Файл: Убийство и его виды (Общая характеристика убийства).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика убийства
1.1 История развития законодательства об ответственности за убийство
1.2 Развитие понятия убийства в уголовном праве
2. Юридический анализ состава преступлений, предусмотренных ст. 105 УК РФ
Глава 3: Проблемные вопросы квалификации
3.1 Убийство женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности
Последний законодательный акт Российской империи – Уголовное Уложение было утверждено 22 марта 1903 г., но полностью так и не было введено в действие, отказалось от деления умышленного убийства на предумышленное и непредумышленное, введя общий термин «умышленное убийство», а также включены дополнительно два отягчающих ответственность признака: убийство священнослужителя во время службы, а также члена караула, охраняющего императора, либо часового военного караула. Повторным признавалось убийство, если оно было совершено в течение пяти лет после отбывания наказания за убийство без смягчающих обстоятельств. Была введена новая норма об ответственности за убийство главы иностранного государства, которое наказывалось каторгой без срока (ст. 453–456).
Сразу же после Октябрьской революции РКП(б) и советское правительство «пустили на слом» все судебные учреждения и юридические институты царской России. Это относилось и к законодательству о преступлениях против жизни и к порядку расследования и судебного рассмотрения дел об этих преступлениях. Были образованы окружные народные суды и революционные трибуналы, в подсудность которых передавались дела данной категории. Судам разрешалось руководствоваться законами свергнутых правительств, «поскольку таковые не отменены декретами ВЦИК и СНК и не противоречат социалистическому правосознанию».
Первым законом, в котором были кодифицированы уголовно-правовые нормы, устанавливающие ответственность за преступления против жизни, явился УК РСФСР 1922 г., введенный в действие с 1 июня 1922 г. В основе структуры кодекса лежало разграничение преступлений по объекту посягательства. Это относилось и к преступлениям против жизни. Если объектом посягательства выступала только жизнь человека, то преступление признавалось убийством.
Ответственность за преступления, посягающие на жизнь, была установлена и в гл. V УК «Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности». В разд. I «Убийство» предусматривалась ответственность: за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (ст. 142); умышленное убийство без отягчающих обстоятельств (ст. 143); умышленное убийство при смягчающих обстоятельствах (ст. 144 и 145); неосторожное убийство (ст. 147). В числе обстоятельств, отягчающих умышленное убийство, в ст. 142 УК предусматривались: а) корысть, ревность (при отсутствии сильного душевного волнения) и другие низменные побуждения; б) убийство лицом, уже отбывшим наказание за умышленное убийство или весьма тяжкое телесное повреждение; в) убийство способом, опасным для жизни многих людей или особо мучительным для убитого; г) убийство с целью облегчить или скрыть другое тяжкое преступление; д) убийство лицом, на обязанности которого лежала особая забота об убитом; е) убийство с использованием беспомощного положения убитого. За умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок не ниже 8 лет со строгой изоляцией[3].
К убийству при смягчающих обстоятельствах было отнесено: умышленное убийство, совершенное под влиянием сильного душевного волнения, вызванного противозаконным насилием со стороны потерпевшего (наказывалось по ст. 144 УК лишением свободы до 3 лет); превышение пределов необходимой обороны, повлекшее за собой смерть нападающего, а также убийство застигнутого на месте преступления преступника с превышением необходимых для его задержания мер (наказание по ст. 145 УК – лишение свободы на срок до 1 года).
С 1 января 1927 г. был введен в действие утвержденный 22 ноября 1926 г. новый УК РСФСР. Этот кодекс оставил без существенного изменения ответственность за умышленное убийство. Были изменены лишь санкции – устанавливался высший предел наказания, а не низший, как это было в УК РСФСР 1922 г. За умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (ст. 136 УК) было предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет; за умышленное убийство без отягчающих обстоятельств (ст. 137 УК) – до 8 лет; за умышленное убийство в состоянии сильного душевного волнения (ст. 138 УК) – до 5 лет лишения свободы или исправительно-трудовые работы на срок до 1 года[4].
В 1934 г. ст. 136 УК РСФСР была дополнена ч. 2, которая предусматривала ответственность за убийство, совершенное военнослужащим при особо отягчающих обстоятельствах. За это преступление предусматривалась высшая мера наказания – расстрел. Других изменений в уголовное законодательство об ответственности за преступления против жизни не вносилось до 1954 г.
