Файл: Условия повышения эффективности воспитательного процесса в современной школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 282

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Любая воспитательная работа, по мнению Таланчук Н.М., должна начинаться с того, что педагог усваивает, осознает воспитательные функции, т.е. обязанности, виды деятельности, выполняемые в процессе формирования личности и ученического коллектива».

В воспитательной работе следует выделяют три группы функций.

Первая группа связана с непосредственным воздействием педагога на ученика:

• изучение индивидуальных особенностей его развития, его окружения, его интересов;

• программирование воспитательных воздействий;

• реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с учеником;

• анализ эффективности воспитательных воздействий.

Вторая группа функций связана с созданием воспитывающей среды:

• сплочение коллектива;

• формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;

• включение учащихся в разнообразные виды социальной деятельности;

• развитие детского самоуправления.

Третья группа функций направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений ребенка:

• социальная помощь семье;

• взаимодействие с педагогическим коллективом;

• коррекция воздействия средств массовой коммуникации;

• нейтрализация негативных воздействий социума;

• взаимодействие с другими образовательными учреждениями.

В воспитательной работе основное место занимает деятельность педагога, который реализует весь комплекс организаторских функций: целеполагание, планирование, координация, анализ эффективности и т.п.

Воспитательная работа является важнейшим компонентом воспитательного процесса, его основной составляющей. От того, как эту работу проводят педагоги, насколько она адекватна актуальной педагогической ситуации, зависит успех педагогической деятельности школы.[4]

Профессионализм педагога, организатора заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом. “Поштучное”, по словам А.С.Макаренко, индивидуальное воспитание – высший пилотаж в работе воспитателя, педагога, классного руководителя.

Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе современной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовывать разнообразную деятельность детей (педагоги называют ее развивающей, воспитывающей), а для детей она является их естественной жизнью.


Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой , в любой школе всегда была и остается очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для обучающихся стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает педагогу ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности. как сейчас говорят.

Однако чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу, для этого важно понимание, в каких формах ее возможно проводить.[5]

1.2 Понятие «форма воспитательной работы» в педагогической литературе

воспитательный работа школа начальный

В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы.

В словаре С.И. Ожегова дается девять значений слова «форма». Это и внешнее сочетание, и установленный образец и т. п.

Говоря о форме воспитательной работы, прежде всего имеется в виду выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру отношений педагогов и учащихся. Е.В. Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы.

Для того чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспитательной работы», целесообразно определить, какое место этот феномен занимает в педагогическом процессе, каковы его функции.[6]

Первая функция — организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими педагогами (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, инсценировки и т. д.). Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности. Как считает В.С. Безрукова, педагогическая форма — это завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Но организация, по мнению большинства педагогов, не единственная функция формы.


Вторая функция формы — регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми. Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений.

Третья функция — информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.

Исходя из функционального подхода, форму воспитательной работы можно определить как регулирующий отношения педагогов и учащихся основной компонент организации педагогического процесса.[7]

Форма по своей сути организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей. В то же время одна и та же форма может отражать разное содержание, иногда даже не соответствующее первоначальному замыслу. Примером этого является трансформация конкурсов веселых и находчивых «Что, где, когда» в конкурсы по предметам, в конкурсы профессионального мастерства и т.п. В связи с этим следует говорить о непротиворечивости формы и содержания, а не об их единстве.

В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы. Некоторые методисты стремятся собрать как можно больше названий форм и даже насчитывают несколько тысяч таких названий. Попытка собрать такую коллекцию не имеет никакого смысла. Перечислить все формы воспитательной работы невозможно, да и нет такой необходимости. Каждая форма не повторяет другую, а лишь может быть похожа на нее.

Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми.

Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников.

Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит есть формирование шире норм социальных есть отношений.

Составим свой следующую себя схему виды (в соответствии норм с рисунком.1):

Форма роли воспитательной надо работы речь как структура свое совместного лесу взаимодействия

Функции кору участников

Содержание норм

Методы выше и приемы

Порядок форм

Рисунок жюри 1. Форма быть воспитательной этих работы

Итак, форма приз воспитательной быть работы этом – это ограниченная есть по месту чаще и времени быть структура были совместного форм взаимодействия этой детей форм и взрослых, позволяющая этим решить есть определенные быть воспитательные типа задачи.


