Файл: Психологические и организационные основы обеспечения профессионального обучения персонала (Понятие и значение профессионального обучения персонала).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
1.1.Понятие и значение профессионального обучения персонала
1.2. Виды профессионального обучения персонала
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
2.1. Психологические методы работы с персоналом
2.2. Психологическая поддержка корпоративного обучения и ее роль
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Исследуя психологические и организационные основы обеспечения профессионального обучения персонала, следует изначально отметить, что низкий профессиональный и квалификационный уровень работников является одной из главных причин низкой конкурентоспособности предприятия, влияет на уровень прибыльности предприятия и, в свою очередь, ограничивает финансовые возможности для повышения квалификации, развития персонала. Современный уровень информационного, коммуникационного и программного обеспечения, а также производственных и управленческих технологий, связанное с ним технологическое и техническое переоснащение предприятий, повышают требования работодателей к профессионально-квалификационного уровня работников.
Поэтому целью важного процесса развития персонала на предприятии является подготовка конкурентоспособных высокопрофессиональных работников, мотивированных к максимальным усилиям для завоевания рынков, повышение качества продукции, эффективного использования всех видов ресурсов и снижение себестоимости продукции. Обучение и развитие работников в настоящее время является очень важной и необходимой составляющей системы управления персоналом. Развитие персонала - это система обучения, организационного развития и профессионального роста персонала, функционирование которой направлено на решение текущих и стратегических задач организации благодаря обеспечению большей индивидуальной и организационной эффективности.
Поскольку профессиональные знания работников постоянно стареют, то им необходимо всегда повышать уровень своей квалификации, психологическую осведомленность и постоянно учиться. Именно поэтому, современным воззрениям соответствует теория «непрерывного образования», то есть обучение и развитие работников в течение всей трудовой деятельности.
Проблему адекватного современным требованиям развития персонала оптимального использования трудового потенциала как важного фактора конкурентоспособности предприятия не всегда удается практически решить в системе общего управления предприятиями. В современном предпринимательстве недостаточно внедряются эффективные направления развития персонала (обучение и повышение квалификации, планирование карьеры,) при осуществлении производственной, инновационной деятельности предприятий и управления персоналом, не учитывая тот факт, что основой любого вида профессиональной деятельности является профессиональная, этическая, психологическая составляющие. Но анализ различных видов профессиональной деятельности показывает, что значение, место этих составляющих у них разное.
Основой профессионализма всех видов деятельности, безусловно, профессиональная составляющая - знания, умения, навыки в соответствующей сфере профессиональной деятельности. Мероприятия профессионального обучения необходимо планировать в соответствии с общей стратегией развития организации при обнаружении несоответствий между профессиональными знаниями и навыками персонала для достижения стратегической цели, профессиональной компетенции
Не совсем определенной, однозначной, роль этической и психологической составляющих - этической и психологической культуры носителя соответствующей профессии. Недостаточный учет отдельных аспектов развития персонала объясняется в большинстве случаев непониманием управленцами важности этой проблемы и недостаточным учетом психологических и организационных основ таких мероприятий, в частности, профессионального обучения персонала.
Данная проблематика рассматривалась в трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов, а именно В. Данюка, О.Гришновои, А. Колот, В. Петюха, В. Савченко, А.Егоршина, В. Кибанова, С.Шекшни, М. Армстронга, и других
Целью работы является определение психологических и организационных основ обеспечения профессионального обучения персонала
Для достижения цели работы необходимо выполнить следующие задания:
- определение понятия, видов профессионального обучения;
- характеристика психологических и организационных аспектов профессионального обучения
Объектом работы является психология управления персоналом
Предметом работы является психологические и организационные основы обеспечения профессионального обучения персонала
В процессе работы использованы общенаучные и специальные методы исследования
Практическая ценность исследования состоит в возможности ее использования в дальнейших разработках проблематики.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка источников.
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
1.1.Понятие и значение профессионального обучения персонала
В нынешних условиях постоянной конкуренции и необходимости организаций в непрерывном развитии, образовании преимуществ конкурирования, важное значение имеет человеческий потенциал и наличие нужного опыта у работников. Но поддержка соответствующего уровня данного потенциала достаточно трудной задачей, которая может реализоваться только с помощью эффективной организации профессионального обучения персонала.
На этапе нынешних рыночных преобразований трудовые услуги рабочей силы становятся не только товаром, но и объектом конкуренции и должны рассматриваться как важнейший вид капитала предприятия. Использование человеческого капитала содержит большие резервы для эффективного развития организаций, позволяет им повышать прибыль, получать преимущества на рынке. Менеджеры предприятий, которые начинают это хорошо понимать, пытаются привлечь к работе перспективных специалистов или самостоятельно растить свои высококвалифицированные кадры.
Опыт многих зарубежных компаний свидетельствует об усилении роли управления человеческими ресурсами в системе факторов, обеспечивающих конкурентоспособность. Для достижения более устойчивого конкурентного положения предприятие должно постоянно разрабатывать программы развития персонала, обеспечивающих работникам удовлетворения многих потребностей, развитие и повышение профессионального и общеобразовательного уровня.
