Файл: Построение организационных структур (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ФИРМЫ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ФИРМЫ
1.1 Понятие и принципы формирования организационной структуры
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ООО «ГАРАНТ-СЕРВИС-ЕКАТЕРИНБУРГ»
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Гарант-Сервис-Екатеринбург»
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ООО «ГАРАНТ-СЕРВИС-ЕКАТЕРИНБУРГ»
Рис. 1.4. Линейно-штабная структура
В средних по размерам организациях при линейных руководителях создаются штабные подразделения, которые не обладают правом принятия решений, но ориентированы на оказание помощи линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления.
Функциональная организационная структура (рис. 1.5) построена таким образом, что между высшим и низшим уровнями руководства отсутствуют линейные отношения единоначального распорядительства. Проявляются только перекрестные связи по функциям. В данной структуре возрастает нагрузка на первого руководителя в части координационной работы. Предприятие с такой структурой менее мобильно, чем ранее обозначенные, например завод-автомат.
Рис. 1.5. Функциональная структура
Функциональная структура предполагает объединение конкретно специализированных функций в одно направление деятельности под фактическим контролем одного линейного руководителя (например, заведующий отделом сбыта, который непосредственно контролирует все продукты и менеджеров отдельных товаров). Логика такой структуры заключается в том, что за счет концентрации однородных ресурсов в одной области бизнеса можно добиться максимального эффекта экономии на масштабе. Тем не менее любая структура, полностью основанная на функциональном принципе, таит в себе значительный «вертикальный» риск.
Линейно-функциональные структуры (рис. 1.6) имеют ту особенность, что общее распорядительство ресурсами и целеполагание входят в полномочия линейных руководителей (например, заместителей директора), а управление процессами возлагается на руководителей функциональных служб и подразделений.
Рис. 1. 6. Линейно-функциональная структура: Ф – условное изображение руководителя функциональной службы
С ростом размеров организации возрастает масштаб управленческих проблем, которые ведут к неуправляемости организации в целом. Основные недостатки линейно-функциональной структуры проявляются как в низкой скорости принятия решений и медленном движении информации по уровням иерархии (к тому же с искажениями и потерями), так и в межфункциональной разобщенности организации, вызванной значительным влиянием локальных функционально-групповых целей.
При линейно-функциональной структуре линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные – консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов, но не отдавать распоряжения производственным подразделениям.
Для устранения указанных недостатков линейно-функциональные организационные структуры разделяются по территориальному или продуктовому способу. В этом случае структура называется дивизиональной (лат. divisio – разделение, подразделение), ее графическая схема приведена на рис. 1.7. Дивизиональное распределение полномочий по организации производства и реализации продукции организации сопровождается наделением дивизионов полномочиями по планированию, управлению финансами, учету и т. д. Дивизионы представляют собой центры прибыли, т. е. подразделения организации, где создается новая стоимость, приносящая доход организации. Таким образом, дивизиональная структура есть совокупность линейно-функциональных структур с управлением из единого центра, в котором сосредоточены функциональные подразделения организации.
Рис. 1.7 Дивизиональная структура
Сравнительные характеристики перечисленных структур приведены в таблице 1.1
Таблица 1.1
Сравнительная характеристика преимуществ и недостатков разных типов организационных структур
Название организационной структуры |
Преимущества |
Недостатки |
линейная структура |
единство и четкость распорядительства; согласованность действий исполнителей; четкая система взаимных связей между руководителем и подчиненным; быстрота реакции на указания; личная ответственность руководителя за конечные результаты. |
авторитарность управления, подавление творческого начала |
функциональная |
высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций; освобождение линейных менеджеров от решения многих специальных вопросов; возможность получения консультаций опытных специалистов непосредственно на предприятии. |
дублирование и несогласованность указаний и распоряжений; снижение ответственности исполнителей за работу; отсутствие взаимопонимания между функциональными службами; длительная процедура принятия решений; трудности поддержания постоянных контактов между функциональными службами. |
линейно-функциональная |
освобождение линейных руководителей от функциональных вопросов и обеспечение управления, при котором каждый работник подчинен только одному руководителю. |
слабое взаимодействие с подразделениями по горизонтали; взаимодействие в большей степени по вертикали; аккумулирование на верхнем уровне полномочий по решению оперативных задач. Как итог, замедленность в принятии управленческих решений, из-за высокой централизации процесса управления, низкий уровень самостоятельности в принятии решений. |
дивизиональная |
позволяет активизировать работу управляющих дивизионами и высвободить руководство организации для выработки стратегических решений. |
несовпадение целей руководства организации и руководства дивизионов, которые часто стремятся использовать появившуюся свободу выбора решений в интересах дивизиона, даже если они не совпадают с интересами организации. |
В основе иной типологии организационных структур лежат виды и формы связей между элементами структуры. Выделяют сетевые, иерархические, многоуровневые, матричные, смешанные и структуры с произвольными связями.[11]
Сетевая структура – это декомпозиция элементов, представленных во времени в виде ориентированного графа, в котором можно выделить такие элементы, как вершина, ребро, путь и критический путь.