1.3 Классификация этих форм воспитательной само работы

Для реализации есть педагогических быть задач виды используют игры различные себя формы счет внеурочной этом воспитательной этих работы, количество дела которых речь трудно пять исчисляемо. Для систематизации игра необходима иной классификация себя форм воспитательной речь работы.

Предложенная форм Е.В. Титовой ритм классификация этом форм воспитательной того работы мере предполагает, что существуют форм три основных свою типа форм воспитательной этой работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются форм по следующим форм признакам: по целевой эссе направленности, по позиции быть участников виду воспитательного чаще процесса, по объективным лишь воспитательным форм возможностям.[9]

Мероприятия мест — это события, занятия, ситуации вещь в коллективе, организуемые лесе педагогами свою или кем-нибудь форм другим делу для воспитанников быть с целью свои непосредственного типа воспитательного себя воздействия этих на них. Она выделяет виде характерные себе признаки всем такого есть типа форм. Это прежде один всего этих созерцательно-исполнительская если позиция виде детей двух и организаторская лишь роль взрослых речь или старших форм воспитанников. Иными этом словами, если что-то организуется форм кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют школ и т.п., то это и есть мероприятие.

Понятие небо «мероприятие» исходно быть состоит форм из двух: «мера» и «принимать». Как считает хотя В.С.Безрукова, изначальный приз смысл чего мероприятия одна заключается даже в том, чтобы форм обозначить темы дозировку этом применяемых ходе к воспитаннику иной мер. Впоследствии свою сам термин была получил этих негативный кору смысловой приз оттенок форм как обозначающий лишь формальное всех действие.

Ко второй форм группе форм форм воспитательной двух работы типы Е.В. Титова форм относит была так называемые иной «дела». Дела — это общая лесу работа, важные приз события, осуществляемые себя и организуемые даже членами форм коллектива форм на пользу цели и радость наши кому-либо, в том числе выше и самим лишь себе.

Игры — это воображаемая форм или реальная этом деятельность, целенаправленно быть организуемая вещь в коллективе всех воспитанников школ с целью всем отдыха, развлечения, обучения.


Прежде дела чем говорить форм о классификации норм форм воспитательной приз работы, необходимо этих определить этот то, что отличает свой одну форму иной от другой, то есть определить себя признаки типы формы.

Такими один признаками если могут иной быть количественные: формы форм отличаются всех друг от друга иной временем форм их подготовки чего и проведения, количеством лесу участников.

Когда всех мы говорим этом об отличии чуть форм по времени, то имеем форм в виду, что воспитательные день отношения была его участников форм зависят быть от дозировки себя во времени. Важно хотя выяснить, насколько лесу продолжительны дать эти отношения, сколько зиму времени приз говорит этом педагог игры и сколько свою ученик, как часто роли используется были в воспитательной типа работе дела данная игры форма.

По времени форм проведения дела все формы двух можно типу разделить норм на:

— кратковременные небо (продолжительностью есть от нескольких иной минут надо до нескольких чаще часов);

— продолжительные кого (продолжительностью день от нескольких ритм дней до нескольких роль недель);

— традиционные ведь (регулярно ходе повторяющиеся).

По времени дела подготовки дает можно пути говорить свои об экспромтных часы формах, то есть проводимых этом с учащимися форм без включения форм их в предварительную приз подготовку, а также пять о формах, предусматривающих форм предварительную себе работу, подготовку форм учащихся.[10]

Можно труд различать быть формы форм по видам себя деятельности иной — формы этих учебной, трудовой, спортивной, художественной форм деятельности; по способу пути влияния роль педагога надо — непосредственные если и опосредованные.

По субъекту форм организации форм классификация этот форм может всех быть следующая:

- организаторами темы детей роли выступают этих педагоги, родители быть и другие форм взрослые;

- деятельность форм организуется мере на основе одна сотрудничества;

- инициатива нами и ее реализация всех принадлежит этой детям.

По результату дела все формы лесу можно мере разделить день на следующие свои группы:

- результатом себя является форм информационный всех обмен;

- результатом жанр является этих выработка типу общего форм решения быть (мнения);

- результатом этом является форм общественно если значимый себя продукт.

По количеству свою участников чаще формы форм могут форм быть: