Файл: Построение организационных структур (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ФИРМЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ИТ-отдел

Юридический отдел

Рис. 2.2 Линейно-функциональная организационная структура ООО «Гарант-Сервис-Екатеринбург»

Линейные связи, а именно общее руководство компанией, стратегическое развитие возложено на генерального директора, имеющего в своем распоряжении четыре структурные единицы – руководителей департаментов и отделов.

Целью деятельности департамента сервиса является предоставление информационно-правовых услуг. Руководителю департамента подчинено 3 линейных руководителя отделов по работе с клиентами среднесписочная годовая численность департамента 34 человека.

Департамент продаж состоит и телемаркетингового центра – деятельность которого заключается в предварительном согласовании встречи клиента с сотрудником отдела продаж, среднегодовая численность сотрудников данного отдела составляет 25 человек, при этом средняя заработная плата сотрудников этого отдела самая низкая в компании и составляет 6520 рублей.

Сотрудники отдела продаж выезжают на встречи с потенциальными клиентами, проводя демонстрации справочно-правовой системы «Гарант», и предлагают другие сопутствующие информационно-правовые услуги.

Отметим, что с ростом количества организаций к коммуникационной сети Интернет ежегодно растет количество клиентов узнавших об продуктах компании через рекламу Интернет, причем себестоимость таких продаж в 2-2,5 раза ниже чем заказ демонстраций через телемаркетинговый центр ООО «Гарант-Сервис-Екатеринбург». Кроме того, часть сотрудников телемаркетингового центра работает на дому, что значительно усложняет процесс управления данной структурой.

Управление процессами в анализируемой организации возлагается на отдел персонала. Так в функциональные обязанности отдела обучения, состоящего из трех менеджеров по обучению, входят набор и обучение персонала, обучение пользователей работе в системе. Основной целью отдела качества (2 сотрудника) является оценка, мониторинг и, на их основе непрерывное улучшение качества информационно-правового обслуживания пользователей, соблюдение стандартов качества сервисного обслуживания. Отдел персонала занимается внедрением новых проектов, инициированных как сотрудниками компании, так и АО «НТПЦ «Гарант», при этом данные работы выполняются силами имеющихся в штате подразделения сотрудниками, что ведет к пиковым нагрузкам сотрудников данного отдела и, в отдельных случаях, снижению качества работы.

По мнению автора[20] в процессе развития рынка справочно-правовых услуг сформировались две группы информационных служб:


- центры-генераторы (производители ИПС) – специализирующиеся на получении правовой информации, формировании базы данных правовой информации и поддержании их в актуальном состоянии, создании и совершенствовании программных технологий (оболочки системы). Кроме создания информационного продукта центр-генератор определяет стратегию развития, организует взаимодействие с информационно-распределительными центрами. Центром-генератором разрабатывающим справочно-правовую систему «Гарант» является АО «НТПЦ «Гарант».

- информационно-распределительные центры – осуществляющие функции информационного обслуживания пользователей, заключающегося в предоставлении ИПС и ИПУ. Официальным представителем АО «НТПЦ «Гарант» в г. Екатеринбург является ООО «Гарант-Сервис-Екатеринбург».

Таким образом, в процессе развития рынка справочно-правовых систем и услуг сформировалась сеть производственно-сбытовая сетевая структура как сочетание организаций, взаимодействие которых основано на договорных отношениях и механизмах рыночного регулирования, в основе которой лежат центры генераторы, построившие за более чем 20 лет своего существования разветвленную франчайзинговую региональную сеть.

Автор[21] отмечает, что сетевые организации отличаются тем, что в них:

- могут использоваться коллективные активы нескольких фирм, расположенных в различных точках цепи;

- доминируют рыночные, а не чисто административные механизмы взаимодействия, основанные на стремлении поддерживать собственное место в единой цепочке ценностей;

- активное поведение членов цепи ориентировано на общий результат, что не только улучшает конечные показатели, но и способствует выполнению контрактных обязательств;

- интеграция в сеть сопровождается кооперацией и взаимным владением акциями членов сети (производителей, поставщиков, торговых и финансовых организаций).