Иерархическая структура – это декомпозиция системы в пространстве, которая устанавливает уровневые связи (отношения) между элементами (подсистемами) в целом образовании. Элементы или компоненты системы представляются в виде вершин или узлов, а связи между элементами – в виде дуги или соединения узлов. Иерархические структуры принято называть древовидными структурами, типа «дерево».
Многоуровневые иерархические структуры принято изображать в виде страт, слоев, эшелонов.
Матричные структуры представляют собой взаимоотношения между уровнями иерархической структуры и могут быть описаны в виде древовидной иерархической структуры связей, двумерной матрицы со «слабыми» и «сильными» связями и многомерной матрицы.
Смешанные иерархические структуры представляют собой сочетание структур с вертикальными и горизонтальными связями.[12]
Поскольку по своей природе бизнес динамичен и со временем подвержен значительным изменениям, то его организационная структура также должна меняться в соответствии с новыми стратегическими задачами.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ООО «ГАРАНТ-СЕРВИС-ЕКАТЕРИНБУРГ»
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Гарант-Сервис-Екатеринбург»
Компания «Гарант-Сервис-Екатеринбург», ООО представляет на Урале справочно-правовую систему «ГАРАНТ» от ведущего российского разработчика ЗАО «НПП «ГАРАНТ». СПС «ГАРАНТ» широко известна на всей территории России, давно завоевала огромную популярность у специалистов разных специальностей благодаря удобству, качеству и своевременности предоставления правовой информации.[13]
Деятельность организации регламентируется рядом федеральных законов: Конституцией Российской Федерации[14] , Гражданским кодексом РФ[15], ФЗ №149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[16], ФЗ № 436 «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию»[17], ФЗ №135 «О защите конкуренции»[18] и рядом других нормативных правовых актов.
История развития справочных правовых компьютерных систем в России тесным образом связана с возникновением IV Информационной революции в мире, произошедшей в 70-е гг. прошлого века, которая привела к возникновению новой социально-экономической реальности -постиндустриального, информационного общества. Показателями этого перехода стало возникновение цивилизации, основанной на знаниях, изобретению микропроцессорной технологии и появлению персонального компьютера, компьютерных сетей и системы передачи данных (информационные коммуникации). Произошло кардинальное изменение представлений об информации в целом и о компьютерной информации, в частности.
Первой коммерческой справочной правовой системой в России стала система «Гарант», возникшая в 1990 году. Сегодня число таких систем исчисляется десятками.[19]
Общество с ограниченной ответственностью «Гарант-Сервис-Екатеринбург» образованно в 2016 году, одним из учредителей компании является ЗАО «НПП «ГАРАНТ». ООО «Гарант-Сервис-Екатеринбург» предоставляет справочно-правовую систему «Гарант», а также ряд сопутствующих услуг: сервисное обслуживание, консалтинговые, конференц услуги, передача отчетности в электронном виде, обучение пользователей.
В таблице 2 систематизированы данные анализа основных показателей деятельность ООО «Гарант-Сервис-Екатеринбург» за 2 последние года.
Таблица 2. 1
Основные показатели финансово-экономической деятельности
ООО «Гарант-Сервис-Екатеринбург»» за 2017 – 2018 г.г.
