, данный метод используется в форме уравновешивающей таблицы, которая позволяет судить о наличии и источниках формирования ресурсов и соответствующих потребностях. Он также позволяет проверить обоснованность расчетов, взаимоувязку разделов и показателей на каждой стадии планирования. В качестве примера можно привести баланс рабочего времени, баланс производственных мощностей, а также баланс трудовых ресурсов.
2) Опытно–статистический метод, для которого характерна ориентация на фактически достигнутый в прошлом результат, на основании экстраполяции, которых можно определить план того или иного показателя. Данная методика планирования отличается простотой и широким применением в плановых расчетах.
3) Программно-целевой метод представляет собой методику создания совокупности плановых нормативный решений, смысл которого состоит в поиске важнейших целей социального, экономического и научно-технического развития управляемого объекта.