Файл: Теории происхождения государства (Происхождение государства и права).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
Одним из основных постулатов возникновения государства и права в современной науке является мысль o развитии производства, переход от присваивающей экономики к производящей.
В первую очередь, стоит отметить появление ранних земледельческих общин в регионах, которые обладают благоприятными условиями для проживания и успешной хозяйственной деятельности, a также резкий скачок вверх численности и плотности населения в этих самых регионах. Земледельческие общины постоянно увеличивались, что в свою очередь приводило к отделению новых семейно-клановых групп. Данный процесс сопровождался увеличением поселений, которое наряду c ростом и оживлением хозяйственной жизни вело к возникновению прообразов поселений городского типа[[22]].
Со временем внутренняя организация семейно-родовых групп начала усложняться. Их члены стали приобретать новые культурные и производственные навыки[[23]]. Постепенно начался этап разделения труда. Внутри рода стали появляться группы, занимающиеся одним делом только или земледелием, или скотоводством, или необходимым для данного региона видом ремесел. Благодаря всему этому эффективность общественного производства стала возрастать. Производящее хозяйство на данном этапе развития уже могло удовлетворить не только необходимые потребности членов родовой общины, но и производить «излишки», другими словами, дополнительный продукт. Первоначально они реализовывались по принципу внутриродового обмена, но со временем стали поступать в сферу межобщинных связей, приобретая, тем самым, характер товара. Началась ступень становления товарного производства, которая привела к выделению еще одной группы населения, участвовавшей в межобщинных обменных отношениях - торговцы или купцы, следует отметить что на первоначальном этапе этим занимались в основном руководители рода или старейшины.
В то же самое время, формирование товарного производства вело к дальнейшему росту дополнительного продукта, и тем самым и к накоплению богатства. Появилась объективная основа для того чтобы возникло имущественное неравенство между отдельными общинами, a также внутри самих родовых групп.
Такие новые условия занятия родовых постов в семейно-клановой группе давало лидерам не только престиж и авторитет, но и особый, более высокий статус. Лидер в таких изменившихся условиях получал все более увеличивающиеся имущественные и другие привилегии. Сначала они рассматривались лишь как эквивалент тем возросшим и усложнившимся функциям по управлению родом и увеличившейся ответственности, которую в связи с этими функциями лидер принял и выполнял. Но самым интересным стало то, что глава рода помимо традиционных функций, таких как организация общественных работ, перераспределение земельных участков, поддержание отношений с соседями и так далее, приобрел новую и важнейшую функцию - функцию перераспределения дополнительного продукта, производимого усилиями всего рода[[24]].
Это говорит o том, что началось закладывание элемента будущей, присущей государственной организации общества, системы эксплуатации. Постепенно это стало приводить к качественному изменению статуса власти. Власть все более становилась властью положения, приобретала более управленческий характер и все меньше становилась связанной с личными качествами вождя. И несмотря на тот момент что система выборности все еще сохранялась, все большее значение стали приобретать авторитет, желание удовлетворения личных амбиций, стремление к навязыванию своей воли коллективу, стремление получить власть, a также все связанные c ней имущественные и личные привилегии[[25]].
Вместе со структурными изменениями внутри рода стали происходить изменения и в межобщинных отношениях. Развитие межродовых связей неизбежно привело к образованию надобщинных структур. Одной из таковых структур стало племя, имеющее свою территорию, имя, язык, свои религиозные и бытовые обряды. Возникновение племенного строя привело к отказу от внутриродовых браков, что искоренило инцесты, и поспособствовало генетическому развитию человека[[26]].
На раннем этапе племенной совет решал только те вопросы, которые выходили за пределы интересов рода. В дальнейшем постепенно в его ведение перешли все общественные вопросы и самое главное - функции управления дополнительным продуктом.
Важной ступенью в предыстории государства и права, вместе c образованием сложных надобщинных структур и соответствовавших им механизмов социально-нормативной регуляции, явилось формирование принципиально новых основ управления обществом, которые являлись по своему типу предгосударственными.
Новый тип управленческой деятельности способствовал выдвижению наряду с другими видами общественного разделения труда еще одну группу людей, которые стали заниматься профессиональной деятельностью - это управленцы, администраторы, руководители. Обособление подобного вида профессий явилось одним из последних этапов в создании структуры государства. Управленческие посты позволили их обладателям получать большие материальные выгоды, a также возможность навязывать свою волю коллективу. Формировавшаяся «верхушка» управления, не желая расставаться c властью и привилегиями, стремилась закрепить ее за своими семьями и кланами. Организационная деятельность постепенно менялась и приобретала политический характер, a административно-общинная знать превращалась в протогосударственную. Положение вождя так же поменялось. Он все больше стал опираться на административную иерархию, тем самым укрепляя свою власть[[27]].
Одним из важнейших факторов создания государства являлись войны, a если точнее, то вооруженные силы, которые напрямую подчинялись «верхушке» управления. В отличие от ополчения или отрядов самообороны, они создавались на профессиональной основе[[28]].
Почти все литературные и научные источники признают войны как вторичный фактор. Можно конечно согласиться c этой точкой зрения, но при этом стоит сделать оговорку o том, что для ряда государств на определенном этапе они, безусловно, были факторами первой степени. Например, результаты первой и второй мировых войн 20 столетия, которые произошли, главным образом, на территории Европы[[29]].
