Файл: Построение организационных структур (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ФИРМЫ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ФИРМЫ
1.1 Понятие и принципы формирования организационной структуры
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ООО «ГАРАНТ-СЕРВИС-ЕКАТЕРИНБУРГ»
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Гарант-Сервис-Екатеринбург»
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ООО «ГАРАНТ-СЕРВИС-ЕКАТЕРИНБУРГ»
ВВЕДЕНИЕ
Любая организация для выполнения своих функций должна иметь эффективную организационную структуру. Способность предприятия адаптироваться к изменениям внешней среды, эффективно выстраивать внутренние процессы зависят от оптимальности механизмов координации предприятия.
Изменение внешней и внутренней среды приводят и к развитию организационной структуры. Причем эти изменения затрагивают не только связи между отдельными структурными элементами внутри организации, но и изменения всей системы управления организацией и появление новых организационных структур, существование которых было бы не возможно без современного развития техники, технологии, и в том числе, развитии коммуникационных каналов.
Развитие технических средств хранения информации предопредели формирование нового рынка – рынка справочно-правовых систем (СПС) и услуг. Первые справочно-правовые тезариусы появились в 70-х годах прошлого столетия, на сегодняшний день по данным Росстат[1] 68% организаций используют в своей деятельности СПС разных коммерческих фирм.
Таким образом, выбор темы курсовой работы обусловлен возрастающей ролью планирования стратегического развития компании, один из важных этапов которого является создание эффективной структуры управления.
На сегодняшний день лидеры рынка СПС , реализующие справочно-правовые продукты торговых марок «Консультант Плюс» и «Гарант» построили мощные региональные сети. Организационные структуры управления региональных представителей данных фирм отличаются большим разнообразием, зависящим от факторов внутренней и внешней среды.
Совершенствование организационной структуры сетевых организаций предполагает уточнение функций звеньев сети, и отдельных структурных подразделений фирм, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных коммуникаций, что ведет к повышению эффективность деятельности организации.
Поэтому вопросы выбора направлений совершенствования организационной структуры являются актуальными для учредителя ООО «Гарант-Сервис-Екатеринбург», что и предопределило выбор темы курсовой работы и цель исследования.
Объект исследования – организация рынка справочно-правовых систем и услуг г. Екатеринбург - ООО «Гарант-Сервис-Екатеринбург».
Предмет исследования – организационная структура управления ООО «Гарант-Сервис-Екатеринбург».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ФИРМЫ
1.1 Понятие и принципы формирования организационной структуры
Организационная структура предприятия — одно из центральных понятий менеджмента, тесно связанное с целями, принципами и функциями управления, процессом производства товаров и услуг, механизмом координации рабочих процессов.
В научной литературе существует множество трактовок определения организационной структуры, отражающих сложность и многозначность этой категории.
Ряд авторов[2] под структурой организации понимают упорядоченную совокупность взаимосвязанных подсистем, обеспечивающих эффективное функционирование и формирование организации как единого целого.
Организационная структура определяется и как форма разделения и координации управленческой деятельности, оптимального распределения функциональных обязанностей для осуществления функций управления, направленных на достижение намеченных целей.[3]
Значительно более узкое определение организационной структуры дано авторами,[4] как документ, устанавливающий количественный и качественный состав подразделений предприятия и схематически отражающий порядок их взаимодействия между собой.
Так американский ученый Генри Минцберг определил организационную структуру как совокупность способов, при помощи которых процесс производства (товаров, услуг) сначала разделяется на отдельные элементы, после чего действия по решению отдельных задач координируются.[5] В данном определении автор подчеркивает, что организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации.
Отметим, что, как правило, организационная структура отображается с помощью графической схемы - органиграммы, отдельные элементы которой - иерархически упорядоченные структурные единицы (подразделения, службы, отдельные должностные единицы).
Через принципы формирования организационной структуры отражаются требования к структуре управления. Анализ зарубежной и отечественной литературы позволяет выделить основные из них:
1. Целевой принцип. Организационная структура определяется целями и задачами, стоящими перед организацией.
2. Принцип оптимальности, означает формирование организационной структуры подчиненной производству и его потребностям, оптимального разделения труда между подразделениями.
3. Принцип функциональности. Наращение соответствия между функциями и обязанностями с одной стороны и полномочиями и ответственность ведет к разбалансировки всей системы управления.
4. Принцип соответствия. Организационная структуры должна адекватно реагировать на изменения внутренней и внешней среды, учитывать социально-культурные особенности среды.
Таким образом, главный фактор определяющий структуру организации – сотрудники компании, с их опытом, стремлениями, мотивами к действию. Кроме того структура организации задается действующим законодательством, определяющим возможные типы организаций, а следовательно, и множество подходов к построению организационных структур. Так коммерческие организации в Российской Федерации могут быть созданы в виде товариществ, обществ с ограниченной ответственностью, закрытых акционерных обществ и др. Очевидно, что чем крупнее организация, тем более сложная структура управления ей будет присуща. По мере роста организации, а значит и объема выполняемых управленческих работ, углубления разделения труда, усложняется и организационная работа предприятия, появляются подразделения призванные координировать и контролировать отдельные структурные элементы.