Особо подчеркнем, что с 2016 года АО «НТПЦ «Гарант» предоставляет своим региональным партнерам услугу по назначению демонстраций, себестоимость данной услуги на 20% дешевле себестоимости назначения сотрудниками офиса.

Таким образом, организационная структура ООО «Гарант-Сервис-Екатеринбург» - линейно-функциональная. ООО «Гарант-Сервис-Екатеринбург» входит в сетевую франчайзинговую региональную структуру выстроенную производителем СПС «Гарант» - АО «НТПЦ «Гарант».

Анализ организационной структуры ООО «Гарант-Сервис-Екатеринбург» показал наличие ряда проблем: во-первых, сложность дистанционного управления телемаркетинговым центром, часть сотрудников которого работают на дому, при высокой себестоимости работ данного отдела, при одновременной низкой материальной заинтересованности персонала (самая низкая средняя заработная на предприятии); во-вторых, возникающие периодические пиковые нагрузки сотрудников отдела персонала, при выполнении сотрудниками данного отдела работ не входящих в их функциональные обязанности.


ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ООО «ГАРАНТ-СЕРВИС-ЕКАТЕРИНБУРГ»

Анализ деятельности ООО «Гарант-Сервис-Екатеринбург» и, в частности, организационной структуры фирмы позволил выявить ряд проблем связанных с неэффективной организацией процессов управления. Для устранения указанных в главе 2 проблем предлагается внедрить организационную структуру показанную на рисунке 9 (изменения в структуре выделены пунктирной линей).

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР

Департамент сервиса

Департамент продаж

Отдел персонала

отдел по работе с клиентами 1

отдел по работе с клиентами 2

отдел по работе с клиентами 3

Отдел по работе клиентами

Менеджер по внедрению проектов

Отдел обуче-ния

Отдел качества

ИТ-отдел

юридический отдел

Бухгалтерия

Рис. 3.1 Совершенствование организационной структуры ООО «Гарант-Сервис-Екатеринбург»

Изменения в структуре управления предлагается произвести в двух направлениях: прежде всего, расформирование телемаркетингового центра, и покупка услуги по заказу демонстраций системы «Гарант» у АО «НТПЦ «Гарант», что позволит снизить себестоимость продажи СПС на 20%, и приведет к снижению общей себестоимости на 4,3%.

Далее, предлагается внедрить должность менеджера по внедрению проектов, что позволит наладить эффективную работу по расширению ассортимента и диверсификации услуг. По нашему мнению внедрение данного мероприятия приведет к росту выручки на 2%. Отметим, что данную должность целесообразно предложить руководителю телемаркетинго центра, знающему специфику деятельности компании, имеющего опыт продаж продукции фирмы. Результаты расчетов иллюстрирующие эффективность мероприятий приведены в таблице 3.

Таблица 3.1

Основные показатели финансово-экономической деятельности ООО «Гарант-Сервис-Екатеринбург»» за 2017 – 2018 г.г.

№ п/п

Наименование пока­зателя

Ид. изм.

2018 г.

После проведения мероприятий

Отклонения

+/-

%

1.

Общая реализация по отгрузке (без НДС)

Руб.

76 375 186

77902689,72

1 527 504

102

2.

Себестоимость

Руб.

68 661 292

65708856,44

-2 952 436

96

2.1

в том числе, отчисления ЗАО "НПП Гарант-Сервис"

Руб.

34 072 025

34 072 025

34 071 910

100

3.

Стоимость основ­ных производствен­ных фондов

Руб.

578 000

578 000

0

100

4.

Численность рабо­тающих

Чел.

94

69

-25

73

5.

Фонд оплаты труда

Руб.

1589255

1426255

-163 000

90

6.

Прибыль от реализации (стр.1-стр.2)

Руб.

7 713 894

12 193 833

4 479 939

158

7.

Рентабельность производства

(стр.6:стр.2)

%

11,2

18,6

7,3

Х

8.

Рентабельность продаж

(стр.6:стр.1)

%

10,1

15,7

5,6

Х

9.

Производительность труда

((стр.1-стр2.1):стр.4)

Тыс. руб./ чел.

450033,6

635227,0

185193,4

141

10.

Фондоотдача

(стр.1:стр.3)

Руб./ руб.

132,1

134,8

2,6

102

11.