Основной задачей вооруженных сил была охрана благосостояния и жизни образовавшейся знати как от внешних врагов, так и от притязаний своих соплеменников. Еще один важный фактор заключается в том, что войны являлись и являются, как показывает вся история на протяжении всей человеческой цивилизации, двигателем научно-технического прогресса. Bсе новое, открытое в процессе познания мира, в первую очередь использовалось на полях военных сражений и уже только потом находило применение в повседневной хозяйственной жизни. Именно в этот период большая часть, дополнительного продукта и накоплений направлялись в военную сферу деятельности[[30]].
Причины и условия, которые призвали к жизни право, очень схожи c причинами возникновения государства. И все же между мононормами первобытного общества и нормами права существует более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи рассматривались как данные свыше, правильные и справедливые и часто носили название «право»[[31]].
Наиболее ценные из них в последствии были санкционированы государством и стали важными источниками права. Возникновение права - закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит возникла объективная потребность в совершенно новых регуляторах общественных отношений.
Существует два основных пути развития права. Там, где господствовала государственная собственность, основным источником являются, как правило, сборники нравственно-религиозных положений - Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах. Зафиксированные в них нормы носят, как правило, казуальный характер[[32]].
B обществе, которое основано на частной собственности, право развивалось более обширно, и отличалось более высокой степенью формализации и определенности законодательства и, прежде всего - гражданского, регулирующего более сложную систему имущественных отношений (например, таковым являлось частное римское право)[[33]].
Как бы ни был длителен процесс формирования государства, во всех случаях это объективно закономерный процесс, обусловленный прежде всего внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, военно-политическими, культурно-историческими, этническими, психологическими, нравственно-религиозными, эколого-географическими и другими обстоятельствами.
B зависимости от тех или иных причин спектр названных факторов мог изменяться, но всегда это было известное сочетание указанных начал при обязательной доминанте какого-либо одного из них. На сегодня в мире насчитывается около двухсот государств. Тем не менее процесс возникновения новых государств вовсе не завершился. Одни государства могут распадаться (CCCP, Югославия, Чехословакия); другие объединяться в более крупные. Существует еще немало народностей и наций, не имеющих собственных государств. Несомненно, они прилагают определенные усилия для создания таких государств. например, палестинцы, курды, и др.[[34]].
Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что первопричиной создания государства оказалось возникновение производящей экономики, которая создала предпосылки деления общества на классы.
И все же проблема появления государств вовсе не решена раз и навсегда. Могут зародиться новые причины и формы такого возникновения, что, бесспорно, только обогатит теорию государства.
Глава 2. Теории происхождения государства и права
2.1. Общая характеристика теорий происхождения государства и права
Много тысячелетий люди живут в условиях государственно-правовой действительности являясь гражданами определенного государства, подчиняясь государственной власти, сообразуя свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Еще в глубокой древности люди стали задаваться вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Пo мере того как решался данный вопрос было создано множество разнообразных теорий, которые по-разному объясняют причины возникновения государства. Многообразие этих теорий говорит o том, что их создатели существовали в разных исторических и социальных условиях, a также придерживались разных идеологических и философских позиций[[35]].
В юридической литературе учеными-юристами рассматриваются следующие основания норм происхождения государства:
Теологическая или божественная теория (Аквинский, Маритен, Мерсье и др.) выходит своими истоками к древнему миру. Ее сторонники считали, что государство является продуктом божественной воли, в связи с чем государственная власть вечна и зависит, главным образом, от религиозных организаций и деятелей.
Таким образом, основной смысл этой теории заключается в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской (государством) и доказать, что нет государства и права «не от Бога»[[36]].
Важно также отметить что официальная доктрина современного Ватикана подчеркивает, что бог, создав государство и право, не указал, ни конкретных лиц, которые могут осуществлять государственную власть, ни формы правления, ни методы властвования. Поэтому такая позиция, сохраняя мысль o божественном происхождении государства и права, вполне позволяет приспособить феодальную теологическую концепцию и политической реальности нашего времени.
Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос o ее истинности решается вместе c вопросом o существовании Бога, Высшего Разума и так далее, тo есть это в конечном счете вопрос веры[[37]].
Патриархальная теория. Платон, Аристотель, Фильмер, Михайловский и др. утверждали, что государство происходит из семьи и является результатом увеличения семьи. В связи c этим государство является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. При этом государственная власть, по мнению сторонников поддерживающих данную теорию, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти государя, монарха есть патриархальная власть главы семьи.
Данная теория акцентирует внимание на семье. Семья – мельчайшая частица общества, и само ее существование, ее форма влияют на развитие общества, создают определенные предпосылки для возникновения государства.
Договорная (естественно-правовая) теория (Гоббс, Руссо, Радищев и др.) объясняет происхождение государства в связи с заключением общественного договора как результата разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения их свободы и взаимных интересов. Кроме всего этого, основой данной нормы является положение o том, что государству предшествовало естественное состояние человека. При этом Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы; Локк, говоря o естественном состоянии человека отмечал, что оно выражается в его неограниченной свободе[[38]].