1.2 Систематизация видов организационных структур
Классификация организационных структур может производиться по иерархическому или административному признаку, информационному, территориальному, функциональному признакам и др. Например, классификация по функциональному признаку выглядит следующим образом:
1) производственные структуры (производственные цехи и участки, передаточные устройства, склады и т. д.);
2) технологические структуры (строение материально-технических процессов, состав и соотношение оборудования, взаимосвязь основного и вспомогательного производства, специализация и загрузка производственных мощностей и т. д.);
3) экономические структуры (основные фонды, оборотные средства, структура баланса и т. д.);
4) социально-кадровая структура (профессионально-квалификационный состав, половозрастной состав, национальный состав, уровень образования, семейное положение и т. д.);
5) информационная структура (источники и получатели сообщений, состав и взаимосвязь источников информации, направленность и конфигурация коммуникационных сетей и т. д.);
6) организационные структуры управления (взаимоотношения подразделений и должностей; распределение ролей, полномочий и ответственности между ними; порядок функционирования связей и т.[6]
Таким образом, конфигуратор, характеризующий структуру организации, весьма разнообразен.
Далее исследователь рассматривает несколько способов классификации организаций, исходя из сущности системного подхода к классификации организаций и принципов построения и функционирования, характером и целями деятельности их деятельности. Так, по принципу построения их можно разделить на формальные и неформальные организации (рис. 1.1).
Рис. 1.1 Классификация организаций по принципу их построения
Формальные организации характеризуются рамками, правилами, нормами, регламентирующими поведение как самой организации, так и ее членов. Неформальные организации представляют собой систему этических норм, неформальных институтов и санкций, эталонов поведения, переданных обычаями и привычками, которые возникают спонтанно в ходе ежедневных взаимодействий.
На стыке названных двух типов организаций находятся такие разновидности организационных моделей, как поведенческая, органическая и «организационной туманности».[7]
Используя критерий принадлежности к основным структурным элементам общества, можно выделить совокупность государственных организаций и организаций, составляющих структуру гражданского общества и подразделяемых в зависимости от характера и целей их деятельности на коммерческие и некоммерческие.
Коммерческие организации определяются гражданским кодексом РФ как организации, преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.
Коммерческие организации создаются для осуществления предпринимательской деятельности и подразделяются по виду и характеру хозяйственной деятельности, по принадлежности капитала и контролю, характеру собственности, правовому положению, масштабам и сфере деятельности (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Классификация коммерческих организаций
По виду и характеру хозяйственной деятельности коммерческие организации разделяются на промышленные, сельскохозяйственные, финансово-кредитные, торговые, строительные, транспортные, транспортно-экспедиторские, инжиниринговые, научно-исследовательские, туристские и др. [8]
Промышленные фирмы осуществляют производство товаров. Кредитно-финансовые учреждения - организации, осуществляющие все банковские операции в соответствии с законом, и небанковские кредитные организации, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции. Торговые фирмы осуществляют в основном операции по купле-продаже товаров. Транспортные организации занимаются перевозкой грузов и пассажиров и подразделяются на судоходные, автомобильные, авиационные и железнодорожные. Транспортно-экспедиторские фирмы специализируются на доставке товаров покупателю, выполняя поручения промышленных, торговых и иных фирм.
Страховые фирмы, осуществляющие страхование грузов при морских, авиационных, автомобильных, железнодорожных перевозках и перегрузке, играют существенную роль на национальном и мировом рынках.
В заключение выполненного анализа отметим позицию Г. Минцберга, который утверждает, что, хотя в теории существует огромное множество потенциальных организационных форм, в реальности только несколько конфигураций объясняют большинство типов организаций.[9] Следующий раздел посвящен рассмотрению основные из них.
1.3 Сравнительный анализ организационных структур предприятия
Типология, основанная на реализации двух типов связей между подразделениями, включает линейные и функциональные структуры.[10]
Линейные структуры строятся по принципу «руководство – подчинение» на основе отдачи приказов, распоряжений и указаний. Подобная структура иерархична, имеет высокий уровень централизации и используется в управлении малыми группами людей в небольших организациях (рис. 1.3). Например, структура индивидуального частного предприятия.
Рис. 1.3. Линейная структура
Линейные структуры подразделяют на плоские и многоуровневые.
Линейно-штабная структура отличается от линейной наличием в структуре «штаба» – органа по анализу возникающих ситуаций, постановке проблем, выработке решений. Например, отдел экономического анализа, или коллегия при директоре, или просто функциональный отдел – отдел кадров (рис. 1.4).