Президиум Верховного Совета СССР 30 апреля 1954 г. принял Указ «Об усилении уголовной ответственности за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах». Применение этого Указа позволило значительно усилить борьбу с умышленными убийствами при отягчающих обстоятельствах, повысить предупредительное воздействие уголовного закона.
УК РСФСР 1960 г., который, сохранив прежнюю классификацию преступлений против жизни, внес серьезные изменения в характеристику обстоятельств, отягчающих умышленное убийство.
В соответствии со ст. 102 УК РСФСР совершенным при отягчающих обстоятельствах признавалось убийство: а) из корыстных побуждений; б) из хулиганских побуждений; в) в связи с выполнением потерпевшим своего служебного или общественного долга; г) с особой жестокостью; д) способом, опасным для жизни многих людей; е) с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, а равно сопряженное с изнасилованием; ж) женщины, заведомо для виновного находившейся в состоянии беременности; з) двух и более лиц; и) лицом, ранее совершившим умышленное убийство, за исключением убийства при превышении пределов необходимой обороны и в состоянии сильного душевного волнения; к) на почве кровной мести; л) особо опасным рецидивистом[5].
В нормы УК РСФСР 1960 г., предусматривающие ответственность за преступления против жизни, был внесен ряд изменений в 1962–1994 гг. Это вполне закономерное явление, так как действенность и эффективность законодательства проверяется на практике, в ходе его применения. Так, в ст. 102 УК РСФСР был изменен п. «в» – предусмотрена ответственность за совершение убийства не только лица в связи с выполнением им своего служебного или общественного долга, но и его близких родственников, а также с целью воспрепятствования законной деятельности должностного лица. В число отягчающих обстоятельств убийства были включены совершение его по предварительному сговору группой лиц и на почве национальной или расовой вражды или розни[6].
Конституция РФ (ст.2) стала рассматривать человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Эти положения были закреплены в Уголовном Кодексе 1996 г.: в ч. 1 ст. 2 УК РФ на первое место поставлена задача охраны прав и свобод человека и гражданина.
1.2 Развитие понятия убийства в уголовном праве
Убийство – наиболее тяжкая разновидность посягательств на жизнь. В последнее десятилетие имеется явная тенденция к их росту. Впервые на законодательном уровне было дано понятие в ч. 1 ст. 105 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: "Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку...". Это указывает на то, что законодатель связывает понятие убийства лишь с умышленной формой вины. Однако представляется, что данная дефиниция не является истинной, поскольку не были освещены такие элементы состава, как объект преступного посягательства и объективная сторона преступления.
В ранее действовавшем законодательстве вообще не содержалось понятия убийства, что породило многочисленные попытки правоведов дать определение данному преступному деянию. Например, М.Д.Шаргородский писал, что «убийство – это неправомерное лишение жизни другого человека». [7]
К определению данного деяния подошел С.В. Бородин, считая, что убийство – это предусмотренное статьей Особенной части УК виновное деяние, посягающее на жизнь другого человека и причиняющее ему смерть. В отличие от законодательного определения убийства, С.В. Бородин правильно отмечает, что виновный посягает на такой объект преступления, как жизнь другого человека. Данная мысль имеет значение, поскольку указание на объект преступления помогает правильно понять сущность данного деяния и верно квалифицировать содеянное[8].
По мнению К.К. Панько, законодатель должен закрепить обязательные объективные и субъективные элементы деяния, образующие его общественную опасность, должен структурировать состав преступления, в который необходимо включить обязательные компоненты: объект и объективную сторону, субъект и субъективную сторону, поскольку, по мнению правоведа, все четыре компонента связаны и тесно взаимодействуют[9].
Позиция В.Н. Кудрявцева схожа с мнением К.К. Панько – по мнению ученого, в уголовном праве законодательное оформление любого общественного опасного деяния, с которым надо бороться, по возможности должно точно и исчерпывающе включать в себя указания на все элементы состава преступления. Только при соблюдении данных условий дефиниция этого преступления будет соответствовать потребностям теории и практики, позволит понять сущность данного уголовно-наказуемого деяния, точно квалифицировать содеянное, будет справедливой[10].