Развитие персонала является необходимым условием функционирования любого предприятия. Особенно в условиях современных изменений в требованиях к профессиональным знаниям на фоне научно-технического прогресса. Развитие персонала должно быть непрерывным, включая в себя профессиональное обучение и повышение квалификации. Одним из основных направлений развития персонала предприятий является организация взаимосвязанных процессов развития конкурентоспособных и личностных способностей наемного работника. Развитие персонала способствует росту умений, навыков, знаний работника, повышает его интеллектуальное, духовное, профессиональный уровень, все это в свою очередь повышает конкурентоспособность наемного работника на рынке труда.
Определение потребности организации в профессионально пригодных, компетентных работниках предусматривает внедрение в ее структурных подразделениях предприятиях систем профориентации, профессионального обучения и прогнозирования персонала в профессиональном и квалификационном разрезах. Но для обеспечения конкурентоспособности персонала важной является предварительная профессиональная диагностика, то есть, выявления, распознавания, оценка и учет психологически значимой для управления персоналом информации о индивидуальных и групповых особенностях сотрудников.
Основными направлениями профессионального развития персонала является его обучение и профессиональная подготовка. Постоянно обучаясь, человек развивает в себе интеллектуальные способности, учится анализировать различные процессы, которые происходят во время выполнения конкретной работы. Для того, чтобы обучение было эффективным как для работников, так и для организации, система профессионального обучения должна лучше реагировать на потребности рынка труда, а также увеличивать способность к инновациям.
Профессиональная подготовка - это целенаправленный процесс обучения потенциальных и реальных работников, с целью получения навыков, которые необходимы для выполнения их работы, с помощью различных форм получения профессионального образования, в учебных заведениях разных уровней и профессионального обучения на производстве. Профессиональное обучение - это любая деятельность, которая осуществляется для развития и поддержки основных компетенций персонала, которые необходимы при выполнении работы в настоящее время и для развития человеческого потенциала в будущем.
Более конкретно, под профессиональным обучением понимают процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков и знаний работникам организации Так же, профессиональное обучение призвано передавать сотрудникам информацию о текущем состоянии дел в организации, развивать в них понимание перспектив развития организации и основных направлений ее стратегии и повышать уровень мотивации персонала в современных условиях экономических знаний.
Цель профессионального обучения персонала заключается в:
- поддержание необходимого уровня квалификации работников организации;
- повышении конкурентоспособности организации на основе применения знаний, профессионального опыта и эффективных методов организации труда;
- создании благоприятных условий для профессионального роста, самореализации сотрудников в рыночных условиях на основе повышения мотивации, использовании новейших средств, программ и технологий профессионального обучения;
- повышении уровня компетенции и профессионализма работников и эффективного их использования, в соответствии с запросами организации;
- совершенствовании профессиональных навыков и умений, которые необходимы для эффективной деятельности;
- подготовке персонала к ротационному перемещению.
Профессиональное обучение - это комплексный непрерывный процесс, включающий следующие этапы:
1. Определение потребности в профессиональном обучении работников.
2. Формирование бюджета профессионального обучения.
3. Определение цели обучения персонала.
4. Определение содержания программ профессионального обучения.
5. Выбор форм обучения работников.
6. Обучение кадров организации.
7. Приобретение персоналом профессиональных знаний, умений и навыков.
8. Определение показателей и критериев оценки эффективности обучения.
9. Оценка эффективности профессионального обучения персонала
Такая оценка может быть субъективной, ведь влияние приобретенных знаний и навыков определить трудно (эффективная деятельность организации определяется в значительной совокупности факторов). Для оценки эффективности программ профессионального обучения применяют модель Д. Киркпатрика, описывающей четыре шага оценивания (четыре уровня оценки):
- реакция - насколько участники довольны программой обучения.
- усвоение - методы, навыки работы, приобретенные в результате обучения
- поведение - как после программ обучения изменилось поведение участников
- результат - результаты обучения: повышение качества товаров или услуг, внедрение новых технологий и др.
Мотивация работников к участию в учебных программах обучения обусловлена :
- желанием сохранить работу, должность, статус в организации;
- стремлением получить служебное повышение, расширить должностные полномочия; - желанием повысить оплату своего труда
- интересом к нововведениям, новых знаний и навыков;
- желанием расширить круг общения и установить новые контакты.
Задача руководства заключается в эффективном использовании факторов индивидуальной мотивации для внедрения программ обучения персонала. Оценка эффективности программ профессионального обучения является одним из важнейших элементов системы менеджмента человеческих ресурсов. Расходы материальных, временных, человеческих ресурсов на внедрение программ обучения целесообразны при условии достижения цели обучения, когда полученные знания и навыки способствуют реализации стратегии развития организации.
1.2. Виды профессионального обучения персонала
Профессиональное обучение персонала, как правило, осуществляется по следующим типам:
1) непосредственно в организации;