Средняя заработная плата

(стр.5:стр.4)

Тыс. руб.

16906,968

20670,4

3763

122


Из таблицы 3 видно, что предложенные мероприятия положительно скажутся на эффективности деятельности ООО «Гарант-Сервис-Екатеринбург», общая реализации вырастет на 2%, себестоимость снизится на 4%, рост рентабельности производства и продаж составит соответственно 7,3% и 5,6%. Средняя заработная плата увеличится на 3763 рубля или 22%. Стоимость основных фондов останется неизменной, при этом фондоотдача увеличится на 2% и внедрение должности менеджера по внедрению проектов, что позволит наладить эффективную работу по расширению ассортимента и диверсификации услуг. По нашему мнению внедрение данного мероприятия приведет к росту выручки на 2%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение научной отечественной и зарубежной литературы показало, что на сегодняшний день не существует единого определения «организационной структуры. Мы согласны с определением, автора [13] определившего организационную структуру как совокупность способов, при помощи которых процесс производства (товаров, услуг) сначала разделяется на отдельные элементы, после чего действия по решению отдельных задач координируются.

Выделяют разные виды организационных структур: линейную, дивизионную, штабную, и др., подчеркнем, что любая организация представляет социально-экономическую систему, реагирующую на изменение внешней среды, а также отражающую потребности и характер взаимодействий индивидов внутри организации.

В основе совершенствования организационной структуры лежат научно-методические подходы их разработки, используемые при формировании и развитии организационной структуры управления.

Анализ деятельности ООО «Гарант-Сервис-Екатеринбург» - одной из фирм реализующей справочно-правовую систему «Гарант» и сопутствующие услуги на рынке г. Екатеринбург, показал эффективность ее деятельности (рост прибыли в анализируемый период составил 28%, рентабельность производства и продаж превышает 10% и также показывает положительную динамику в 2018 году по сравнению с 2017 годом.

Однако, в ходе исследования были выявлены следующие недостатки снижающие эффективность деятельности ООО «Гарант-Сервис-Екатеринбург», улучшение показателей эффективности деятельности возможно за счет изменения организационной структуры в двух направлениях: прежде всего, расформирование телемаркетингового центра, и покупка услуги по заказу демонстраций системы «Гарант» у АО «НТПЦ «Гарант».


Расчеты эффективности предложенных мероприятий показали целесообразность их внедрения, так, рост рентабельности производства и продаж составит соответственно 7,3% и 5,6%. Средняя заработная плата увеличится на 3763 рубля или на 22%.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: (с поправками от 30 декабря 2015 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: (с изменениями и дополнениями). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
  3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ. (с изменениями и дополнениями). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
  4. О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2017 № 436-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
  5. О защите конкуренции [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ (с изменениями и дополнениями). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
  6. Российский статистический ежегодник 2017: Стат.сб./Росстат. - М., 2017. 813 с.

Литература

  1. Акимова Т. А. Теория организация: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 435 с.
  2. Андреева А.К. Формирование и развитие конкурентных структур рынка информационно-правовых услуг // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр. № 10(22). 2018. – С.45-54.
  3. Егоров Г. Г. Роль справочных правовых компьютерных систем в
    систематизации российского законодательства: Вопросы теории
    и практики: Автореферат диссертации на соискание ученой
    степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.01
    - Теория и история государства и права; История учений о
    праве и государстве. - Волгоград, 2007. -26 с.
  4. Казанцев А. К., Крупанин А. А. Менеджмент в предпринимательстве // учебное пособие. – М: ИНФРА-М, 2003. – 230 с.
  5. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов - 3-е изд.,изм. и доп. – М.: 2016.- 544с.
  6. Лапыгин Ю.Н. Теория организации.- М.: Инфра-М., 2007. -311с.
  7. Мильнер Б. З. Теория организации: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 864с.
  8. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. СПБ.: Питер, 2012. - 512с.
  9. Резник С.Д., Коротков Э. М. Менеджмент организации: учебные и производственные практики: Учебное пособие - 2-е изд.,перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2016. - 174 с.
  10. Сфера услуг. Экономика, менеджмент, маркетинг. / Под ред. Т.Д. Бурментко, М.: Кнорус. 2017. – 424с.