№ п/п |
Наименование показателя |
Ид. изм. |
2017 г. |
2018 г. |
Отклонения |
|
+/- |
% |
|||||
1. |
Общая реализация по отгрузке (без НДС) |
Руб. |
65 345 086 |
76 375 186 |
11 030 100 |
117 |
2. |
Себестоимость |
Руб. |
59 333 339 |
68 661 292 |
9 327 953 |
116 |
2.1 |
в том числе, отчисления ЗАО "НПП Гарант-Сервис" |
Руб. |
29 667 928 |
34 072 025 |
4 404 098 |
115 |
3. |
Стоимость основных производственных фондов |
Руб. |
578 000 |
578 000 |
0 |
100 |
4. |
Численность работающих |
Чел. |
92 |
94 |
2 |
102 |
5. |
Фонд оплаты труда |
Руб. |
1435235 |
1589255 |
154 020 |
111 |
6. |
Прибыль от реализации (стр.1-стр.2) |
Руб. |
6 011 747 |
7 713 894 |
1 702 147 |
128 |
7. |
Рентабельность производства (стр.6:стр.2) |
% |
10,1 |
11,2 |
1,1 |
Х |
8. |
Рентабельность продаж (стр.6:стр.1) |
% |
9,2 |
10,1 |
0,9 |
Х |
9. |
Производительность труда ((стр.1-стр2.1):стр.4) |
Тыс. руб./ чел. |
387795,2 |
450033,6 |
62238,4 |
116 |
10. |
Фондоотдача (стр.1:стр.3) |
Руб./ руб. |
113,1 |
132,1 |
19,1 |
117 |
11. |
Средняя заработная плата (стр.5:стр.4) |
Тыс. руб. |
15600,38 |
16906,968 |
1307 |
108 |
Проанализируем данные таблицы 2. В 2018 году наблюдается увеличение общей реализации на 11 030 100 рублей или на 17%. Рост себестоимости составил 9 327 953 рублей или 16%, что привело к незначительному росту рентабельности производства (на 1,1%) и рентабельности продаж на 0,9 %. В структуре себестоимости следует выделить снижение отчислений ЗАО «НПП Гарант-Сервис», что произошло вследствие успешного прохождения сертификации по стандартам качества сервисного обслуживания и получении премии. Доля отчислений ЗАО «НПП Гарант-Сервис» составляет большую часть в структуре затрат, согласно партнерскому договору отчисление не могут превышать 50% от общей суммы реализации. Данный показатель может быть уменьшен, за счет получения премий: за удержание клиентской базы, за лидерство на рынке, за продвижение информационных услуг, соблюдение стандартов качества. В ряде случаев могут применяться и штрафные санкции.
Прибыли в анализируемом периоде увеличилась на 1 702 147 рублей или на 28%, что стало возможным благодаря росту выручки и снижению отдельных видов затрат.
На 2 (2%) человека увеличился штат сотрудников компании, привлеченных к работе телефонных операторов. Фонд оплаты труда вырос на 154 020 рублей или на 11%, отметим, что производительность труда увеличилась на 16%, следовательно, можно сделать вывод о грамотной кадровой политики и целесообразности роста заработной платы сотрудников компании.
Фондоотдача выросла на 17% в 2018 году по сравнению с 2017 годом, при этом стоимость основных фондов осталась неизменной.
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности деятельности анализируемого предприятия, о чем свидетельствует рост основных показателей деятельности ООО «Гарант-Сервис-Екатеринбург».
2.2 Анализ организационной структуры ООО «Гарант-Сервис-Екатеринбург»
Среднесписочное количество персонала составило в 2017 году 92 человека, и 94 человека в 2018 году. Анализ организационной структуры ООО «Гарант-Сервис-Екатеринбург» показал наличие линейных и функциональных связей рисунок 2.2.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР
Департамент сервиса
Департамент продаж
Отдел персонала
Бухгалтерия
отдел по работе с клиентами 1
отдел по работе с клиентами 2
отдел по работе с клиентами 3
Отдел по работе клиентами
Телемаркетин-говый центр
Отдел обучения
Отдел качества