Подводя итог вышеизложенным мнениям правоведов, можно прийти к выводу, что действующая дефиниция, представленная в УК РФ, не свободна от недостатков и не отвечает требованиям принципа справедливости. На наш взгляд, в указанном определении законодателем не был отражен объект преступного посягательства и не была охарактеризована объективная сторона. Поэтому наиболее подходящим будет толкование: «умышленное деяние, посягающее на жизнь другого человека и причиняющее ему смерть». В предлагаемой дефиниции действительно отражены все существенные особенности этого состава.
2. Юридический анализ состава преступлений, предусмотренных ст. 105 УК РФ
Анализ состава преступления против жизни имеет значение для индивидуализации ответственности, которая проявляется в квалификации совершенного преступления.
Объект посягательства этой группы преступлений отличается рядом особенностей.
Во-первых, последствия этих посягательств невосстановимы, носят необратимый характер: человек как таковой перестает существовать.
Во-вторых, эти посягательства касаются важнейшего естественного права любого человека, зафиксированного в ч. 1 ст. 20 Конституции РФ: «Каждый имеет право на жизнь»[11].
Относительно данного объекта установленным является мнение, что жизнь в данном случае понимается не только как общественное отношение, но и как биологическое состояние человека. Отсюда следует противоправное лишение жизни любого человека независимо от возраста (новорожденный, престарелый, молодой), состояния или морального и физического облика.
Жизнь имеет временные рамки, очерченные ее начальным и конечным моментом. Правильное определение этих рамок важно для отграничения убийства от таких преступлений, как незаконный аборт, неоказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, уголовно наказуемая трансплантация органов и тканей, покушение на негодный объект.
Начальный момент жизни человека традиционно определяется началом процесса физиологических родов, что связывается с отделением плода от утробы матери и началом самостоятельного дыхания.
Сложность вызывает определение в теории и на практике конечного момента жизни. Одни ученые определяют наступление смерти (и, следовательно, окончание жизни) по остановке дыхания и прекращению сердцебиения, отсутствию пульса, понижению температуры тела (клиническая смерть), другие обоснованно полагают что для клинической смерти характерно то, что жизни больше нет, но и смерти еще нет. Сегодня большинство ученых и практиков связывают наступление смерти с так называемой биологической смертью – когда прекращается обеспечение тканей организма кислородом, кровь не поступает более в головной мозг, происходят непоправимые процессы распада клеток центральной нервной системы, исчезает электрическая активность мозга. И эта точка зрения ближе к правде: жизнь заканчивается не ранее наступления биологической смерти.
До наступления биологической смерти возможно оживление умирающего, и непринятие мер по спасению его жизни, равно как и иное противоправное поведение (изъятие органов для пересадки, нанесение телесных повреждений и т.п.), должно влечь уголовную ответственность для виновных лиц.
Родовым объектом убийства является интересы личности и блага. Видовым объектом убийства являются жизнь и здоровье другого человека. Непосредственным объектом убийства выступает жизнь конкретного человека.
Объективная сторона убийства определяется как лишение жизни другого человека. Убийство может быть совершено путем как действия, так и бездействия. Чаще всего убийство совершается путем действия, направленного на нарушение функций или анатомической целостности жизненно важных органов другого человека. Оно может быть совершено путем психического воздействия и физических действий, когда потерпевший лишается жизни, либо непосредственно виновным, или при помощи других лиц, не сознающих серьезный характер своих действий в силу создавшейся обстановки, либо вследствие психической неполноценности или малого возраста. При этом необходимо учитывать, что психологическая травма сама по себе может вызвать смерть лица, страдающего заболеванием сердца и сосудистой системы. Причинение такому лицу психологической травмы лицом, заведомо знающим о болезненном состоянии потерпевшего, при определенных обстоятельствах (во всяком случае при наличии цели лишения жизни) должно признаваться убийством. Установление способа действия как признака объективной стороны убийства имеет серьезное значения для его квалификации. При совершении некоторых видов убийств способ является квалифицирующим обстоятельством. Установление особой жестокости при убийстве или совершение его общеопасным способом влечет квалификацию соответственно по п. «д» и «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ и исключает применение другой статьи кодекса.